Занятие по профориентации «мечты в зеркале реальности»

На выполнение задания отводится 10-15 минут

«Предлагаю разложить работы по кругу на полу. Походите и посмотрите на работы других. Отметьте те работы, которые вас привлекли. Может быть, чья-то работа или ряд работ оказались очень схожей с вашей в какой-то основной идее. Положите свою работу рядом с той, которая наиболее созвучна с вашей работой».

Комментарий:Задание выполняется по кругу. Если рядом с работой участника уже лежит работа, то он может взять обе эти работы и положить рядом с той, которая для него кажется созвучной. Если образуется какая-то группа, и кто-либо из участников хочет к ней присоединиться, то свою работу он все равно кладет рядом с той, которая наиболее подходит к его.

В результате упражнения должно получиться несколько групп. После чего группам дается задание.

«Каждая группа должна представить свой способ развития. И ответить на такие вопросы.(Вопросы записываются на доске)

·       Какова основная цель вашей группы ?(зачем вы все это делаете)?

·       Способы достижения целей? (как? С помощью кого или чего?

·       Что происходит с вами и с вашим окружением?

·       Что уже сделано для осуществления цели?

·       Чем вы можете пользоваться из своего уже имеющегося багажа? Что необходимо еще приобрести?

·       На сколько реально достижение этой цели?»

Комментарий: На выполнение групповой работы отводится 10 минут. По окончанию времени группа, которая последней закончила работу (или даже еще не успела закончить ее) начинает презентацию.

Комментарий к презентации групп:Группа выбирает одного или двух человек, которые будут презентовать творческие успехи и путь развития группы. На презентацию отводиться три минуты. По истечении времени все участники могут задавать вопросы или высказать свое мнение.

Упражнение «Подарок с намеком»

В данном игровом упражнении несколько необычным образом специально организуется обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические мо­менты данной профессиональной деятельности.

Упражнение проводится в круге. Количество участни­ков: от 6—8 до 15—20. Время проведения: от 15—20 до 30—40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:

2. Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.

3. После этого каждый» по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) могут задавать иногда уточняющие вопросы. К примеру, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные эле­менты данного профессионального труда.

5. В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

Заметим, что и сам ведущим может начать свой пода­рок, даже если окажется, что это будет не самый интерес­ный вариант.

Можно предложить другой вариант проведения упраж­нения, когда участники разбиваются на небольшие коман­ды (по 2—5 человек) и уже там обсуждают, что подарить другу. Далее выясняется, подарок, какой команды оказался удачнее.

Программы и курсы

Hedu

Онлайн-курс по современной профориентации и самоопределению «Найди себя»

Подберите профессию по душе и занимайтесь тем, к чему у вас талант. Освойте подбор специальностей и работу с интерактивными каталогами профессий.

Для кого будет полезно?

  • Школьников
    Вы еще на том этапе, когда можно выбрать профессию, исходя из склонностей и вашего потенциала? Пройдите онлайн-курс по современной профориентации и самоопределению, чтобы связать жизнь с делом, которое вы осознанно выберете.
  • Студентов
    Вы пришли к выводу, что выбранное направление обучения вам не подходит? Совершенно непонятно, чем хочется заниматься в жизни? Онлайн-курс от дипломированного профориентолога поможет разобраться, в какой сфере делать карьеру.
  • Желающих сменить профессию
    У вас есть работа, но она совершенно не приносит радости? Разберитесь в себе, узнайте, что вам нравится и подберите профессию, которая сделает вас счастливее и позволит подняться по карьерной лестнице после онлайн-обучения в академии HEDU.
  • Психологов
    Вам не хватает практических навыков, чтобы предложить клиентам выход из ситуации с нелюбимой работой? Онлайн-курс даст инструменты, разработанные специально для индивидуального подбора профессии.
  • Коучей
    Помогаете людям справиться с жизненными сложностями, показывая пути решения проблем? Нелюбимая работа – один из самых частых запросов? Академия HEDU познакомит вас с инструментами, помогающими определиться с подходящей профессиональной деятельностью.
  • Тьюторов
    Вам нужны дополнительные знания, чтобы создать правильные условия для реализации талантов ваших подопечных? Пройдите онлайн-курс «Найди себя», чтобы помочь детям выбрать будущую профессию точно под склонности, интересы и склад характера.

Образовательный центр MAXIMUM

Сайт: https://maximumtest.ruТелефон: 8 800 775 53 81Стоимость: от 8000 до 43 700 р.

Программа PRO-поступление. Онлайн-группа
Для учеников 9-11 классов
Помогут выбрать специальность и университет, расскажут, как туда поступить, и кем потом работать.

В программе:

  • 20 астр. часов
  • 8 вебинаров о современных профессиях, стратегии поступления, выборе ВУЗов
  • 1 занятие в неделю 2,5 ч.
  • 2 личные беседы с преподавателем
  • Профориентационная карта в модуле

Программа «Система Выбор» онлайн
Для учеников 6-11 классов
Помогут понять себя и свои ценности, научиться делать осознанный выбор и спроектировать свое профессиональное будущее.

Программа:

  • Первичное интервью с подростком и родителями
  • Авторский профориентационный тест
  • Еженедельная консультация родителей
  • Онлайн-модуль с упражнениями
  • Итоговая семейная консультация
  • 2 групповых тренинга с ровесниками
  • 10 онлайн-сессий с личным наставником
  • Заключительный тренинг с ровесниками

Онлайн-школа «Young»

Сайт: Стоимость: 1990 р. за 1 профессию, полный пакет (12 профессий) — 9900 р.

«Домашняя профориентация»
Профориентационный онлайн-курс от онлайн-школы Young для школьников от 12 до 18 лет.

Во время прохождения курса ребенок сможет попробовать на практике от 1 до 12 профессий через просмотр видео-интервью и выполнение практических заданий от носителей профессий. По итогам курса у ребенка будет понимание того, куда он может двигаться дальше в выборе профессии.

Курс состоит из 4 образовательных блоков, удобно размещенных на образовательной платформе. Вы можете выбрать 1 или несколько профессий или попробовать их все.

Онлайн-школа профориентации УЗНАВАЙ и ПРОБУЙ

Сайт: https://kolokolchikova.ruТелефон: 8 906 577 09 77Стоимость: от 0 до 4000 р.

Услуги онлайн-школы:

Бесплатные онлайн-уроки по профориентации
Урок о профессиях будущего
Дуэт-консультация (от 14 лет, с участием родителей)
Консультация по профессиям будущего
60 минут – подросткам/родителям. Разбор ситуации, рекомендации, план работ
Онлайн-уроки «А стану-ка я»
12+, уроки о профессиях с заданиями, 3 месяца
Карьерная онлайн-игра
В zoom или skype

12+, не более 6 человек, 1,5 – 2 часа
Клуб профориентации
Игровые задания, постановка и достижение цели квеста, еженедельная встреча с наставником
Онлайн-курс профориентации «Найди свою IP/1 модуль»
7-11 класс, 12 часов о профессиях настоящего и будущего
Онлайн-курс «УЗНАВАЙ» (первая ступень)
Все самое важное о 50 000 профессий. В неделю вы будете получать 2 задания, проходить промежуточные тесты, а в конце — итоговый тест карьерной подготовки

Тесты и методики на профориентацию

Профориентационный тест — первое, что, как правило, приходит, когда родители задумываются о выборе профессии ребенка

Важно упомянуть об ограничениях. Большинство методик разрабатывались достаточно давно, поэтому формулировки их вопросов могут звучать довольно странно для современного подростка

Кроме того, в качестве возможных профессий методики предлагают далеко не актуальные сейчас, а то и откровенно устаревшие. Профессиональные сферы, на которые разделяют профессии тесты, очень условны, далеко не всегда соответствуют нынешним реалиям, особенно с учетом тенденции к междисциплинарности профессий. Тем не менее, профориентационные методики могут стать первым шагом для определения сферы будущей профессии.

Методики можно разделить на две категории:

  1. Помогающие определить склонности и интересы подростка

Для определения склонностей достаточно актуальными являются «Карта интересов» А. Голомштока, «Опросник профессиональных склонностей» методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной. «Определение профессионального типа личности» Дж. Холланда. «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова, который часто использовался ранее, на мой взгляд, становится все менее актуальным.

  1. Методики, помогающие определить способности подростка

Сюда можно отнести методики, относящиеся к личностным особенностям, особенностям когнитивных функций. В частности, личностные опросники, тесты типа темперамента (например, тест Г. Айзенка), сигнальной системы (например, «Диагностика структуры сигнальной системы» Э. Зеера), типа мышления (например, «Тип мышления» Г. Резапкиной). Однако они являются скорее вспомогательными, дополнительными к предыдущим методикам.

Дополнением также могут стать методики для определения ценностей и ориентации в карьере подростка, например, «Якоря карьеры» Э. Шейна и «Ценностный опросник» Ш. Шварца.

Помочь правильно интерпретировать результаты опросников, а также расширить и углубить понимание своих склонностей и интересов поможет психолог, занимающиеся профориентацией. В процессе полуструктурированного интервью специалист уточнит профессиональную направленность подростка, те сферы и виды деятельности, которые могли бы ему подойти.

Вопросы наугад

Предложенные ниже вопросы записываются на карточках, которые прячутся в конверт. Участники по очереди наугад достают вопросы и отвечают на них.

  • Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
  • Зачем учиться после школы, если можно просто найти работу?
  • Кем вы мечтаете стать по профессии через 20–30 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими важными для вас пожеланиями – личными, семейными, связанными с хобби? Нет ли противоречий между вашей мечтой и этими желаниями?
  • Какие 3–5 основных этапов вы можете выделить на пути к вашей профессиональной мечте?
  • Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
  • Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к будущей профессии?
  • Как и что может вам помешать в реализации ваших профессиональных планов (люди, обстоятельства)?
  • Есть ли у вас резервные варианты выбора профессии на случай неудачи по основном варианту?
  • Что вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение?
  • Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь?

Шаги к успеху

Участникам предстоит сделать условный выбор интересной для них профессии и затем определить пять наиболее важных шагов для того, чтобы овладеть ею. Для выполнения задания используются специальные бланки (Приложение 4).

Это упражнение можно усложнить, разделив достижения на этапы. Тогда для получения профессии сначала нужно поставить пять целей, а затем каждую из них достигать в пять шагов.

После выполнения задания в классе сообща обсуждаются и анализируются возможные препятствия для достижения целей, уточняются сами цели и конкретизируются шаги, необходимые для решения поставленных задач.

Самоанализ

В заключение старшеклассникам предлагается исследовать свои личные предпочтения по следующей схеме:

  • Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, которые вам подходят.
  • Составьте список своих требований к выбираемой профессии, используя критерии: – выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; – выбираемая профессия и мои склонности и способности; – желательные содержание, характер и условия работы; – профессия и реальное трудоустройство по специальности; – профессия и жизненные ценности; – профессия и жизненные цели.
  • Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  • Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям данной профессии.
  • Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  • Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Тематическая экскурсия

Возможным продолжением классного часа может стать тематическая экскурсия, чтобы пробудить интерес школьников к той или иной деятельности. Организовать экскурсию можно в самые неожиданные места.

Примерные темы экскурсий:

  • «Город профессий» (экскурсии по предприятиям города, в различные городские организации и учреждения, по улицам города).
  • «Мы выбираем…» (экскурсия в мэрию и городское собрание, в муниципальные ведомства).
  • «Знания – сила» (экскурсия в библиотеку; желательно в такую, где можно познакомиться с книгами о разных профессиях).
  • «Профессии мира» (виртуальная экскурсия по профессиям мира для знакомства с ними).
  • «Маршрут дня» (индивидуальная экскурсия, например, вместе с шофером маршрутного такси, троллейбуса в течение дня с целью оценки его работы в целом).
  • «Стройки века» (виртуальная экскурсия по уникальным архитектурным сооружениям страны и мира).

После проведения экскурсии важно проанализировать полученные школьниками впечатления и выводы из них – в том числе в форме диспутов, «круглых столов», подготовки материалов для информационного стенда в классе

Как и когда выбирать профессию ребенку

К вопросу профориентации подростка необходимо подходить комплексно и с разных сторон. Комплексная профориентация может включать:

  • профессиональные пробы;
  • профориентационное тестирование;
  • консультацию с психологом-профориентатором, консультацию с HR-специалистом.

Вопреки расхожему мнению, какую профессию выбрать, выбирается не конкретная профессия, а сфера профессиональной деятельности. К моменту окончания учебного заведения могут появиться совершенно иные профессии, которых не было на момент поступления

Кроме того, важно учитывать, что не стоит относиться к профессии, как к тому, что выбирается на всю жизнь, как это было раньше

Ошибкой является соотносить интерес и любовь к учебному предмету и профессию. Безусловно, они могут сочетаться, но не всегда. Гораздо важнее, что подростку нравится делать и что у него хорошо получается, в каких сферах и видах деятельности лежат его интересы, какие у него есть качества личности, навыки и способности. Исходя из этого можно подбирать профессиональные сферы.

Жизненные ориентиры при выборе сферы деятельности

Сегодня мир стал более свободным, мобильным и толерантным. Работа постепенно перестает ассоциироваться с обязательным ежеутренним стоянием в автомобильных пробках, 8-часовым сидением в офисе (стоянием за прилавком в магазине, чтением лекции в аудитории, приемом пациентов в поликлинике – нужное подчеркнуть).

События 2020 года наглядно показали, что примерно 90% офисной работы может выполняться удаленно, продажи можно наладить через Интернет, а лекции по большинству предметов в школах и вузах можно читать через Zoom. Исключение составляют только уроки музыки и физкультуры, потому что для физкультуры нужен спортзал, а для полноценных занятий музыкой нужна синхронизация голоса и аккомпанемента, чего нельзя добиться в Zoom из-за задержки сигнала.

Таким образом, список сфер деятельности, доступных для интровертов и домоседов, заметно расширился, а желающие остаться в профессии педагоги, менеджеры, шоумены обязаны овладеть компьютерными технологиями на уровне продвинутого пользователя. Поэтому сегодня профориентация будет полезна даже для взрослых людей с уже устоявшимися представлениями о жизни и сложившейся карьерой.

Скажите себе честно: вы счастливы, что не нужно по утрам бежать на работу? Или муж и дети надоели настолько, что побежите куда угодно, лишь бы не сидеть дома?

Что вы собираетесь делать, когда все это закончится: останетесь на «удаленке» или забудете это все, как страшный сон, вернувшись в офисную тусовку с перекурами и обсуждением злого начальника?

Вы в бешенстве, что вам, педагогу с 20-летним стажем, нужно еще чему-то учиться, или вас посетила мысль, что, будь компьютерные технологии четверть века назад развиты, как сегодня, вы бы ни за что не пошли в пединститут?

На самом деле, соответствие сферы деятельности вашим жизненным ориентирам и жизненным ценностям – это очень важный аспект. Ваша работа – это все равно треть вашей жизни, пусть даже и на «удаленке». Разве что с экономией времени на проезд к месту работы и обратно домой.

Хорошая новость состоит в том, что многообразие сфер деятельности позволяет, подумав и приложив некоторые усилия, найти свою нишу в профессиональной деятельности и совместить то, чем вы занимаетесь за деньги, с тем, что вам нравится делать.

Если вы не вполне разумеете, как понять себя, как найти свои ориентиры в жизни вообще и в выборе профессии в частности, рекомендуем короткую видеолекцию Евгения Буянова, сооснователя 4brain и преподавателя МГУ имени М. В. Ломоносова:

И, наконец, разговор о профориентации будет неполным, если не обсудить основные ошибки при выборе своего будущего профессионального пути.

Актуальность профориентации сегодня

На протяжении сотен лет наук и техника развивались довольно размеренно. Новые профессии появлялись редко, жизнь в целом менялась от поколения к поколению не очень сильно.

Родительские советы по выбору профессии в те времена были актуальны.

Но, как известно, наука и техника развиваются в геометрической прогрессии; это означает, что скорость появления новых открытий постоянно растет.

В конце 20-го — начале 21-го века наступил момент, когда опыт предыдущего поколения утратил актуальность.

Это значит, что любящие родители, опираясь на свой опыт профессиональной жизни, не могут дать актуальный совет по выбору специальности своим подрастающим детям. Мир изменился слишком сильно, и это произошло очень быстро:

  • появилось много новых профессий;
  • смешались разные дисциплины, и появились новые направления;
  • некоторые профессии стали неактуальными и исчезли;
  • изменилась ситуация на рынке труда;
  • ценными стали качества, которые не были важны раньше;
  • появились предпосылки возникновения профессий, которые будут актуальны через 10–20 лет.

В результате люди испытывают растерянность.

Особенно сильно она проявляется у подростков: впереди окончание школы и выбор будущего профессионального пути, а у них нет четкого видения ситуации, и нет рядом взрослых, которые могут дать актуальный совет и разделить ответственность за принятые решения.

В этой ситуации карьерное ориентирование — буквально спасение.

Ход занятия.

Ребята приглашаются в тематическое кафе, информируются о цели занятия и способе его проведения.

Мировое кафе — метод сфокусированного неформального обсуждения.

Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при возникновении идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность. Во время проведения World cafe допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.

Участникам предлагается присесть за столики.

1. Задание «Угадай мелодию».

Звучит музыка, воспитанники должны угадать песню или пропеть свою, которая связана с какой-либо профессией.

Список песен: Жуки – «Танкист», Акула – «Кислотный диджей», би-2 «Полковнику никто не пишет», Ирина Аллегрова – «Младший лейтенант», Владимир Пресняков — «Стюардесса по имени Жанна», Валерий Меладзе —«Актриса», Стас Шуринс – «Вахтерам» и др.

2. Разминка

Игра «Угадай профессию»

Одному из участников на лоб прикрепляется табличка с названием профессии. Задавая наводящие вопросы (сидящим за соседним столиком, игрок должен догадаться, кто он такой.

3. Меню

Официант (ведущий) приносит участникам меню, отведав которое ребята должны обогатить свои знания о профессиях и профессионально важных качествах.

1. Горячее «Профессиональное рагу»

2. Салат «Специально — профессиональный»

3. Десерт для взрослых

Каждой команде необходимо подробно изучить все 3 блюда.

1. На горячее предлагаются профессии и ребятам надо выбрать подходящие ингредиенты (ПВК) для различных профессии.

В случае затруднений список ПВК прилагается (см приложение 1)

Профессия ПВК (профессионально важные качества)

автомеханник

повар

воспитатель

парикмахер

программист

маляр

флорист

диджей

судья

2. Музыкальная пауза

Участникам предлагается в виде пантомимы изобразить профессию, остальные отгадывают и поясняют свое мнение.

3. Салат «Специально — профессиональный»

Профессия специальность. (2 варианта проведения)

На слайде в вперемешку указаны профессии и специальности, ведущий называет профессию, подросток отвечает, за правильный ответ получает вкусный ингредиент (кусочки яблока, банана и пр)

Участникам предлагается к каждой профессии подобрать специальность.

Например, профессия врач специальность врач-хирург

Далее один столик называет профессию, другой специальность

Учитель, учитель химии

Повар, кондитер

Инженер, инженер электрик

Продавец, кассир

Водитель водитель категории В, таксист

Строитель штукатур-маляр

Врач, окулист, хирург.

4. «Десерт для взрослых»

Каждому столику, посовещавшись, надо ответить на вопрос.

1. Как «влиться» в новый профессиональный коллектив?

2. Что необходимо учитывать при выборе профессии?

В заключение ребятам предлагается просмотр презентации «Необычные профессии» (Приложение 3)

Рефлексия.

Приложение 1

Список профессионально важных качеств

Справедливость

Физическая сила

Выносливость

Развитый художественный вкус

Любовь к природе, искусству, цветам

Любовь к детям

Чувствительность пальцев

Усидчивость

Упорство

Память на числа и символы

умение определить готовность блюда с помощью прикосновений, осязания, обоняния и т. д. ;

хорошее зрительное восприятие цвета, формы, размера; развитый объемный и линейный глазомер (умение без взвешивания быстро и точно определять массу полуфабриката);

тактичность (умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами)

чуткость и внимание к людям (детям)

Хороший вкус

Отличное зрение и глазомер

Способность к созданию образа по описанию

Умение общаться с людьми

Приложение 2

Профессия Профессионально-важные качества

Врач — наблюдательность

— внимательность к пациенту

— ответственность

— умение общаться с людьми

— способность к сопереживанию

— умение быстро принимать решения

автомеханик —

повар —

программист —

маляр —

флорист —

Диджей —

судья —

Приложение 3 (презентация)

Приложение 4 (музыка)

Эффективные методики

Несомненно, профориентация по множеству своих методик столь же разнообразна, как и мир подростков, уникальных и слегка похожих одновременно. Но на сегодняшний день есть несколько методик, которые применяются психологами, чтобы помочь подрастающему человеку сделать правильный выбор и занять свое место под солнцем.

На сегодняшний день в большей части случаев используются следующие методики:

  1. Дифференциально-диагностический опросник. Он состоит из 20 пар профессий, где подросток выбирает одну. Это позволяет выявить, к какой группе профессий более всего склонен ребенок.
  2. Карта интересов. 50 вопросов, которые включает в себя методика, позволяют психологу понять, в каких областях знаний подросток более развит, что ему более интересно.
  3. Якоря карьеры. В основе этой методики лежит 41 утверждение, которые помогают определить основные карьерные ориентиры.

Однако стоит понимать, что по результатам одного теста нельзя полностью утверждать, какой род деятельности стоит выбирать подростку для дальнейшей жизни. Рекомендуется применять результаты нескольких тестов, практических занятий и индивидуальных бесед для того, чтобы дать правильный совет и помочь подростку пойти в правильном направлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector