Аграрные вузы россии
Содержание:
Оставить нельзя модернизировать
Стремительный прогресс технологий затрагивает все отрасли экономики, в том числе и сельскохозяйственную. Облик и условия развития мирового агропромышленного комплекса (АПК) кардинально изменятся уже в ближайшее десятиления, прогнозируют учёные.
Новый этап технологического развития в мире получил название «АgroTech 4.0» (АПК 4.0). Его основы — внедрение «умных» решений, био- и нанотехнологий, робототехники, растущее влияние потребителей и новых ценностных ориентиров, изменения в структуре ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности.
Всё это меняет структуру занятости — с одной стороны снижается зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы и ставится под вопрос актуальность отдельных профессий, с другой — растут и быстро меняются требования к ключевым компетенциям.
В результате одним из трендов трансформации мирового АПК становится формирование новой модели аграрного образования. Её основные черты: междисциплинарность и развитие на стыке разных областей научных знаний, растущий в геометрической прогрессии объём научной информации, переход к «экономике знаний», главным ресурсом которой являются компетенции. Университеты, управляющие созданием этого ресурса, приобретают новую ролевую характеристику, преобразуясь в «предпринимательские университеты», которые совмещают научно-образовательную, инновационную и бизнес-функцию.
«Образовательный конвейер»
Система аграрного образования в США основана на концепции «образовательного конвейера», что означает поддержку непрерывности и преемственности — обучение в течение всей жизни, начиная со средней школы.
В сфере обеспечения качества образования существуют две базовые программы (в комплексе охватывают все образовательные ступени от начальной школы до магистратуры): SPECA (Secondary Education, Two-Year Postsecondary Education, and Agriculture in the K-12 Classroom Challenge Grants Program) и HEC (Higher Education Challenge).
SPECA направлена на повышение качества образования в средних школах и колледжах. Её конечная цель — увеличение числа и разнообразия учеников, которые будут продолжать обучение на ступенях среднего специального образования, переходящего в бакалавриат.
HEC (Higher Education Challenge) же укрепляет образовательный потенциал университетов. Эта программа преследует две ключевые цели — повышение качества обучения бакалавров, магистров и первых профессиональных степеней в области ветеринарии.
Помимо этих двух программ существует ещё много других, направленных, например, на поддержку института аграрного образования в школах, внедрение STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) на всех участках образовательного конвейера, поддержку инновационных исследований для малого бизнеса, развитие партнёрств между частными организациями и государственными научно-исследовательскими центрами. В 2019 году по программам таких партнерств (SBIR — Small Business Innovation Research и STTR — Small Business Technology Transfer) была оказана поддержка 106 проектам на общую сумму 24 млн долларов.
История
Почтовая марка СССР, 1965 год
Почтовая марка России, 2015 год
Датой основания считается 3 декабря 1865 года, когда вышло распоряжение об открытии Петровской земледельческой и лесной академии. 25 января 1866 года состоялось открытие лекций.
Имперский период
Основная статья: Петровская сельскохозяйственная академия
27 октября 1865 года утверждён Устав академии. 3 декабря 1865 года объявлено распоряжение правительства об её открытии; открыты два отделения — сельскохозяйственное и лесное.
25 января 1866 года прочитаны первые лекции. С 1871 года началось преподавание садоводства и огородничества.
По новому Уставу от 16 июня 1873 года академия стала государственным вузом. В 1878—1879 годах в академии был организован лесохозяйственный музей, заложен лесной питомник, на опытном поле открылась метеорологическая станция.
В 1889 году принят новый Устав; ликвидируется лесное отделение; изменяется название: до 1894 года — Петровская сельскохозяйственная академия.
1 февраля 1894 года академия была закрыта. В июне 1894 года учреждён Московский сельскохозяйственный институт. В 1895—1898 годах заложен ботанический сад.
Советский период
Памятник Клименту Тимирязеву на территории академии
В 1917 году восстановлено название — Петровская сельскохозяйственная академия, изменены устав и организационная структура, созданы новые учебные планы и программы.
В декабре 1923 года вуз получил новое название — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева; обучение было трёхгодичным, существовало 3 факультета: агрономический, экономический и инженерный.
В начале 1930-х годов на базе факультетов академии созданы Гидромелиоративный институт, Институт инженеров сельскохозяйственного производства, Институт рыбной промышленности.
В 1941 году Сельскохозяйственная академия имени Тимирязева являлась вузом Наркомзема СССР и имела почтовый адрес: город Москва, Новое шоссе, дом 10.
Основная деятельность Тимирязевской академии не прерывалась в военные годы. Временно она находилась в Самарканде, но уже в 1943 году возобновились занятия в Москве.
Современный период
В 1994 году утверждён Устав и название Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева (МСХА). В 2001 году принят новый Устав академии.
20 июня 2005 года академия переименована в Федеральное государственное образовательное учреждение «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева» (ФГОУ ВПО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева).
11 сентября 2008 года указом президента Российской Федерации № 1343 в целях сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации университет включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В 2009 году университет получил статус базовой организации государств — участников СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования.
20 мая 2013 года приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была начата реорганизация университета путём присоединения к нему ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина» и ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства». 4 апреля 2014 года присоединение было завершено.
В 2017 году РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева признан базовой организацией Министерства сельского хозяйства РФ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области агропромышленного комплекса.
В ноябре 2019 года приказом министра сельского хозяйства на должность ректора назначен Академик РАН, профессор В. И. Трухачев. Учёный является председателем Ассоциации аграрных вузов РФ «Агрообразование» и входит в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Структура университета
Один из учебных корпусов академии
Факультеты и институты
Почвенно-агрономический музей им. В. Р. Вильямса
Институты
- Институт механики и энергетики имени В. П. Горячкина
- Институт мелиорации, водного хозяйства и строительства имени А. Н. Костякова
- Институт экономики и управления АПК
- Институт непрерывного образования
Опытное поле МСХА, улица Прянишникова
Факультеты
- Агрономии и биотехнологии
- Зоотехнии и биологии
- Гуманитарно-педагогический
- Почвоведения, агрохимии и экологии
- Садоводства и ландшафтной архитектуры
- Технологический
- Факультет заочного образования
- Факультет довузовской подготовки
- Лаборатория защиты растений
- Учебно-опытная пасека
- Лаборатория плодоводства
- Информационно-аналитический центр регистра и кадастра
- Лаборатория строительно-технической экспертизы зданий и сооружений
- Лаборатория селекции и семеноводства полевых культур
- Испытательная лаборатория по качеству молока
- Метеорологическая обсерватория имени В. А. Михельсона
- Почвенно-экологическая лаборатория
- Учебно-научно-производственный центр «Овощная опытная станция имени В. И. Эдельштейна»
- Лаборатория агроэкологического мониторинга, моделирования и прогнозирования экосистем
- Научно-исследовательская и проектно-учебная лаборатория транспортных средств сельскохозяйственного назначения
- Учебно-научный консультационный центр «Лесная опытная дача»
- Учебно-научный производственный центр спортивного газоноустройства и ландшафтного газоноведения
- Центр зерновых бобовых культур и производства растительного белка
- Центр спортивно-технического развития молодежи — «Вектор»
- Лаборатория белого люпина
- Учебно-научный корпус в Михайловском
- Учебно-научный центр коллективного пользования — сервисная лаборатория комплексного анализа химических соединений
- Центр молекулярной биотехнологии
- Полевая опытная станция
- Проблемная научно-исследовательская лаборатория по разработке теоретических основ совместного управления водным, солевым и тепловым режимами мелиорируемых земель
- Учебно-научный консультационный центр «Агроэкология пестицидов и агрохимикатов»
- Лаборатория генетики, селекции и биотехнологии овощных культур
- Центр образовательной, спортивной и культурно-массовой работы
- Отраслевой аграрный бизнес-инкубатор
- Центр развития животноводства
- Лаборатория физиологии и патологии размножения мелких животных
- Зоостанция
- Учебно-производственный животноводческий комплекс
- Учебно-производственный птичник
Список лучших вузов России, рейтинг 2021 года
Зато в регионах аграрные специальности и сельское хозяйство не теряют своей значимости. Знакомим вас с топ-10 лучшими сельскохозяйственными вузами РФ согласно рейтингу «Национальное признание»-2020:
- Ставропольский государственный аграрный университет. Вуз имеет богатую историю. Был основан в 1930 году в Москве как Московский институт овцеводства. В 1932 году был перемещен в Ставрополь. За время своего существования учебное заведение расширялось путем присоединения других общеобразовательных учреждений и не раз меняло название. В 1994 году институт стал называться академией, с 2001-го университет носит современное название.
- Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар). Годом основания вуза является 1922-й, когда аграрному отделению при Кубанском политехникуме присвоили звание института. В 1991 году университет получил современное название. Сегодня это одно из крупнейших сельскохозяйственных высших учебных заведений страны.
- Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева. Старейший аграрный вуз России, который был основан в декабре 1865 года в качестве Петровской земледельческой и лесной академии. За время существования учебное заведение неоднократно меняло свое название. В 2017 году вуз был признан основной организацией Минсельхоз РФ по повышению квалификации работников в аграрном секторе.
- Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова. Вуз был основан в 1913 году как Высшие сельскохозяйственные курсы. Сегодня это крупнейшее учебное аграрное заведение Поволжья. Благодаря тому, что в университете в свое время (1917-1921 гг.) преподавал известный генетик Николай Иванович Вавилов, образовательное учреждение позже стало носить его имя.
- Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I. Стал первым высшим учебным заведением в городе, основанным в 1912 году по указу императора Николая II. В истории вуза были не только положительные моменты: так, в 2017-м университет потерял аккредитацию, которая позже была восстановлена. Сегодня это крупнейшее высшее сельскохозяйственное учебное заведение в центральной части России.
- Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа). Возник в 1930 году как Башкирский сельскохозяйственный институт. Звание университета вуз получил в 1993 году.
- Донской государственный аграрный университет (пос. Персиановский). Крупнейший сельскохозяйственный вуз юга России, который находится в Ростовской области. История учебного заведения берет начало в 1840 году, с открытия в Варшаве ветеринарного института, в Первую мировую войну переведенного в Новочеркасск. С 1907 года в станице Персиановская успешно развивается агрономическое отделение вуза. В 1993-м учебному заведению присвоен статус университета.
- Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина. Учебное заведение возникло в Великую Отечественную войну, с образованием в 1943 году Ульяновской области, на базе эвакуированного из Воронежа зооветеринарного института.
- Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина. Учебное заведение было основано в 1975 году, спустя 20 лет вуз получил статус академии. В 1999 году академия была преобразована в университет. В истории вуза были как светлые, так и темные времена. Так, вуз в 2007 году стал победителем среди высших учебных заведений, занимающихся внедрением инноваций в образовательные программы. А спустя 10 лет получил запрет от Рособрнадзора на прием студентов, который, впрочем, был снят в апреле того же года после устранения вузом ранее выявленных нарушений.
- Пензенский государственный аграрный университет. Вуз основан в 1950 году как Пензенский сельскохозяйственный институт. В 1995 году получил название Пензенской государственной сельскохозяйственной академии. Современное название университет приобрел в 2016 году.
Примечания
- В 1890 году, после постройки трёхэтажного здания общежития (1887) по проекту С. И. Тихомирова, флигель был переделан под учебные нужды, в частности, для кафедр частной зоотехнии и кафедры зоологии и энтомологии.
- В 1883 году, спустя 3 года после пожара, здесь по проекту Китнера было выстроено новое двухэтажное здание, в котором разместились различные лаборатории, в том числе агрономическая лаборатория Прянишникова и бактериологическая лаборатория, а на втором этаже 4 квартиры для профессоров и ассистентов. В 1914 году оно было капитально перестроено по проекту П. П. Смиренкина.
- . Памятники архитектуры Москвы & области.
- .
- ↑ , с. 50.
- , с. 53.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2012.
- Иверонов — статья из Большой советской энциклопедии.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2012.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2012.
- Михаил Иванович Придорогин (1862—1923)
Известные выпускники
Алексей Оверчук — заместитель председателя Правительства Российской Федерации. Кандидат экономических наук.
Шухрат Миталипов — учёный, первым в мире клонировал сначала приматов, а затем человеческий эмбрион. Его главная цель — с помощью CRISPR победить большинство генетических заболеваний. Один из главных специалистов по генной инженерии в мире.
Евгений Савченко — губернатор Белгородской области с 18 декабря 1993 года. На сегодняшний день является лидером по времени пребывания на посту среди всех глав российских регионов — более 27 лет. Доктор экономических наук, член-корреспондент РАСХН, член-корреспондент РАН. Член Высшего совета партии «Единая Россия».
Анатолий Артамонов — председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Доктор экономических наук.
Антон Кобяков — советник Президента Российской Федерации. Профессор, кандидат биологических наук, доктор экономических наук.
Омурбек Бабанов — Кыргызский политик и государственный деятель.
Бекен Алимжанов — Член Президиума Международной Ассоциации «Интервуз»; член Международного биографического центра IBC Кембриджского университета (Великобритания, 2008) с присуждением почетной медали и почетной грамоты в номинации «Ведущие деятели мира в области образования», с включением биографических сведений в справочное издание биографий людей, внесших значительный вклад в развитие образования на национальном и международных уровнях.
Сергей Данкверт — руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Роман Юнусов — Российский юморист, резидент «Comedy Club», популярный киноактёр и ведущий.
Елена Бондарева — многократная чемпионка мира и обладательница Кубка мира по самбо. Заслуженный мастер спорта России, 3-кратная чемпионка мира, 2-кратная чемпионка Европы, 3-кратная чемпионка России, победитель Кубка мира, победитель Универсиады-2013 в Казани.
Силла Шейк Талиби — Министр энергетики и водного хозяйства Гвинейской республики.
Сергей Головкин — серийный убийца и педофил, известный под псевдонимом «Фишер».
Ректор университета
В. И. Трухачев — Академик Российской академии наук, доктор сельскохозяйственных наук, доктор экономических наук, дважды профессор, председатель Ассоциации аграрных вузов РФ «Агрообразование», ректор РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева.
В. И. Трухачёв более 20 лет возглавлял Ставропольский государственный аграрный университет. В ноябре 2019 года был назначен руководителем Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева.
Перед ректором стоит задача провести модернизацию университета в соответствии с вызовами времени, нарастить его научно-технический потенциал, широко внедрить современные подходы к образованию.
В. И. Трухачев входит в состав Совета по науке и образованию при президенте Российской Федерации, в состав Правления Российского союза ректоров, является Заслуженным деятелем науки Российской Федерации, Почетным работником высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетным работником агропромышленного комплекса России.
Научная работа: опубликовано 870 научных и учебно-методических работ, в том числе — 667 научных работ, 41 монография. Имеет 62 патента на изобретения, 13 авторских свидетельств Государственной комиссии РФ по испытанию и охране селекционных достижений и 23 свидетельства об официальной регистрации программ ЭВМ.
Награды: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Орден Дружбы, Почетная грамота Президента Российской Федерации, Медаль и Почетная грамота Государственной Думы Федерального собрания РФ, звания Герой труда Ставрополья и Почетный гражданин Ставропольского края и многие другие награды.
Под научным руководством В. И. Трухаева подготовлено 35 кандидатов наук и 8 докторов наук.
ТОП-5 крупнейших отраслевых вузов России
№ | Наименование (описание) | Количество обучающихся |
---|---|---|
1 | Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина | |
(медицина и биотехнологии) | ||
34 717 | ||
2 | Сибирский федеральный университет | |
(нефтегазовое дело) | ||
31 573 | ||
3 | Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова | |
(инженерные направления) | ||
30 671 | ||
4 | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
(педагогические направления) | ||
28 414 | ||
5 | Казанский национальный исследовательский технологический университет | |
(сельскохозяйственные направления) | ||
20 479 | ||
Итого: 145 854 |
Место |
Название вуза |
Количество обучающихся |
Медицина и биотехнологии |
||
1 |
Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина |
34 717 |
2 |
МГУ имени М. В. Ломоносова |
30 671 |
3 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
28 414 |
4 |
Дальневосточный федеральный университет |
24 753 |
5 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
21 817 |
6 |
Белгородский государственный национальный исследовательский университет |
20 133 |
7 |
Воронежский государственный университет |
18 877 |
8 |
Российский университет дружбы народов |
17 603 |
9 |
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова |
13 573 |
10 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
6 620 |
Инженерные направления |
||
1 |
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова |
30 671 |
2 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
28 414 |
3 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
21 817 |
4 |
Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
18 691 |
5 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
17 477 |
6 |
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана |
15 677 |
7 |
Национальный исследовательский Томский государственный университет |
14 359 |
8 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
8 510 |
9 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
6 620 |
10 |
Московский физико-технический институт (государственный университет) |
5 611 |
Педагогические направления |
||
1 |
Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина |
34 717 |
2 |
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова |
30 671 |
3 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
28 414 |
4 |
Дальневосточный федеральный университет |
24 753 |
5 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
24 627 |
6 |
Южный федеральный университет |
24 365 |
7 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
21 817 |
8 |
Белгородский государственный национальный исследовательский университет |
20 133 |
9 |
Российский университет дружбы народов |
17 603 |
10 |
Национальный исследовательский Томский государственный университет |
14 359 |
Нефтегазовое дело |
||
1 |
Сибирский федеральный университет |
31 573 |
2 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
28 414 |
3 |
Дальневосточный федеральный университет |
24 753 |
4 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
21 817 |
5 |
Казанский национальный исследовательский технологический университет |
20 479 |
6 |
Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
18 691 |
7 |
Российский университет дружбы народов |
17 603 |
8 |
Уфимский государственный нефтяной технический университет |
12 844 |
9 |
Санкт-Петербургский горный университет |
12 280 |
10 |
Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина |
8 493 |
Сельскохозяйственные направления |
||
1 |
Казанский национальный исследовательский технологический университет |
20 479 |
2 |
Тюменский государственный университет |
19 928 |
3 |
Оренбургский государственный университет |
19 727 |
4 |
Кубанский государственный университет |
18 485 |
5 |
Российский университет дружбы народов |
17 603 |
6 |
Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского |
17 460 |
7 |
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова |
16 250 |
8 |
Национальный исследовательский Томский государственный университет |
14 359 |
9 |
Пермский государственный национальный исследовательский университет |
10 948 |
10 |
Московский государственный университет пищевых производств |
8 431 |
Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие вузы по пяти направлениям: «Медицина и биотехнологии», «Инженерные направления», «Педагогические направления», «Нефтегазовое дело», «Сельскохозяйственные направления». Основанием для ранжирования стало общее число студентов по состоянию на 2019 год. Данные для составления рейтинга взяты из отчетов о самообследовании либо, в случае отсутствия свежих данных, запрошены в вузах. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.
Зарубежный опыт
Кадровый дефицит в АПК и престиж аграрных профессий — проблема не только России. Она характерна для всех развитых стран, и, как отмечают авторы, вызвана общим набором предпосылок, связанных с трансформацией общественно-экономического уклада.
Американская образовательная модель имеет, например, свои проблемы — недостаточная «пропускная способность» университетов. Она вызывает количественный дефицит. Качественный также есть, но формулируется в перспективном контексте — дефицит кадров может проявиться при быстром переходе отрасли на новый технологический этап. Россия имеет и количественный, и качественный дефицит специалистов «здесь и сейчас».
Чтобы сформулировать рекомендации по модернизации российского аграрного образования, авторы доклада проанализировали опыт США, представляющий, как они отмечают, уникальный пример комплексного подхода и включающий наиболее широкий набор инструментов, которые используются в мировой практике преодоления подобных проблем.
Библиотека
Со времени открытия Петровской земледельческой и лесной академии 3 декабря 1865 года согласно её Уставу появилась и библиотека. Открытию её предшествовал ряд организационных мероприятий, и прежде всего формирование фонда. В основном фонд составили пожертвования учреждений и частных лиц; из частных лиц самое крупное пожертвование было сделано первым директором Н. И. Железновым; среди крупных дарителей — библиотека Академии наук, Императорская публичная библиотека, Императорское Вольное экономическое общество, Санкт-Петербургский лесной институт. Первым библиотекарем был назначен профессор В. Н. Андреев; была выбрана библиотечная комиссия из трёх профессоров под председательством профессора Э. Б. Шене; 9 апреля 1866 года в штате библиотеки появился ещё один сотрудник — слушатель академии Г. Гофман.
С 1877 года по решению Совета академии начала действовать учебная библиотека; главная библиотека стала именоваться фундаментальной, а учебная — библиотекой учебных пособий. В неё из главной библиотеки было передано 238 учебников и учебных пособий и выделен один читальный зал. Только с 1895 года у библиотеки учебных пособий появились денежные средства для самостоятельного комплектования. Однако на протяжении всех лет значительным источником пополнения книжных фондов были пожертвования профессоров и воспитанников академии; в разное время библиотека получила ценнейшие дары: в 1867 году по завещанию профессора И. Д. Ауэрбаха почти 800 томов; от профессора М. И. Придорогина 830 томов по зоотехнии; по завещанию профессора В. Ф. Болдарева многочисленное собрание книг по сельскохозяйственной энтомологии; от профессоров Московского университета А. П. Богданова и Н. Ю. Зографа — более 6000 томов книг по биологии и зоологии.
В 1894—1919 годах директором библиотеки был Карл Фёдорович Арнольд.
В начале января 1915 года в фундаментальной библиотеке насчитывалось 62986 томов научных книг, включающих более 20 тысяч названий, 52 % — на русском языке; библиотека имела несколько каталогов: алфавитный книг, систематический книг, алфавитный периодических изданий на русском языке и иностранных (английском, немецком).
К 1917 году библиотека заняла почти весь первый этаж главного здания и значительную часть подвального помещения. В это же время на ряде кафедр стихийно стали возникать кафедральные библиотеки из пожертвований преподавателей и слушателей кафедр, состоявшие из рукописных лекций, отчетов, книг, периодических изданий.
В первые годы существования посещаемость библиотеки не превышала 800 человек в год. Это в значительной мере объяснялось жёстким режимом, установленным в правилах пользования книгами библиотеки. Лишь в 1905 году был отменён тройной залог, который должны были вносить студенты при получении книг. Отменено было также запрещение студентам получать на дом периодические издания. Библиотека стала работать ежедневно и более продолжительное время, не закрывалась и во время каникул.