Приказ минпросвещения рф от 30.09.2020 n 533
Содержание:
- Образование, направленное на детей и взрослых
- Дополнительное образование детей
- Специфика семинаров и тренингов
- Виды
- Согласно ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре оказания платных образовательных услуг указывается «полная стоимость платных образовательных услуг». При оказании платных образовательных услуг в сфере дополнительного
- Для чего нужны Типовые положения об образовательных учреждениях
- Статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»
- Где получить услугу?
- Реализация спортивной школой допобразования
- Дополнительное образование детей
- Обзор документа
- Направленности
- Формы обучения
- Должны ли органы местного самоуправления осуществлять учет детей и закрепление муниципальных организаций дополнительного образования детей за конкретными территориями муниципального образования?
- Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)
- Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения
- Дополнительное профессиональное образование
- Педагог дополнительного образования в школе уволился и нет возможности найти замену
- Обучение по охране труда, пожарно-технический минимум
- Повышение квалификации
- Должность педагогических работников в организации ДПО
- Особенности образовательного процесса
- Заключение
Образование, направленное на детей и взрослых
Так что же такое дополнительное образование детей и взрослых? Сразу возникает закономерный вопрос: причем здесь взрослые? Все правильно. Новый закон это предусматривает. Какие программы могут освоить взрослые? Любые — от программы обучения навыкам безопасного обращения с огнестрельным оружием до вышивания крестиком. Это зависит от индивидуальных образовательных потребностей конкретного индивидуума.
Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Рассмотрим эти программы подробнее.
Дополнительное образование детей
В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.
Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.
В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.
Специфика семинаров и тренингов
Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии
Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков
На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.
Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.
В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.
Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.
Виды
Дополнительное образование ориентировано на две возрастные группы – для детей и для взрослых.
Вид дополнительного образования определяется типом программ, по которым проводится обучение, а они могут быть двух основных категорий, которые, в свою очередь, подразделяются еще на два подвида:
- Общеобразовательные:
- общеразвивающие;
- предпрофессиональные.
- Профессиональные:
- повышение квалификации;
- профессиональная переподготовка.
По общеразвивающим программам могут учиться и взрослые (на всевозможных курсах – иностранного языка, программирования, кройки и шитья и т. д.), и дети (в кружках рисования, пения, танцев, моделирования и т. д.).
Предпрофессиональные программы предназначены только для детей и ориентированы на их подготовку к поступлению в творческие или спортивные колледжи и вузы. Необходимые знания и навыки будущие музыканты, художники, спортсмены получают в ДШИ, ДМШ, школах олимпийского резерва, секциях и т. д.
Программы дополнительного профессионального образования ориентированы на слушателей, уже получивших (или еще продолжающих получать) среднее или высшее профессиональное образование. Другими словами, повышать квалификацию и проходить переподготовку могут только студенты вузов и ссузов или специалисты, имеющие базовое профобразование.
Согласно ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре оказания платных образовательных услуг указывается «полная стоимость платных образовательных услуг». При оказании платных образовательных услуг в сфере дополнительного
Вопрос — ответ
Согласно ч. 2 и 3 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре об оказании платных образовательных услуг указывается полная стоимость данных услуг и порядок их оплаты. В таком договоре, как в любом договоре об образовании, также указываются вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности).
Полная стоимость услуг отражает исчерпывающую сумму, которую заказчик должен заплатить исполнителю за оказание услуг, предусмотренных договором. Указание полной стоимости услуг исключает возможность устанавливать отдельную дополнительную плату за какие-либо составляющие образовательной деятельности (например, проведение текущего контроля обучающихся, выдачу документов об обучении и т.д.), а также требовать увеличения стоимости таких услуг, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции.
При этом, представляется, что стоимость образовательных услуг может быть установлена и взиматься пропорционально той или иной продолжительности обучения, вплоть до продолжительности каждого отдельного занятия.
Таким образом, в договоре оказания платных образовательных услуг может быть предусмотрена полная стоимость пропорционально периоду обучения (месяц, неделя, отдельное занятие), которая включает в себя все расходы заказчика, подлежащие уплате исполнителю за оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором.
Для чего нужны Типовые положения об образовательных учреждениях
Обновленное Типовое положение о дополнительном образовании устанавливает три вида организаций, реализующих ДО:
- автономные;
- бюджетные;
- казенные.
Документ определяет обязанности, правовой статус и источники финансирования заведений культуры, школ искусств, центров внешкольного развития, детских технических станций, спортшкол.
Модернизированное Положение расширяет права учреждений сверхурочного обучения: теперь они могут разрабатывать оригинальные профессиональные программы и предлагать нестандартные услуги, ориентируясь на интересы государства, общества и индивидуума.
Если количество желающих обучаться факультативно больше, чем предполагает финансирование, образовательное учреждение может принимать воспитанников на платной основе. Для внешкольных организаций приветствуется любая финансовая деятельность, которую не запрещают Типовое положение и закон о дополнительном образовании — от оплаты занятий до приема пожертвований, причем как от отечественных, так и от иностранных компаний и частных лиц.
Согласно последней редакции Типового положения организация работы заведений ДО не претерпела глобальных изменений:
- Все дополнительные программы должны ежегодно обновляться, чтобы идти в ногу с развитием научной, экономической, технической, технологической, культурной и социальной сфер.
- Осуществление образовательной деятельности может быть индивидуальным и/или групповым – в кружках, лабораториях, студиях, театрах, оркестрах, творческих мастерских, ансамблях и прочих коллективах.
- Каждый ученик вправе выбрать любое количество групп, заниматься в них параллельно или менять их по своему желанию.
- Численность одновременно занимающихся, их возраст и продолжительность уроков устанавливаются каждым заведением самостоятельно, что закрепляется в локальном законодательном акте.
- Учебные часы могут дополнять общеобразовательные предметы и иметь техническую, краеведческую, физкультурно-спортивную, естественно-научную, художественную, социально-педагогическую и другую направленность.
- По согласию с руководством в состав обучаемых коллективов могут входить несовершеннолетние ученики, занимающиеся вместе с родителями или их представителями.
- По окончании учебы участники проходят аттестацию. Ее форму, график и порядок определяют сами организации.
- Расписание занятий должно учитывать пожелания детей и их родителей.
- В случае необходимости и по просьбе учащихся педагогам разрешено использование различных учебных технологий вплоть до электронного и удаленного обучения.
- Молодые люди с ограниченными физическими возможностями бесплатно получают специальную литературу, пособия, учебники, услуги для глухонемых и слепоглухих, а также обеспечиваются лекциями в электронном формате.
Статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»
Глава 10 Федерального закона № 273 рассматривает вопрос о дополнительном образовании в целом. Наиболее пристального внимания заслуживает статья 75 настоящего закона. В ней описываются основные моменты этого вопроса, включая задачу дополнительного образования, классификацию программ и требования к участникам.
Теперь о каждом пункте подробнее.
Пункт 1
Первый пункт статьи 75 ФЗ 273 описывает цели и особенности дополнительного образования. Это включает раскрытие имеющегося потенциала, развитие человека на интеллектуальном, нравственном и физическом уровне. В случае с творческими профессиями, развиваются не только профессиональные навыки, но и фантазия ученика.
Всегда должен учитываться возраст последнего, наряду с его физическими и психологическими особенностями
Ребенок, взрослый, интроверт, экстраверт — педагоги обязаны принимать во внимание все эти моменты
Пункт 2
Второй пункт статьи 75 ФЗ 273 классифицирует программы дополнительного образования, подразделяя их на общеразвивающие и предпрофессиональные. Каждая — со своими особенностями и допустимыми категориями учащихся.
Общеразвивающие программы не имеют ярко выраженной специфики, но способствуют лучшей интеграции человека в общество, помогают ему расширить свой кругозор и улучшают физическую форму учащегося. Участвовать в подобных учебных программах могут как дети, так и взрослые (разумеется, при разделении на разные группы).
Предпрофессиональные группы нацелены исключительно на несовершеннолетних учеников. Основные направления этого вида дополнительного образования: сфера искусств, физическая культура и спорт.
Пункт 3
В этом пункте статьи 75 ФЗ 273 указываются требования к участникам общеобразовательных программ. Или — в большинстве случаев — их отсутствие. Особые требования возможны только если обучение достаточно специфическое, и ученик должен соответствовать особым критериям в плане физического и/или интеллектуального уровня развития.
Пункт 4
Важная составляющая ст. 75 федерального закона № 273, которая регулирует содержание и сроки дополнительных учебных программ.
Содержание должно быть утверждено организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, как правило, планируемый курс проверяется официальными органами на соответствие федеральным государственным требованиям.
Сроки так же утверждаются организатором, но неоправданно затянутые или короткие программы дополнительного образования могут быть закрыты, если их неэффективность будет подтверждена.
Пункт 5
Данный пункт 75 статьи федерального закона № 273 определяет особенности и критерии проведения дополнительных предпрофессиональных курсов. При этом он ссылается на другие статьи настоящего ФЗ.
Ссылки относятся к следующим пунктам:
- Ст. 83, п. 3-7. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области искусств:
- № 3 — цели программ, места проведения;
- № 4 — инстанции, устанавливающие перечень программ;
- № 5 — инстанции, устанавливающие требования к содержанию, структуре и реализации;
- № 6 — принципы отбора участников в предпрофессиональных программах в области искусств;
- № 7 — форма и порядок проведения итоговой аттестации.
- Ст. 84, п. 4 и 5. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта:
- № 4 — требования к содержанию, структуре и принципам реализации;
- № 5 — принципы отбора участников (в первую очередь, в отношении физической подготовки).
Изменения в ФЗ «О дополнительном образовании»
Федеральный закон № 273 вступил в силу в 2012 году, и на сегодняшний день в него были внесены многочисленные поправки и изменения. Это коснулось и главы 10 «О дополнительном образовании».
Последняя редакция настоящего Федерального закона дополнила статью № 76 пояснениями по вопросу контроля за дополнительными профессиональными программами образования. Теперь курсы, связанные с кадастровым учетом или оценкой контрольно-кассовой техники, регулируют соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
Статья № 75 Федерального закона об образовании не претерпела изменений ни в последней редакции, ни в более ранних.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Где получить услугу?
Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.
Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.
В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.
Реализация спортивной школой допобразования
Вопрос — ответ
Необходимо уточнить, говорим ли мы сейчас о дополнительных общеразвивающих образовательных и дополнительных предпрофессиональных образовательных программах в сфере спорта? Или же Вы спрашиваете о полном спектре дополнительных образовательных программ?
Дело в том, что общеразвивающие образовательные программы в целом, не могут быть реализованы в МБУ ДО Детско-юношеская спортивная школа, поскольку подобное название используется только в сфере физической культуры и спорта (Приказ Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»).
Поэтому я дополню Ваш вопрос реализацией дополнительных программ в сфере спорта.Согласно ч. 2 ст. 84 ФЗ об образовании образовательная организация имеет право реализовывать следующие образовательные программы дополнительного образования:
• дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);
• дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
Обратимся к вышеуказанному Приказу Минспорта России от 27.12.2013 N 1125). Поскольку данный подзаконный акт является самым содержательным актом по Вашему вопросу, т.к. затрагивает вопросы о деятельности образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования в сфере спорта.
Дополнительное образование детей
В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.
В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.
Обзор документа
Вводится дифференциация оценки результатов вступительных испытаний по программам среднего профобразования в области искусств. В приоритете при приеме на обучение по таким программам будут наиболее одаренные поступающие. Форму и систему их оценки будет устанавливать Минпросвещения.
Для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в указанной области будут открываться детские школы искусств. Они могут создаваться по видам искусств и иметь специальные наименования «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа» и т.д. Такие школы будут вправе обучать по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств.
Устанавливать контрольные цифры приема граждан для обучения за счет бюджетных средств по программам высшего образования в области искусств будет Минкультуры.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Направленности
Программы этого подвида имеют обязательный атрибут — направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.
Формы обучения
В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:
- очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
- дистанционной;
- заочной.
Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.
Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.
Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.
Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:
- видеоконференция;
- онлайн;
- бизнес-конференция;
- пресс-конференция;
- эхо-конференция;
- селекторное совещание.
Должны ли органы местного самоуправления осуществлять учет детей и закрепление муниципальных организаций дополнительного образования детей за конкретными территориями муниципального образования?
Вопрос — ответ
Функция учета детей, подлежащих обучению по основным общеобразовательным программам, и закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа возложена на органы местного самоуправления исходя из требований ст. 43 Конституции России и части 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ об обязательности общего образования.
Дополнительное образование как самостоятельный вид образования не относится к обязательному образованию. Дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
В системе дополнительного образования реализуются дополнительные, а не основные образовательные программы (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ). В связи с этим Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит требований об обязательности учѐта детей и закреплении муниципальных организаций дополнительного образования за конкретными территориями муниципального образования.
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)
8 июня 2020
Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; 2018, N 53, ст. 8423; 2019, N 52, ст. 7796) следующие изменения:
1) в статье 46:
а) часть 1 дополнить словами «, если иное не установлено настоящим Федеральным законом»;
б) дополнить частями 3 — 5 следующего содержания:
«3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.
4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.
5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;
2) статью 108 дополнить частью 18 следующего содержания:
«18. На педагогических работников, принятых на работу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона о наличии среднего профессионального образования или высшего образования.».
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль8 июня 2020 года№ 165-ФЗ
Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения
Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.
Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России
Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.
Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:
- гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
- определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
- в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
- оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота
Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.
Дополнительное профессиональное образование
Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы — удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.
Ключевое отличие и особенность ДПО — наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.
Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.
Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.
Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.
Педагог дополнительного образования в школе уволился и нет возможности найти замену
Вопрос — ответ
В соответствии с пп 1. п. 2 ст. 61 Закона об образовании по общему правилу прекращение обучения возможно только по заявлению (инициативе) обучающегося или родителей несовершеннолетнего обучающегося (законного представителя; в этом случае — законного представителя). Кроме того, «досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Досрочное прекращение обязательств без заявления невозможно.
Однако указанная ситуация скорее связана с обстоятельствами, не зависящими от организации — узкость профиля, действительно, может создать невозможность нахождения нового преподавателя. В таком случае подобные обстоятельства попадают под действие пп 3. п. 2 ст. 61 Закона об образовании и входят в «перечень» причин для досрочного прекращения образовательных отношений без заявления.
Это подтверждают и локальные акты образовательных учреждений. Например, п. 4.2 «Положения о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МАУДО «ДШИ» г. Колпашево и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся» регламентирует в качестве причины для прекращения образовательных отношений досрочно «в связи с увольнением педагога и расформированием групп ввиду отсутствия специалиста данного профиля».
Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права Лошкаревой А.С.
Обучение по охране труда, пожарно-технический минимум
Вопрос — ответ
Реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации. Таким образом, для того, чтобы определить, к какой конкретно образовательной услуге относится то или иное направление, следует дать больше информации об образовательной программе.
Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Сазоновой М.
Повышение квалификации
Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.
Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.
Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.
Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.
Должность педагогических работников в организации ДПО
Вопрос — ответ
Частью 1 статьи 50 Федерального закона N 273-ФЗ закреплено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам.
Установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации (в том числе организациям дополнительного профессионального образования), если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Какие должности могут находится в штатном расписании установлено Номенклатурой должностей работников организаций, осуществляющей образовательную деятельность, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678. Также требования и наименования устанавливаются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н (ред. от 23.12.2011) «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования».
Каких-либо нормативных обязательных требований к составлению штатных расписаний в настоящее время не установлено, также как не определяются требования о каком-либо нормативе количества штатных сотрудников ППС и их обязательным наличием в организации.
Особенности образовательного процесса
Разнообразные формы дополнительного образования разработаны в Минобразования страны в виде удобного, быстрого, недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности.
Они существенно отличаются от второго высшего по срокам обучения. Курсы дополнительного образования предполагают незначительный срок обучения, они наполнены конкретными предметами, приближенными к практике, они существенно ниже по стоимости.
После завершения курса можно рассчитывать на диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который придает его обладателю большую конкурентоспособность на современном рынке труда.
Свойство данного документа таково, что дополнительная специальность является равноправной с основной специальностью, дает право заниматься конкретным видом деятельности.
Заключение
В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.
С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.
ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.
Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.