Авиадиспетчер (специалист по аэронавигации) вузы: список вузов где получить профессию

Требования к авиадиспетчеру

К авиадиспетчеру, как к профессионалу и к кандидату на должность предъявляют очень высокие требования.

Феноменальная стрессоустойчивость в совокупности с хорошо развитой внимательностью, чтобы успевать следить за всеми приборами одновременно.
Ответственность и умение четко реагировать согласно имеющимся протоколам, отличное знание международного языка общения, английского языка, иметь четкую дикцию, хорошо поставленную речь и произношение.
Немаловажное условие отличное психологическое и физическое здоровье.
Четкое знание наизусть всех протоколов действия при той или иной ситуации.
Знать строение и работу самолетов, чтобы в случае опасности дать необходимые рекомендации пилоту, не говоря уже о знании оборудования, находящегося в диспетчерской.
Ну и диплом о высшем специальном образовании, без которого ваша кандидатура даже не будет рассматриваться на вакансию авиадиспетчера.

Дополнительные бонусы

Условия работы авиадиспетчера сложные. Диспетчерская служба работает круглосуточно без перерывов и выходных. Поэтому работаю специалисты по управлению воздушным транспортом сменами.

Типичный график — смена с 14.00 до 22.00, отдых в профилактории, следующая смена 8.00 до 14.30. Разбор полетов и изучение полетной документации с 14.30 до 16.30. Ночное дежурство с 21.30 до 8.30. Каждые два часа работы чередуются 20-ти минутным перерывом, если же работа высокой интенсивности 10-ти минутные перерывы делаются через каждый час. Между сменами трое суток выходных. В неделю рабочее время авиадиспетчера не более 36 часов.

Работникам, обеспечивающим безопасность полетов, авиакомпании предоставляют дополнительные льготные программы и бонусы, например:

  • молодые специалисты могут рассчитывать на денежную компенсацию первоначального взноса для покупки квартиры, размеры компенсаций в некоторых авиакомпаниях могут достигать 1,9 млн. руб.;
  • единовременная материальная помощь положена молодым специалистам, приступившим к работе в авиакомпании;
  • специалисты, не имеющие своего жилья, имеют право на 50% компенсацию на аренду жилья;
  • после пяти лет работы, предоставляется право раз в год полететь в любую точку мира бесплатно;
  • билеты для супругов и детей, путешествующих вместе с родителями-авиодиспетчерами, обойдутся им в половину стоимости;
  • есть возможность бесплатного посещения спортивных и тренажерных залов, бассейнов;
  • ежегодно предоставляются бесплатные путевки в санатории и профилактории;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск 67 дней.

Требования к диспетчерам

Учитывая функционал, диспетчеры должны многое знать и уметь, а также досконально разбираться в той сфере, в которой работают. Сюда относятся:

  • нормативно-правовые акты и регламенты деятельности. Особенно это критично для экстренных служб, где есть четкие критерии, как принимать вызов, какую информацию спрашивать в первую очередь, сколько времени тратить на один вызов и т.д.

  • нормы планирования и организации работ при ремонте и восстановлении;

  • знание компьютерной техники и телефонии, включая СУБД, средства заполнения документации и т.д.;

  • основы технологии производства или логистики, если речь идет о предприятии, складе, транспортной компании.

Разумеется, для успешной работы диспетчером нужны определенный склад характера и ума. Здесь следует выделить:

  1. Организованность;

  2. Дисциплинированность;

  3. Хорошую память;

  4. Внимательность и наблюдательность;

  5. Умение концентрироваться и быстро принимать решения;

  6. Усидчивость;

  7. Стрессоустойчивость.

Где учиться на авиадиспетчера?

Исходя из вышесказанного, стать авиадиспетчером или, как его еще называют – специалистом по аэронавигации — очень непросто.

Поступающих учиться на авиадиспетчера кандидатов ждет серьезное конкурсное испытание. От них требуется достаточно высокая осведомленность в области специальных знаний: навигация, метрология, аэродинамика, радиотехническое оборудование, хорошее владение английским языком, психоэмоциональная устойчивость.

Частично недостаток знаний студент сможет восполнить, поступив на обучение диспетчеров гражданской авиации в учебное заведение, но рассчитывать только на знания, полученные во время учебы, не приходится. Очень много учащемуся придется осваивать самостоятельно.

Где же обучают авиадиспетчеров в России?

Выбор не богат. Всего в России насчитывается 10 учебных заведений, где готовят авиадиспетчеров. Это семь высших и три средних образовательных учреждения, которые подотчетны Росавиации.

Также учиться на авиадиспетчера приходится и на курсах повышения квалификации. Для прохождения подобных курсов существует образовательное учреждение некоммерческого типа дополнительного образования «Институт аэронавигации», входящий в структуру ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Попасть учиться на курсы могут лишь те, кто уже работает в профессии, а вот всем, кто только желает ее освоить с нуля — прямая дорога в одно из 10 учебных заведений.

Вузы, где учат авиадиспетчеров в России:

  1. Южно-Уральский государственный университет – крупнейшее учебное заведение на Южном Урале, где учат на диспетчеров гражданской авиации жителей Челябинска и студентов, выбирающих этот вуз в качестве приоритетного.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации – престижный авиационный вуз северной столицы России, который, в первую очередь, известен как один из всего нескольких вузов, где можно пройти обучение на пилота и, в том числе, где готовят авиадиспетчеров в СПБ.
  3. Тульский государственный университет – здесь есть направление подготовки «Системы управления движением летательных аппаратов», которая как раз и нужна абитуриентам, выбирающим для себя вариант обучения на авиадиспетчера гражданской авиации.
  4. Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Здесь также проходят подготовку студенты, обучающиеся на пилотов и летчиков. Здесь же можно и выучиться на авиадиспетчера.

Больше всего повезет тем, кто проживает в столице. Здесь к выбору абитуриентов сразу несколько учебных заведений, куда можно пойти учиться на специалиста по аэронавигации.

Обязанности

Авиадиспетчер – это специалист, который управляет высотой самолетов, предотвращает столкновения в полете, осуществляет проверку и регулирование маневров воздушного транспорта в течение взлета, руления, перемещения на разные высоты, посадки.

Распределение обязанностей:

  • Диспетчерский участок «Старт», «Посадка» – руководит взлетом и приземлением самолетов и других летательных судов.
  • «Руление» – контролирует самостоятельное и другое передвижение в зоне аэропорта.
  • «Круг» – следит за перемещением на аэродроме от 200 метров и до 50 км от него, сообщает высоту для взлета. Специалисты этого подразделения больше всех подвергаются психоэмоциональной нагрузке.
  • «Планирование воздушного движения» – разрабатывает планы полетов, держит связь со всеми службами и экипажами.
  • «Подход» – управляет очередью посадки самолетов на высоте от 1 800 до 5 700 метров.
  • Участки «Местные воздушные линии», «Местный диспетчерский пункт» – руководят полетами местных авиалиний на максимальной высоте в 1 500 метров.
  • «Районный центр» – ведет наблюдение за аэропланами в области 2 100-17 000 метров.

Рабочее место находится в диспетчерской вышке с видом на аэродром. Оно оснащено столом для графиков, информационными документами, телефонной связью и шестью экранами слежения:

  • Обзор летного поля;
  • Погодные условия;
  • Положение объектов в воздухе;
  • Воздушная обстановка в радиусе 120 км и в радиусе 200 км;
  • Светотехнические системы.

Руководствуясь информацией с этих мониторов, а также связью с различными экипажами и службами, диспетчер управляет взлетом и посадкой воздушных судов.

Для работы по данной специальности требуются следующие умения:

Аэронавигация – способы управления летательными аппаратами по заранее спланированному или оперативному курсу.
Авиационная метеорология – воздействие явлений погоды на управление самолетами.
Знание официального регламента, который устанавливает и регулирует правила работы диспетчера.
Высокоразвитое восприятие пространства – правильное определение координат объектов.
Английский язык – для взаимодействия с иностранными авиалиниями, работой с оборудованием

Способствует возрастанию дохода на 50%.
Эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость.
Способность переключать внимание на многие задачи.
Умение оценивать критическую обстановку и быстро решать проблему.. Раз в четыре года авиадиспетчер младше 40 лет проходит переподготовку, по результатам которой снова допускается к своим обязанностям

Начиная с 50 лет, эта проверка выполняется ежегодно. Также существует повышение квалификации, которое нужно проходить раз в 2-3 года, исходя из класса работника. Третий класс является начальным, его получают заступившие на службу специалисты

Раз в четыре года авиадиспетчер младше 40 лет проходит переподготовку, по результатам которой снова допускается к своим обязанностям. Начиная с 50 лет, эта проверка выполняется ежегодно. Также существует повышение квалификации, которое нужно проходить раз в 2-3 года, исходя из класса работника. Третий класс является начальным, его получают заступившие на службу специалисты.

Диспетчерский отдел трудится полные сутки. Вследствие непрерывной работы специалисты сменяют друг друга. Каждые два часа полагается перерыв на отдых длительностью 20 минут и больше.

Описание и характеристика профессии

В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:

  • пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
  • пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.

В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.

Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.

В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.

Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная». Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.

Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.

Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.

Заработок российских авиадиспетчеров

Определить точно, сколько получает авиадиспетчер в России, довольно трудно. Показатели зависят от квалификации, занимаемой должности и региона работы, от владельца авиакомпании и значимости аэропорта. Данные, предоставляемые статистическими службами, разнятся в цифрах и не всегда соответствуют действительности.

В зависимости от нюансов работы заработок сотрудника диспетчерских служб аэропорта может достигать 270 тыс. Такая сумма доступна руководителям полетов компаний, занимающих лидирующее положение на российском рынке авиаперевозок. Минимальная ставка авиадиспетчера, которую можно обнаружить среди вакансий, начинается от 40 тыс. рублей. Среднестатистический показатель по стране – 60 тыс. рублей.

Зарплата в зависимости от региона и аэропорта

Столичные аэропорты предлагают авиадиспетчерам наилучшие условия в плане денежных вознаграждений. Среднемесячная заработная плата в Москве колеблется в пределах 90–130 тыс. рублей. При этом персонал диспетчерских служб, не имеющий солидного стажа работы, может рассчитывать на 60 тыс.

В остальных регионах заработная плата служащих авиадиспетчерских служб заметно отличается от столичных (в тыс. рублей):

  • в Магадане – 60;
  • во Владивостоке – 59;
  • в Саратове – 41;
  • в Воронеже – около 40;
  • в Ростове-на-Дону – 56;
  • в Самаре – 35,5.

Наличие множества авиакомпаний также вносит свою лепту в разницу зарплат российских авиадиспетчеров. Лидером рейтинга гонораров является «Авангард», предлагающий до 260,5 тыс. рублей. В компании «Стрела» можно заработать 91,5 тыс., а АЦ 1-й класс предлагает 73,5 тыс. «Аэронавигация на Северо-Западе» платит своим сотрудникам до 65,5 тыс. рублей, а «КрисАвиа» и «Аврора» – 55. Самые маленькие средние зарплаты авиадиспетчеров наблюдаются в компаниях «АвиаСтартСибирь», «Победа» и Аэрофлот – около 45 тыс. рублей.

Сравнивая, сколько зарабатывают американские и европейские авиадиспетчеры, можно лишний раз убедиться, как низко ценится высококвалифицированный труд в России. Американские авиапредприятия платят своим сотрудникам $8 тыс. Немцы почти не уступают им – €7 тыс. Почти так же оценивается труд авиадиспетчера в Великобритании – £5,6 тыс. В Польше и постсоветских прибалтийских республиках специалисты контроля полетов могут рассчитывать на €1,5 тыс.

Особенности профессии

Функциональные обязанности диспетчера по центровке самолета:

  • организация и координация работы наземных служб аэропорта  по загрузке воздушных судов перед вылетом в соответствии с инструктивными документами, а именно «Руководством по центровке и загрузке гражданских самолетов»;
  • осуществление предварительной и окончательной, а также всех видов центровки самолета в соответствии с суточным планом вылетов и предварительной информацией о рейсе с помощью терминального оборудования, современных средств оргтехники, связи и других средств информации;
  • предварительный сбор и подготовка информации о составе и весовых характеристиках воздушного судна, их максимально допустимой взлетной массе, величине планируемых грузовых отправок;
  • обеспечение максимальной загрузки самолета при соблюдении установленных центровок;
  • составление центровочного графика (рис. А, Б, В, Г) и своевременное предоставление информации о загрузке и центровке воздушного судна;
  • контроль за реализацией рекомендаций об ограничениях по массе и очередности размещения грузов;
  • в случае необходимости принятие мер по устранению сбойной ситуации;
  • выполнение мероприятий по переходу к сезонным видам эксплуатации воздушного судна (в зимний период — контроль за оледенением воздушного судна).

Сколько зарабатывают диспетчеры в европейских странах

Рассматривая доходы отечественных представителей профессии, нельзя не упомянуть о средних зарплатах их зарубежных коллег. Для примера приведём оклады диспетчеров некоторых европейских стран:

Государство Заработная плата (EUR)
1. Польша 1 340
2. Латвия 1 785
3. Франция 6 500
4. Великобритания 7 000
5. Германия 7 000


Сколько зарабатывают авиадиспетчеры в разных странах мира

Как видно по таблице, в различных европейских государствах ситуации отличаются. Лучше всего живётся немцам и англичанам. А вот польским диспетчерам приходится нелегко. Профессиональные нагрузки и вознаграждение за них не соответствуют друг другу.

Отметим, что американские диспетчеры зарабатывают чуть меньше английских и немецких. Их доход равен 8 000 USD в месяц.

Что входит в обязанности авиадиспетчера?

Авиадиспетчеры не только контролируют положение авиалайнеров в небе и аэропорту, но и управляют действиями пилотов от старта двигателя до посадки воздушного судна и его постановки в строго отведенное место аэродрома.

Авиадиспетчер – обобщающее понятие. Специалисты этой профессии отвечают за определенную часть полетов, а также координируют работу служб аэропорта. В зависимости от закрепленного участка, в обязанности авиадиспетчеров входят:

  • «старт-посадка». Руководство взлетами и приземлениями воздушных судов;
  • «руление». Контроль рулежки и других видов перемещения авиатранспорта по аэродрому;
  • «круг». Слежение за обстановкой в зоне аэродрома и за его пределами в радиусе до 50 км;
  • «планирование воздушного движения». Разработка полетных планов, поддержка связи с аэропортовыми службами и экипажами воздушных судов;
  • «подход». Определение очередности приземления авиалайнеров, находящихся на высотах 1800–5700 м;
  • «местные воздушные линии» и «местный диспетчерский пункт». Управление полетами местного значения и контроль воздушной обстановки на высоте до 1500 м;
  • «районный центр». Наблюдение за самолетами, совершающими полетами в диапазоне высот от 2100 до 17 000 м.

Рабочим местом авиадиспетчера является вышка, позволяющая обозревать большую часть аэродрома и окружающее воздушное пространство. В распоряжении служащего находится до шести мониторов слежения, стол для графиков и рабочая документация.

Сотрудник диспетчерской службы обязан иметь высшее образование по специальности, досконально знать аэронавигацию и авиационную метеорологию. В обязательные требования входит знание инструкций и правил эшелонирования. Авиадиспетчер должен контролировать свое психоэмоциональное состояние, оперативно оценивать обстановку и принимать решения, а также в совершенстве владеть английским языком.

Работники авиадиспетчерских служб возрастом до 40 лет обязаны подтверждать профпригодность и проходить курсы повышения квалификации каждые 4 года. После сорока лет процедура проводится ежегодно.

Средняя зарплата в Москве

Отдельного внимания заслуживает размер средней заработной платы в Москве, потому что столичный регион является первоочередным показателям, на который ориентируются граждане других регионов. Однако здесь стоит учитывать, что уровень жизни в Москве очень высокий и очень дорогой, поэтому средняя зарплата здесь имеет высокое значение.

Предварительные данные говорят о том, что данный показатель достигнет 76 000 рублей в 2020 году, хотя сегодня её уровень на 10 000 рублей меньше.

Если сравнивать показатель средней зарплаты в регионе с показателем зарплаты в столице, то можно заметить, что последний показатель превышает региональный в два раза. Более того, не так давно мэр Москвы сделал заявление о том, что в среднем врач московской поликлинике зарабатывает 110 000 рублей, то есть уровень доходов столичных граждан может быть ещё выше, чем в представлении специалистов Росстата.

Особенности профессии

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер  руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а  вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.

Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.

Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора,  учитывая метеоусловия,  график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы  диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.

Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

Работа диспетчера организована так, чтобы  максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений  – всё это означает повышенное нервное напряжение.

Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

История профессии

Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ. IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector