Кто такой звукорежиссер? что за профессия, чем занимается?
Содержание:
- Чем отличается звукорежиссер от звукооператора
- Учеба и ЕГЭ
- Чем занимается звукооператор
- Как стать востребованным специалистом
- Описание профессии
- Требования
- Что за профессия
- Секрет долголетия проекта
- Профессия звукорежиссер
- Ведущие преподаватели
- Круг обязанностей
- Особенности профессии
- Что должен уметь звукорежиссер
- Чудеса на съёмочной площадке
- Особенности профессии
- Профессия звукорежиссер подойдет для подростков, которые:
- 2.Московская школа кино
- Заработная плата звукорежиссеров
- Оплата труда
- Важные качества
- Знания и навыки
- Обучение на Звукооператора
- Какое должно быть образование
- Плюсы и минусы профессии
- Взаимодействие с экстрасенсами
Чем отличается звукорежиссер от звукооператора
Не стоит путать эти специальности, ведь они выполняют разные задачи. Но иногда всё приходится совмещать одному человеку.
- Звукооператор, это член съемочной группы, который можеть сделать запись звука во время съемок, используя профессиональное оборудование, она дополнит конечный продукт или передасться для доработки звукорежиссеру, шумовику или редактору эффектов. От специалиста требуется достаточная сосредоточенность, чтобы в реальном времени работать с микрофонами, отслеживать уровень звука диалогов и фоновых шумов.
- Звукорежиссер руководит звуковым цехом. Взаимодействуя с его участниками, он должен провести творческую работу с полученной базой. Среди его задач — создание художественных образов, общей концепции, драматургии звука — чем он и занимается. Звукорежиссер должен предоставить конечный, завершенный по звучанию продукт, при этом всецело гармонирующий с визуальным рядом. Этим и отличается звукорежиссер от звукооператора.
Учеба и ЕГЭ
Один из первых вопросов, если вы выбрали профессию звукорежиссера, – где учиться. Некоторые считают, что иметь высшее образование для этого необязательно. Вполне хватит знания специальных компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком, и хорошего слуха. Также неплохим подспорьем будет обучение на тематических семинарах и курсах. Однако в таком случае трудоустройство ограничится должностью, например, клубного ди-джея или человека, который включает музыку на свадебных торжествах. Как стать востребованным профессионалом? Для начала – получить соответствующий диплом университета. Наличие музыкального образования будет существенным преимуществом.
Вот несколько вузов в России, где учат на звукорежиссера:
-
Белгородский госинститут искусств и культуры. Факультет музыкального творчества.
- Волгоградский госинститут искусств и культуры. Факультет художественного творчества.
- Московский госинститут культуры. Театрально-режиссерский факультет.
- Алтайский госинститут культуры. Факультет художественного творчества.
- Сибирский госинститут искусств им. Д. Хворостовского. Музыкальный факультет.
- Московский технический университет связи и информатики. Общетехнический первый факультет.
- Санкт-Петербургский электротехнический госуниверситет «ЛЭТИ» им. В. Ульянова (Ленина). Факультет радиотехники и телекоммуникаций.
- Сибирский госуниверситет телекоммуникаций и информатики. Факультет мобильной радиосвязи и мультимедиа.
- Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Режиссерский факультет.
- Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.
Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту нужно будет сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Некоторые вузы также могут потребовать результаты экзамена по профильной математике.
Чем занимается звукооператор
Задача оператора — добиться идеального звучания, согласно требованиям восприятия художественного продукта. Это мастер гармоничного звукового оформления. Он востребован в современном театре, киноиндустрии, ресторанах, на концертах, выступлениях, массовых мероприятиях. Области работы звукооператора:
- обработка звуковых дорожек;
- микширование;
- подбор звуковых эффектов;
- создание или воссоздание фонограммы;
- своевременное включение фонограммы;
- балансировка звучания;
- звукозапись.
В отличие от звукорежиссера, оператор не работает с концепциями звукового сопровождения (творческая составляющая оформления художественных композиций звуком). Его область — техническая часть: сопровождение, контроль, предупреждение звуковых накладок, распределение фонов (следит, чтобы фоновая музыка не перекрывала голос актеров в кино или певцов).
Вам будет интересно учиться на звукооператора, если вы интересуетесь пением, технологиями создания видеопродукции, музыкальными эффектами. Профессия требует определенных навыков, готовности к ненормированному графику.
Как стать востребованным специалистом
Что делает звукооператора востребованным специалистом на российском, мировом поле художественной (театральной, телевизионной, концертной, студийной) деятельности:
- Практика. Ее нужно много. У нас будущие специалисты начинают практиковаться в реальных условиях работы с первого курса.
- Владение новейшими системами управления звука (программный инструментарий).
- Отличное знание основ теории музыкального сопровождения.
- Развитый слух. Он тренируется постоянно.
- Вокальные данные.
- Увлечение музыкой.
- Высшее образование.
Для трудоустройства важны авторитет вуза, репутация, опыт, статус педагогов, которые с вами работали. Наличие собственного стиля, владение несколькими музыкальными инструментами, мнение исполнителей или администрации звукозаписывающих студий, где вы проходили практику, — все имеет значение.
Где можно работать?
Места работы звукооператора многочисленны:
- Звукозаписывающая студия (обработка, запись, микширование, создание фонограмм).
- Киностудия (звукозапись, обработка, нарезка звуковых дорожек, озвучка).
- Телевидение (озвучка, балансировка, фоновые эффекты).
- Театр.
- Радио.
- Живые выступления (работа с живым звуком, фонограммами).
- Популярные развлекательные клубы, кафе, дома культуры.
Сфера деятельности открывает просторы для занятости в свободном графике на фестивалях, мероприятиях (event-индустрия). Концертная звукозапись, прямой эфир на телевизионном канале или радиостанции — высший пилотаж звукооператора.
Перспективы, актуальность отрасли
Учитывая особенности профессии, вывод о ее актуальности сделать несложно. Пока существует эстрада, кино, театр в современном или классическом понимании, оператор звука востребован. Без него не проходит ни один концерт. От него зависит будущее талантливых исполнителей, которые пишут альбомы на студиях звукозаписи. В условиях эволюции компьютерных технологий (использование которых требует знаний, технических навыков) перспективы его трудоустройства — самые блестящие.
Доход
Правда, труд оператора звука в России недооценен. Средняя месячная зарплата молодого специалиста отрасли по РФ на январь 2021 года составляла 40−42 тысячи рублей. По Москве — 70 тысяч рублей.
Зато на международном поле (зарубежные турне, выездные театральные представления, американский и европейский рынок кино) доход мастера-техника по звуку значительно выше. Для опытного специалиста это 15−20 тысяч долларов в год. Признанные мастера получают до 2−5 тысяч долларов ежемесячно (или от 1000 долл. США за мероприятие).
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Описание профессии
Эта профессия – одна из самых важных на телевидении и на радио, в кинематографе и в шоу-бизнесе. Иногда ее путают с другими – родственными. Внесем ясность, в чем заключается различие между звукооператором и звукорежиссером.
Звукооператор – это специалист, который обеспечивает высокое качество звука и выдерживает его баланс. А вот задача звукорежиссера гораздо масштабнее. Ведь эта профессия сочетает в себе творческое начало с техничностью. Ее представитель не только несет полную ответственность за уровень качества звукоряда, но и привносит в него драматургию, прорабатывая образы. Кстати, последние должны органично вплетаться в сценарий и соотноситься с замыслом режиссера.
Арсенал звукорежиссера с опытом содержит большое количество записей разнообразных звуков – начиная от журчащего ручья и заканчивая ударами лома по льду на дороге. Как правило, синхронные шумы записываются прямо в процессе озвучивания. Они служат имитацией того, что делается на экране. К примеру, персонаж кинофильма бежит, спасаясь от преследователей, по россыпи гравия. Как передать в студийных условиях звук таких шагов? Специалист идет на маленькую хитрость. Он приносит с собой на работу гравий и шагает по нему в ногу с экранным героем.
Опытные звукорежиссеры отмечают, что у профессионала постепенно вырабатывается привычка сосредоточиваться на звуках природы и запоминать их. Таким образом у него развивается внутренний «определитель» подлинности звука. Этот «инструмент» очень важен для качественного озвучивания.
В кинематографе работа представителя этой профессии квалифицируется как отдельное художественное произведение. Ее даже отмечают на кинофестивалях особой премией. Это, вне всякого сомнения, относится к плюсам. Но есть и минусы. Принадлежность к индустрии развлечений и значительная загруженность требуют от специалиста часто оставаться в студии допоздна, иногда даже пренебрегать ради работы выходными. Помимо этого, он вынужден регулярно слушать звуки и музыку на высокой громкости. Со временем это может привести к снижению слуха.
Требования
Чтобы быть хорошим звукорежиссером, надо изначально соответствовать определенным требованиям, а также старательно учиться. Профстандарт в данном случае состоит из двух частей – врожденных или устойчиво выработанных личных качеств, а также приобретенных во время обучения знаний и навыков.
Личные качества
Деятельность звукорежиссера неразрывно связана со звуками и музыкой, потому крайне желательно обладать музыкальным слухом и тонко чувствовать прекрасное. Только богатая фантазия и хорошее восприятие помогут через звук вызвать у слушателей необходимые эмоции, так что эти качества очень важны. Специалист должен хорошо запоминать звуки, чтобы быть в состоянии восстановить то, что когда-то слышал.
Для создания звуковых образов профессионал должен быть достаточно эрудированным во всех сферах, четко представлять себе, какие ассоциации вызовет у публики тот или иной прием. Поскольку деятельность творческая, он должен понимать, что никакая покоренная вершина не является абсолютной – всегда можно двигаться вперед, нужно постоянно учиться у коллег, даже если пока что они якобы отстают.
Знания и навыки
Поступив в подходящий вуз, вы будете обучаться по утвержденной программе и вряд ли что-то пропустите, но все равно не помешает заранее знать, чему придется учиться. Работа звукорежиссера предполагает уверенное ориентирование в ряде специфических сфер знаний – например, в акустике и физике звука. Такие познания позволят понимать, как влияет на звучание форма помещения и материал отделки стен. Обучившись, вы научитесь нивелировать недостатки тех помещений, где приходится настраивать или записывать звук. Со временем это можно будет использовать в своих целях – для целенаправленного создания различных звуковых эффектов.
Безусловно, профессионал должен свободно обращаться со звуковыми редакторами для компьютера. Такие программы, как Sound Forge, Adobe Audition или даже Fruity Loops очень помогут в создании отбивок и звуковых заставок. Если вы в своей деятельности все-таки рассчитываете на элемент творчества и самостоятельное создание звуковых дорожек или хотя бы аранжировку чужих, то без соответствующего программного обеспечения не обойтись.
Наконец, звукорежиссер обязан уметь управляться со звуковым оборудованием и прекрасно в нем разбираться. Для этого стоит знать технические параметры и возможности массы моделей пультов, усилителей, микрофонов и так далее. Даже новая и качественная аппаратура может давать плохой звук – просто потому, что ее неправильно настроили, не так используют или просто неразумно расставили.
Что за профессия
Если говорить о задачах, которые должен выполнять звукорежиссёр, то необходимо иметь в виду, в какой сфере ведёт деятельность данный специалист. Если речь идёт о концертах и различных выступлениях, то звукорежиссёр занимается настройкой звука, оттачивают его качество, делают максимально качественным для уха зрителей и слушателей.
При работе в кинематографе, задачей звукорежиссёра является подбор музыкального сопровождения для тех или иных сцен, чтобы вызывать у зрителей определённые эмоции.
При работе на радио и телевидении, звукорежиссер подбирает звуковое сопровождение, монтирует композиции, в зависимости от смысловой нагрузки вещания.
Секрет долголетия проекта
Съёмки одного сезона «Битвы экстрасенсов» длятся от 4 до 6 месяцев.
Сейчас у нас работает 5-6 редакторов, которые устраивают безумные мозговые штурмы, чтобы придумать испытание. Вторая сложность — состыковать героя, локацию, группу, операторов, всю службу в одном и том же месте. Редакторы часто сидят до утра. На первом этапе отбора героев программы — это тысячи человек по регионам, потом приходим к 300 человек. После этого отбирается 30, а в проект попадают лишь 13 экстрасенсов.
Изначально этот проект был британский, но за рубежом прошло несколько сезонов и его закрыли, а у нас такая ментальность — люди всегда хотят знать, что у них будет завтра. Интерес к собственной личности как к таковой никогда не иссякает. Появились новые экстрасенсы, у нас бывает, что и дети участвуют в проекте. За 7 лет сменилось поколение телезрителей, которые смотрели первый сезон. Получается, что этот процесс бесконечен. Познать себя или познать что-то для себя — это будет интересно всегда.
Профессия звукорежиссер
Человек данной профессии требуется во всех сферах деятельности, где необходим высококачественный звук. От звукорежиссера требуется создание на вечеринке, фильме, концерте или другом мероприятии определенной атмосферы, которая должна быть по задумкам организаторов. Желательно, чтобы звукорежиссер был еще и творческой личностью, а не только имел высокую квалификацию, так как с помощью звука необходимо создать общую картину происходящего. Также донести до слушателя или зрителя эмоциональный настрой всего происходящего вокруг в целом.
В зависимости от того, в какой сфере работает звукорежиссер, он выполняет обязанности разного рода. Например, в сфере шоу-бизнеса он отвечает за качественный звук. Под руководством специалиста идет расстановка оборудования для максимально качественного воспроизведения звука. В сфере кинематографа от звукорежиссера требуют осуществлять контроль звукопередачи, следить за его качеством, чтобы погрузить зрителя в нужное режиссеру настроение. Для получения нужных звуков используются подручные и специальные средства, с помощью которых записывают звук для озвучивания кинокартины.
В сфере телевидения и радиовещания требуется монтаж звукозаписи, вставка отбивок и заставок. Звукорежиссер театра знает о влиянии типа помещения и его акустических свойств на качество звуков. В целом звукорежиссер отвечает за множество моментов: техническое состояние, спецэффекты, создание нужной тональности, синхронизацию звука и другое.
Ведущие преподаватели
Ирина Аркадьевна Алдошина
Профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки РФ, председатель Санкт-Петербургской секции Международного общества аудиоинженеров (AES), Член Координационного Научного Совета по акустике РАН, член Совета УМО МГИКИ. Алдошина И.А — учёный с мировым именем в области акустики. Соавтор учебника «Музыкальная акустика»
Наталья Алексеевна Соломонова
Профессор, доктор искусствоведения, член Союза композиторов РФ, Заслуженный работник культуры РФ.
Павел Вячеславович Игнатов
Доцент, кандидат искусствоведения.
Надежда Александровна Кулыгина
Доцент, кандидат искусствоведения.
Марина Моисеевна Мазур
Доцент, кандидат искусствоведения.
Надежда Николаевна Рахманова
Доцент, кандидат искусствоведения, ведущий звукорежиссер Новой сцены Мариинского театра.
Даниил Николаевич Смирнов
Доцент, кандидат технических наук
Владислав Викентьевич Хмылко
Доцент, кандидат физико-математических наук
Тимур Сергеевич Ястремский
Доцент, кандидат искусствоведения
Владимир Сергеевич Рябенко
Ведущий звукорежиссёр Мариинского театра, Заслуженный работник культуры Республики Южная Осетия
Максим Игоревич Кравцов
Старший преподаватель
Сергей Геннадьевич Рыльцев
Старший преподаватель, руководитель студии звукозаписи Санкт-Петербургского Дома композиторов
Мария Николаевна Соловьёва
Старший преподаватель
Александр Сергеевич Осколков
Старший преподаватель, член Союза композиторов РФ
Иван Владимирович Воробьёв
Старший преподаватель.
Юрий Сергеевич Смирнов
Старший преподаватель.
Андрей Викторович Чернышев
Старший преподаватель.
Евгений Викторович Дороган
Преподаватель.
Круг обязанностей
Что делает звукорежиссер? Объем обязанностей этого специалиста тесно связан с его местом трудоустройства. Главная задача, объединяющая представителей разных направлений, заключается в работе над звуковыми решениями кинофильма, спектакля, телепередачи, рекламного видеоролика. Также ему необходимо выполнять настройку звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования и другой аппаратуры. При этом он должен учитывать акустические особенности рабочего помещения и нюансы в звучании разных музыкальных инструментов.
В ходе озвучивания звукорежиссер следит за синхронизацией звука и «картинки», руководит процессом монтажа. Когда отдельные фрагменты звукоряда полностью подготовлены, он сводит их в целостную фонограмму. В его подчинении находятся звукооператоры, звукомонтажеры и микрофонные операторы.
Чем занимается представитель этой профессии на телеканалах и на радиостанциях? Тут его основной задачей является разработка звукового сопровождения заставок, анонсов и телепередач. Без него не обходится трансляция какого-либо события, шоу или новостного выпуска в режиме live. На телеканале он всегда работает в команде. Он выполняет распоряжения главного режиссера программы. Сотрудничают с ним продюсер, редактор, телеоператор, звукотехник и линейный монтажер. Также этот специалист может принимать участие в процессе создания телеспектакля или фильма.
В концертном зале и в театре звукорежиссер отвечает за звуковой декор всего действа. Делает он это посредством разных шумов и музыкальных композиций. В творческом тандеме с режиссером он участвует в разработке и реализации общей концепции. Кроме того, все время, пока идет представление, специалист отслеживает своевременность подачи звука и его качество.
Особенности профессии
Звуковое решение фильма по праву может считаться настоящим произведением искусства, ведь кинолента с плохой озвучкой никогда не заинтересует зрителей. Специалист по озвучиванию и звуковым спецэффектам создает настоящие истории, используя подручные материалы: готовые записи звуков, предметы и помещения, необходимые для имитации звука, инструменты. Именно он вдыхает в киноленту жизнь, заставляя актеров в кадре разговаривать, море — шуметь, капли дождя — стучать по земле и предметам.
Он знает о том, что с помощью велосипеда можно имитировать шум ветра, а хруст сельдерея напоминает звук, который появляется при повреждении костей. Должностная инструкция этого специалиста включает в себя следующие обязанности:
- работа с актерами, которых нужно выбрать во время кастинга, проинструктировать, познакомить со звукозаписывающим оборудованием;
- контроль за тем, чтобы речевые тексты были произнесены с правильной артикуляцией и так, как того требует сценарий;
- работа с оборудованием (подготовка, выбор оптимальных способов звукозаписи, сохранение техники в безупречном состоянии);
- работа со сценарием, сотрудничество с другими членами звукозаписывающего цеха;
- составление экспликации звука;
- выбор, запись, создание и проверка звуковых спецэффектов, которые необходимы для дополнения сюжета киноленты;
- синхронизация озвучки, спецэффектов, шумов с изображением;
- контроль за художественным качеством звукового сопровождения фильма;
- участие во всех работах, связанных с монтажом записанных звуков и голосов.
Перечень должностных обязанностей зависит от многих факторов, первый из них — это проект, в котором гуру звуков задействован. Специалисты часто работают не только с озвучкой и звуковыми спецэффектами, но и выполняют обязанности звукооператора и монтажера, являясь сотрудниками широкого профиля. Они должны уметь искать правильные голоса, отображающие характер разных героев, находить звуки, которые будут дополнять сюжет, идеально вписываясь в тайминг.
Что должен уметь звукорежиссер
Спектр требуемых навыков звукорежиссера варьируется и зависит от конкретного места работы. Основные предъявляемые требования к специалисту следующие:
- обладание музыкальным слухом;
- умение работать с микшерскими пультами разного типа
- экспертный уровень работы с современными музыкальными редакторами: CuBase, MixCraft, Nuendo и другие;
- знание технических характеристик, особенностей коммутации между собой и нюансов работы не только элементов звуковой, но также световой и видеоаппаратуры;
- понимание основ сценической режиссуры, в идеале – владение навыками режиссера;
- знание акустических характеристик различных открытых и закрытых площадок, быстрая звуковая настройка под конкретный зал либо другое помещение.
К студийным звукорежиссерам, которые занимаются звукозаписью, есть также много дополнительных требований по части навыков обработки звука.
Чудеса на съёмочной площадке
У нас на каждом испытании происходит чудо. Я к ним уже практически привык. Мы уже даже членами съёмочной группы можем определить, кто из экстрасенсов действительно что-то может, что-то видит, а кто нет. Как правило, это всё выясняется на дополнительных вопросах. Есть рыба испытания — само событие или происшествие, но есть такие повороты, которые сам экстрасенс вскрывает в процессе разговора с людьми, которые даже сами люди забывают. Вот это я считаю чудом. Этого не знал никто: ни редакторы, ни герой, а экстрасенс это почувствовал, когда пришёл к человеку. Такое у нас происходит практически на каждом испытании.
Особенности профессии
Звукорежиссер – одна из ключевых профессий в кино, на телевидении, в шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической.
Звукорежиссёра иногда путают со звукооператором. Однако главная задача звукооператора – качество звука и его сбалансированность. А у звукорежиссёра задача значительно шире. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, над созданием звуковых образов. Звукоряд (фонограмма) должен соответствовать сценарию и режиссёрскому замыслу.
В арсенале опытного звукорежиссёра есть множество уже записанных шумов – от журчания ручья до ударов лома по заледенелой дороге. Но обычно непосредственно во время озвучки он записывает так называемые синхронные шумы, имитирует звучание происходящего на экране. Например, на экране герой убегает от погони по груде гравия. Как изобразить прямо в студии звуки шагов по гравию? У звукорежиссера есть на этот счёт свои хитрости. Например, можно принести в студию немного гравия и шагать по нему синхронно с человеком на экране.
Для имитации звуков в студиях специально хранятся материалы разной фактуры: паркет, асфальт, камни, тростник и пр. Там же хранятся предметы, издающие разные звуки. Например, двери из всевозможных материалов – каждая из них скрипит по-своему. И конечно, в хорошей студии обязательно есть приспособления для создания звуковых эффектов: эффект пустой комнаты, эха и пр.
В процессе озвучки звукорежиссёр контролирует синхронность звука и изображения, руководит монтажом звука. Когда все элементы звукоряда готовы, он занимается их сведением, т.е. перезаписывает исходные элементы звукоряда в единую фонограмму.
Звукорежиссёру подчиняется звуковой цех, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор (управляет микрофонами в процессе съёмки), монтажёр звука.
Сами звукорежиссёры признаются, что выбрав эту профессию, ты неизбежно привыкаешь прислушиваться к звукам окружающего мира, запоминать их. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного озвучания.
В искусстве кино звуковое решение фильма рассматривается как художественное произведение. И работа звукорежиссёра отмечается особыми премиями на кинофестивалях.
Например, знаменитый фильм «Матрица» в 2000 году получил Премию Британской киноакадемии за лучший звук, и сразу двух «Оскаров»: в номинациях «Лучший звукорежиссёр» и «Лучший звук». На радио и телевидении звукорежиссёр разрабатывает звуковое оформление передач, анонсов, заставок. Он также работает на трансляциях различных событий, ток-шоу, новостей и пр. в прямом эфире. На телевидении это означает постоянную работу в команде. Звукорежиссёр выполняет указания режиссёра программы и находится в контакте с линейным монтажёром, со звукотехниками, телеоператором, редактором, продюсером. На телевидении звукорежиссёр может также участвовать в создании фильмов, телеспектаклей.
Звукорежиссёр в театре, на концертных площадках занимается звуковым оформлением действа, также применяя различные музыкальные произведения, шумы и пр. Он разрабатывает вместе с режиссёром концепцию этого оформления и воплощает её в жизнь. А в ходе представления следит за качеством звука и своевременностью подачи.
Профессия звукорежиссер подойдет для подростков, которые:
Любят музыку, звук. И все, что с ним связано.
Имеют тонкий слух. Различают даже очень тихие звуки.
Знают, где добыть звук, который подойдет под определенное драматургическое действие.
Хотят работать в сфере создания видеоклипов. Кинематографе. Журналистике. И многом другом.
Являются креативными. Могут найти выход из любой ситуации. И сделать все для того, чтобы достичь требований режиссера.
Являются находчивыми. Умеют создавать звук из подручных материалов. Например, могут воссоздать шелест гравия, пройдясь по кубикам сахара.
Обладают звуковой памятью. На высоком уровне. Это нужно, чтобы у звукорежиссера была возможность запомнить звук. А затем воссоздать его при съемке кинокартины. Или клипа.
Развиты в музыкальном плане. Слушают много музыки. Знают различные звуки. А также классические музыкальные произведения.
Смотрят много фильмов
Уделяют особое внимание тому, как там работают со звуком.
Являются коммуникабельными. Могут быть как хорошим другом, так и строгим начальником
Которому необходимо сделать так, чтобы вся звуковая группа его слушала.
Знают меру. Не будут перебарщивать со звуковыми эффектами в видео. Будут вставлять в них только то, что действительно нужно. Ни больше, ни меньше.
Являются стрессоустойчивыми. Круглосуточно работать со звуком — очень сложно. Чтобы держать себя в тонусе, нужно обладать высокой стрессоустойчивостью. Иначе, можно сойти с ума.
2.Московская школа кино
Адрес: Москва, Нижняя Сыромятническая 10, стр 2
Информация о школе:
Московская школа кино — это современное учебное заведение, которое появилось 8 лет назад. Оно полностью изменило сферу и принцип образования и позволило студентам получать качественные знания. В школе используется международный и российский опыт для подготовки востребованных специалистов творческой индустрии по разным направлениям. Школа постоянно развивает новые направления в обучении и наращивает технические ресурсы. Благодаря активному анализу образования, использованию опыта американских и европейских школ, учебное заведение дает качественные знания студентам. С ними занимаются преподаватели-практики, которые добились успехов в своей стези. Также учащиеся могут взаимодействовать с профессиональным сообществом и получать практический опыт. Поэтому выпускники — востребованные специалисты, а 85% из них уже добились успехов в своей сфере.
Срок обучения: 2 семестра – это 1 год. С ноября по июль + съемки дипломного проекта. Blended-формат (online+offline)
Стоимость обучения: 345 000 руб. в год
Пройдя курс по обучению на специальности звукорежиссер, студенты получат диплом о дополнительном образовании.
Заработная плата звукорежиссеров
Звукорежиссеры очень высоко ценятся на рынке труда. Уровень их заработной платы варьируется, в среднем, от пятидесяти до девяносто тысяч рублей. В частных студиях и крупных кинематографических компаниях специалистам могут платить от ста тысяч. И выше.
У профессии звукорежиссер есть ряд преимуществ:
- Высокая востребованность. Сфер деятельности, в которых может работать звукорежиссер, очень много. Вакансии для них в учреждениях и компаниях есть всегда.
- Универсальность. Звукорежиссер обладает абсолютно всеми навыками по работе со звуком. Поэтому он может устроиться на работу не только по своей специальности. Но и работать в качестве оператора микрофона. Заниматься сведением аудиодорожек. И многим другим.
- Высокая заработная плата. Подросток будет иметь возможность заниматься любимым делом. Будет иметь свободный график работы. И, при этом, будет обладать высокой заработной платой. С помощью которой сможет реализовывать свои мечты.
- Интересная работа. Ежедневно подростку предстоит проделывать новую работу. Заниматься поиском звуков. Их изучением. И внедрением в кадр.
- Возможность устроиться работать заграницу. Если подросток наберется опыта в звукорежиссуре в России, то сможет в будущем уехать заграницу. Подтверждать диплом будет не нужно. Специалиста пригласят на работу и без него. В том случае, если он будет обладать хорошими навыками. И обширным портфолио.
Оплата труда
Важные качества
Профессия звукооператора предполагает музыкальность, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука.
Знания и навыки
Звукооператор должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукооператор должен понимать свойства звука, акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов – в зависимости от места работы.
Обучение на Звукооператора
Звукооператору требуется среднее профессиональное образование (квалификация «техник»), которое можно получить в одном из колледжей.
- Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С.А.Герасимова. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника». Специализация «Техника и технология аудиовизуальных программ».
- Театрально-художественный колледж №60 (г. Москва). Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
- Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
- Колледж предпринимательства №11. Специальность «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ». Специализация «Звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».
И др. региональные театральные колледжи, колледжи культуры и искусств.
Какое должно быть образование
Кстати, об учебе: для постоянной работы с серьезными студиями, концертными и киностудиями оно обязательно. Начать (с младших должностей) можно с квалификацией техника (среднее профессиональное образование). Но если вам интересно карьерное развитие, то обучение на звукооператора в Москве следует продолжить. У нас это можно сделать на факультете Театра, кино и телевидения (бакалавриат, специальность музыкальной звукорежиссуры). Что это даст:
- музыкальную грамотность;
- тренированный слух;
- навыки электротехника, акустика;
- владение современными технологиями обработки звука (микширование, маршрутизация, мониторинг, мастеринг);
- умение пользоваться профессиональной аппаратурой, программными инструментами;
- комплексную подготовку, практику концертных записей, участие в закрытых студийных мероприятиях;
- общую музыкальную подготовку.
Здесь вы научитесь понимать свойства звучания, оперировать акустическими возможностями помещений, чувствовать музыкальные инструменты, формировать качественные продукты, удобные для восприятия слушателем.
Плюсы и минусы профессии
Как и в любой другой работе, в профессии звукорежиссера можно отыскать как яркие и положительные черты, так и характеристики, которые относятся, скорее, к негативу. Выбирая специальность, стоит четко понимать, какие есть «за» и «против», потому рассмотрим, что да как. Начнем с преимуществ звукорежиссерской деятельности.
- Работа – творческая. Это не та деятельность, на которой можно надорвать спину. Звукорежиссером не становятся от безысходности – это мечта, к которой каждый идет целенаправленно.
- Есть ряд смежных профессий. Звукорежиссер требуется во многих областях, но нужен он, как правило, один. Однако при поиске вакансий это не станет проблемой, потому что есть похожие должности, которые можно занять со звукорежиссерским образованием. Звукооператор и оператор микрофона – альтернативные идеи того, как работать почти по профессии.
- Теоретически есть доступ к «звездам». Большинство людей видят своих кумиров в лучшем случае считанные разы за всю жизнь, да и то на сцене и на значительном удалении, причем за достойные деньги. Работая на радио, в звукозаписывающей студии или в престижном концертном зале, вы будете видеть их регулярно, прямо перед собой, да еще и бесплатно. Даже работая в провинциальном театре, вы будете общаться с интересными и всесторонне развитыми людьми, а не с простыми обывателями.
Все это, конечно, выглядит очень хорошо и интересно, но забывать о недостатках все-таки не стоит – они могут оказаться существенными.
- Забудьте про нормированный рабочий день. Если только вы не работаете на радио, сменщика у вас вполне может и не быть. Если оборудование не функционирует или вам никак не удается записать нужную дорожку, а выступление уже завтра, домой вы пойдете только ценой увольнения. График может оказаться очень плотным, и вы не всегда будете в него укладываться.
- Будьте готовы к командировкам или скромным заработкам. Лучших звукорежиссеров нередко разбирают те самые «звезды», чтобы возить их за собой в концертные туры. Такой режим жизни – на любителя, ведь не каждому понравится каждый день просыпаться и идти на работу в новом городе.
- Возможны существенные физические нагрузки. Ответственность за аппаратуру и хороший звук нередко означает, что носить все оборудование нужно самостоятельно.
Взаимодействие с экстрасенсами
Со мной, как со звукорежиссёром, происходило очень много событий, которые уже потом вошли в сами испытания. К примеру, одна из участниц проекта была мусульманкой. Согласно религии, к ней может прикасаться только её муж, а мне нужно на неё микрофон вешать. Сначала она испытывала неловкость. Уже позднее, за счёт мастерства, я стал вешать на неё передатчик, не прикасаясь к телу. Под конец проекта она даже назвала меня своим братом, а братьям вроде как не запрещено прикасаться к телу сестры в нормальном смысле этого слова. Затем, когда мы встречались на финалах или приглашали её в качестве гостьи в последующие сезоны «Битвы экстрасенсов», я уже был для неё как родной.
Даже сейчас бывает часто, когда я подхожу и потом отхожу от экстрасенсов, многие удивляются и спрашивают: «А ты что уже повесил мне микрофон?» Они этого не замечают.