Зарубежное регионоведение — кем работать, особенности профессии и зарплата специалиста

Описание и термин

В отличие от географического страноведения широко использует системный подход . Базовый учебный курс регионоведения в РФ лежит в основе вузовской специализации 350300 «Регионоведение», по которой ведётся подготовка регионоведов-специалистов в области государственного управления и региональной политики .

По предмету изучения регионоведение тесно пересекается с географической дисциплиной «Страноведение» (комплексное изучение стран, систематизация и обобщение данных об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации), однако не тождественна ей, используя иные методы , что, в частности, отражается в различиях выстраиваемых на них основе классификационных структур. Регионоведение также связано с краеведением, которое, по мнению некоторых специалистов, можно квалифицировать как ненаучную практику, осуществляющую в рамках этого же предмета эмпирическое накопление данных и их публицистическое освоение.

Сроки обучения и формы обучения

Длительность обучения, после завершения СОШ, составляет четыре года, а по окончании присваивается ученая степень «бакалавр».

Если обучение проходит по заочной, очно-заочной или вечерней системе, — то пять лет. 

Отдельные вузы могут предлагать дистанционное обучение, но такая система возможна, если уже есть профильное образование.

Ряд высших учебных заведений предлагают продолжить обучение и поступить в магистратуру. 

Магистратура дает ряд преимуществ: облегчение поступления в аспирантуру, получение более углубленного и фундаментального опыта, полагаться на более значимую должность и достойной вознаграждение, так как хорошие регионоведы всегда имели высокий спрос на российском и зарубежном рынках труда.

Регионоведение в России

Внимание, уделяемое регионоведческой тематике во всём мире, вытекает из факта территориальной и национально-государственной дифференциации природных, людских и материальных ресурсов. Учёт и тщательное изучение этих факторов необходим для построения рациональных схем использования этих ресурсов, налаживания и развития социальной, экономической и политической интеграции

После распада СССР в 1991 году объектами национального регионоведения в каждой из 15 бывших союзных республик частично вошли история, география и экономика ранее тесно связанных с ними территорий Союза ССР, которые теперь изучаются с точки зрения дальнейшего развития связей, формировавшихся между ними на протяжении десятков и сотен лет, в новом контексте международных дипломатических и экономических отношений.

Поступление и учеба в университете

У меня была своя мотивация: поступаю в вуз самостоятельно – на 20 лет в подарок от родителей получаю автомобиль. Стоимость образования за пять лет в итоге получилась бы порядка 350 тысяч (сравнимо с небольшим недорогим автомобилем). Я, со своими баллами ЕГЭ, поступила на бюджет в Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова (после объединения университетов он стал Северным Арктическим Федеральным Университетом), на специальность «регионоведение», специализация – страны Северной Европы. В группе было 24 человека, 10 бюджетников, из них 7 медалистов. Все мои одногруппники, как на подбор, были из гимназий и самых сильных школ.

Поморский государственный университет.

Учебная программа

О предметах: у меня сложилось впечатление, что мы все пять лет учили историю – у нас была история всемирная, отечественная, Северной Европы, история и теория международных отношений, она же, только в контексте Российской империи/СССР/России, а также  международные отношения и внешняя политика (=история только больше дипломатии).

Для понимания масштаба бесполезности специальности назову прочие предметы: геополитика, межкультурные коммуникации, политические коммуникации, страноведение, региональные конфликты в современном мире, дипломатия.

Все пять лет мы учили английский, за это время можно было выучить его не хуже, чем на инязе, но он был на таком низком уровне, что на выходе мы едва могли изъясняться, да и то не на все темы. В программе у нас было два года изучения норвежского.

Практика

На первом курсе практика была ознакомительная, нас водили по органам местного самоуправления, общественным организациям, провели экскурсию на телевидение. На втором и третьем курсах я проходила практику в международном отделе университета, где узнала о возможности учебы по гранту в одном из университетских колледжей на севере Норвегии (Harstadt University College), на четвертом курсе документы по практике мне подписали в консалтинговой компании, в которой работали родители моего друга, то есть фактически я ее не проходила.

Норвежские университеты

С третьего курса я начала дистанционно учиться в норвежском университете University of Nordland в рамках объединения северных университетов UArctic по программе BCS (Bachelor of Circumpolar Stusies). По этой программе я училась вместе со своими друзьями, между собой мы ее назвали «оленеведением», так как изучали мы в основном природу Северной Европы, оленей, саамов, пути миграции трески и еще много других бесполезных на практике тем. Кроме меня, все бросили это занятие, я же доучилась до диплома, что заняло у меня три года.

На четвертом курсе я ездила учиться по гранту, изучала «Travel and Tourism with E-commerce». Жизнь в новой стране, общение с другими студентами-международниками, путешествия, увлекали меня намного больше, чем интернет-маркетинг. Только потом я поняла, что за все пять лет моей учебы это был единственный предмет, который мог бы мне пригодиться.

Зарплата регионоведа в Москве

Регионовед, по отзывам, — престижная специальность, познавательная и разносторонняя работа, и, соответственно, достойная оплата. 

Заработная плата может колебаться в зависимости от профессии, опыта работа, региона. 

В Москве, например, работая переводчиком можно зарабатывать от 50 тыс. руб., искусствоведом – от 60 тыс. руб., дипломатом – 60-80 тыс. руб., аналитиком или экспертом – от 100 тыс. руб. в месяц.

Если заниматься дипломатической службой, активно принимать участие в международном развитии отношений, то со временем можно рассчитывать на карьерный рост и увеличение дохода от собственной деятельности.

Регионоведение как специальность

Регионоведение является молодой специальностью, утвержденной Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 года. В системе государственного образовательного стандарта России за специальностью закреплен код 350300.

Обучение подразумевает несколько направлений. В зависимости от ВУЗа, регионоведение может быть зарубежным (международным) или внутренним (Россия и ее регионы в сфере международных отношений).

Регионоведом называют специалиста-аналитика, который занимается изучением определенной страны или региона, например стран Латинской Америки.

В последнее время интерес к проблемам политического и общественного становления России возрос

Наша страна находится в постоянном взаимодействии и некоторой зависимости от других стран, поэтому особенно важно исследовать процессы, которые привели к трансформации современного мира. Это невозможно сделать без должного изучения национальных традиций и специфики, чем и призваны заниматься регионоведы

Специализации регионоведения

В перечень специализаций на факультетах международного регионоведения входят:

  • страны Северной Европы;
  • страны Центральной и Восточной Европы;
  • страны Южной Европы;
  • страны Западной Европы;
  • Канада и США;
  • страны Латинской Америки;
  • страны СНГ;
  • Китай;
  • страны Дальневосточного региона (КНДР, РК, Монголия);
  • Япония;
  • страны Индокитая (Вьетнам, Лаос, Камбоджа);
  • страны Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Таиланд, Филиппины, Мьянма);
  • страны Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка);
  • страны Центральной Азии;
  • страны Среднего Востока (Турция, Иран, Афганистан);
  • Арабские страны;
  • Страны Африки;
  • Австралия, Новая Зеландия и Океания.

Дополнительно существует специализация по регионам Российской Федерации.

Основное негласное деление по специальностям происходит на иностранное регионоведение и отечественное.

Прохождение учебной и производственной практики для студентов может осуществляться в подразделениях МИД РФ, в органах управления местного и федерального уровня, властных структурах, консульствах, отделах рекламы, языковых центрах.

Советы выпускникам школ

Если бы меня сейчас спросили, как правильно определиться с профессией, я бы сказала следующее:

  1. Нужно определиться с желаниями. Если душа лежит к маникюру, то не нужно тратить два года на подготовку к ЕГЭ и еще четыре на степень бакалавра экономки, чтобы потом все равно работать в индустрии красоты.
  2. Нужно определиться со своими способностями. Если их явно недостаточно для получения университетского образования, лучше признаться себе в этом, не тратить время и деньги и пойти, например, в колледж, во многих из них сейчас можно получить прекрасное образование и востребованную специальность. Для многих специальностей в принципе не нужно высшее образование.

Для поступления в вуз и выбора специальности должна быть правильная мотивация. Примеры неправильной мотивации: этого хотят родители, так принято, соображения престижа, за компанию.

Последние два года учебы в школе

Здравствуйте, меня зовут Романцова Ирина, мне 28 лет. В 2007 году я закончила муниципальную среднюю школу в г. Архангельск. На тот момент это была одна из лучших школ города, в рейтинге заведений по качеству образования шла сразу же за гимназиями. В старшей школе училась в гуманитарном классе, на неделе было только русского языка и литературы по пять уроков, при этом школьная программа не предусматривала подготовку к ЕГЭ. Кроме того, в расписании было большое количество уроков истории и обществознания. Все остальные предметы были в минимально необходимом объеме. Мой обычный день выглядел так:

  • 6 уроков в школе;
  • обед дома;
  • поездка к репетиторам (по русскому/ математике/ обществознанию/ английскому);
  • выполнение школьного домашнего задания;
  • выполнение того, что задал репетитор;
  • сон;
  • в выходные – чтение русской литературы.

И так два года. При этом, из-за проблем с поведением, объем стараний на оценках не отражался. Несмотря на оценки в аттестате, ЕГЭ по всем предметам сдала очень хорошо.

Архангельск.

Карьера

Как складывалась моя карьера после окончания университета:

Для сравнения, как сложилась карьера у моих коллег: двое работают в отделе кадров, двое в ИТ, две девушки вышли замуж за норвежцев, трое работают в сфере лингвистики, по одному человеку в следующих сферах – педагогика, военные, дизайн, экология, транспортная логистика, банковское дело, консалтинг, театр.

Рабочее место.

Смело могу заявить, что никакие теоретические знания, полученные за время учебы, мне не пригодились, однако релевантным стало умение учиться, анализировать имеющиеся данные и быстро находить недостающие.

Я не назову образование, которое я получила, некачественным, скорее оно невостребованное, не соответствующее современным реалиям и запросам рынка труда. В основе выбора специальности лежала изначально неверная мотивация.

Получаемые знания и навыки

Бакалавр регионоведения — это специалист в области географии, истории, внешней политики, экономики и языковедения конкретного региона, страны или группы стран. В процессе обучения специалист приобретает следующие знания и навыки:

  • владеет языком, разбирается в демографической ситуации в регионе, особенностях культуры и традиций народов, их этнографии, истории и литературы, экономики и политики стран изучаемого региона;
  • может дать оценку возможностям региона с военной, социально-политической, внешнеторговой, экономической и других сторон, прогнозировать развитие этих видов отношений с РФ;
  • развивать дипломатические и иные связи с изучаемым регионом;
  • разрабатывать информационные буклеты, рекламные проспекты и прочие листовки как на русском, так и на иностранном языках с целью расширения деятельности отечественных компаний заграницей;
  • свободно владеть устной и письменной речью иностранного языка, на должном уровне знать язык изучаемого региона;
  • осуществлять высокопрофессиональный перевод деловых и официальных документов;
  • принимать участие в разного рода культурных мероприятиях, включая проведение выставок и презентаций, а также уметь создавать текстовые и прочие материалы о международных культурных мероприятиях, как на русском, так и на иностранном языке;
  • выступать в качестве преподавателя по таким дисциплинам как экономика, история, политология, культурология, иностранный язык.

Кем работать

Специалисты-регионоведы могут работать практически во всех сферах, включая дипломатическую службу, культурную и научно-исследовательскую работу, преподавательскую деятельность, а также выступать квалифицированным экспертом в области политики, культуры, искусства, экономики и т.д.

Если говорить о конкретных должностях, то можно предложить не менее десяти различных вариантов: переводчик, секретарь-референт, культуролог, пресс-секретарь, искусствовед, журналист-международник, GR-,  PR- или арт-менеджер, менеджер по логистике или внешнеэкономической деятельности, помощник руководителя, регионовед, дипломат.

В наши дни наиболее востребованы специалисты по странам Азии, что является следствием развития торговли и экономики РФ с государствами Востока. При этом специалисты требуются в разных областях, начиная от переводчиков восточных языков в посольствах и заканчивая специалистами в торговых фирмах и крупных корпорациях. Так, заработная плата переводчика с/на китайский или японский языки может начинаться от 50 000 рублей, а эксперт или аналитик в области внешней экономики может рассчитывать на зарплату в 100 000 рублей в выше.

Читайте далее:

Крупные вузы

Специальность в последние годы приобрела широкую популярность и достаточно востребована, поэтому обучение предлагают не только вузы столицы, но и во многих регионах можно встретить не один вуз, где обучают зарубежному регионоведению:

  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
  • Иркутский государственный лингвистический университет – Евразийский лингвистический институт Московского государственного лингвистического университета;
  • Московский государственный лингвистический университет;
  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Филиал Московского нового юридического института в г. Смоленске;
  • Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского.

Квалификация выпускника

Выпускники факультета регионоведения – это специалисты по международным отношениям, в их компетенцию входят:

  1. Знание языков, литературы, истории, политики, экономики, демографии, религии, культуры и традиций народов, населяющих выбранный регион.
  2. Прогнозирование и оценка социально-политических, внешнеторговых, экономических, военных и научно-культурных связей с Россией.
  3. Составление политических портретов ведущих политиков региона специализации.
  4. Налаживание дипломатических, внешнеэкономических, культурных и других контактов между нашими странами.
  5. Составление протоколов докладов и заявлений официальных лиц региона.
  6. Участие в приготовлении и организации различных мероприятий в области искусства и культуры.

Источники

  • https://wiki2.org/ru/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/676521
  • https://FB.ru/article/433139/regionovedenie—eto-opisanie-spetsialnosti-obuchenie-znachenie-nauchnoy-distsiplinyi
  • https://edunews.ru/entrants/okso/obshestvo/politicheskie/zarubezhnoe-regionovedenie-bakalavriat.html
  • https://proforientator.ru/publications/articles/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-spetsialnosti-regionovedenie-.html

Квалификация выпускника

Выпускники факультета регионоведения – это специалисты по международным отношениям, в их компетенцию входят:

  1. Знание языков, литературы, истории, политики, экономики, демографии, религии, культуры и традиций народов, населяющих выбранный регион.
  2. Прогнозирование и оценка социально-политических, внешнеторговых, экономических, военных и научно-культурных связей с Россией.
  3. Составление политических портретов ведущих политиков региона специализации.
  4. Налаживание дипломатических, внешнеэкономических, культурных и других контактов между нашими странами.
  5. Составление протоколов докладов и заявлений официальных лиц региона.
  6. Участие в приготовлении и организации различных мероприятий в области искусства и культуры.

Требования к подготовке абитуриента

Поступающие должны иметь аттестат о полном среднем образовании (11 лет школы). Вступительные экзамены, которые необходимо сдать:

— русский язык;

— история;

— география/иностранный язык.

Для приема на подготовку по специальности необходимо по результатам в сумме набрать баллов не меньше, чем установленный конкретным университетом проходной балл. Некоторые университеты проводят подготовительные курсы для планирующих поступать на их специальности. Например, факультет иностранных языков и регионоведения МГУ предлагает онлайн-семинары (вебинары) для своих абитуриентов в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ, что очень удобно для иногородних жителей.

Для конечного формирования списка поступивших ВУЗ имеет право установить дополнительные вступительные испытания, например, по редкому иностранному языку (китайский, португальский) или языку народов России.

Детские мечты и реальность

С детства я мечтала стать врачом, при старшем брате выполняла роль полевой медсестры, потом хотела лечить животных, стать хирургом, судмедэкспертом – все карьерные ожидания были связаны с медициной. Но члены моей семьи были скептически настроены, объясняя это тем, что у меня «шило в одном месте», а в меде нужно зубрить. В итоге, им удалось меня отговорить поступать в медицинский институт (когда тебе 15-16 лет, это не сложно).

К инженерным специальностям у меня не было склонности, от иняза было решено отказаться, потому что на тот момент лингвистами был перенасыщен рынок, на юрфаке тоже нужно бесконечно зубрить, а это «не для меня», поэтому решено было поступать на только что открывшуюся неведомую специальность – «регионоведение». Эта новая специальность позиционировалась как нечто перспективное и очень престижное.

Итоги моего обучения

Апофеозом учебы в университете стала тема моей ВКР:  “Пути совершенствования государственной политики в области развития Северного морского пути”.  Тема, абсолютно не пересекающаяся ни с одним из изученных на специальности курсов.

Итого, что я получила на выходе из университета:

  1. Полное отсутствие понимания, кто такой регионовед, чем он должен заниматься и где может найти применение своим знаниям. Не страновед, не политолог, не экономист – это нечто на стыке всех возможных социально-экономических дисциплин. Представительство МИДа сообщило, что у них нет свободных вакансий, то же самое ответили в Организации Баренцева Евро-арктического региона, на мероприятии по типу ярмарки вакансий ни одному из студентов группы не было сделано предложения о работе, работодатели просто не понимали, как им могут пригодиться наши знания.
  2. Полное отсутствие понимания, кто такой специалист в области Циркумполярных наук, как и где это применять. Куратор программы на мой вопрос об этом уже накануне выпуска развел руками и ответил что-то вроде «для общих знаний или, может быть, в области туризма».
  3. Обширные и глубокие знания по гуманитарным наукам.
  4. Отсутствие опыта работы, т.к. учиться в двух университетах и работать было невозможно.
  5. Два диплома, один из них красный.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector