Правила поступления в кадетскую инженерную школу
Содержание:
Выпускники
За годы существования вуза 865 выпускников были удостоены звания Герой Советского Союза, 61 человек дважды, а маршалу авиации Ивану Никитичу Кожедубу звание было присвоено трижды, 89 человек стали лауреатами Ленинской и Государственной премий. Среди выпускников ВВИА — первый космонавт Юрий Гагарин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, первый человек, вышедший в открытый космос Алексей Леонов, знаменитые конструкторы летательных аппаратов Сергей Ильюшин, Артем Микоян, Александр Яковлев, олимпийский чемпион по тяжёлой атлетике Юрий Власов, а также популярный российский комик Руслан Белый.Из тех, кто в разные годы учился и работал в академии, двести человек стали лауреатами Ленинской и Государственной премий, более ста были удостоены высоких званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.
Авиационные выставки[ | ]
Раз в два года в России проводится Международный авиационно-космический салон (МАКС), в котором активное участие принимают российские производители авиатехники. Во время проведения авиасалона было заключено контрактов на сумму: в 2005 году — $5 млрд, в 2007 — $3 млрд, в 2009 и 2011 по $10 млрд, в 2013 — $21 млрд.
Международный авиасалон по гидроавиации «Гидроавиасалон» проходит в России каждый второй (чётный) год, чередуясь с МАКСом. Проходит в бухте г. Геленджик на территориях испытательно-экспериментальной базы ТАНТК им. Г. М. Бериева и аэропорта «Геленджик».
Ежегодно в России проводится международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia.
Структура
Одно из крупнейших в России многопрофильное учебное заведение наделено структурой, отвечающей масштабности, серьёзности и сложности поставленной задачи объединения и совершенствования системы технического обслуживания авиации в условиях современных вызовов и угроз. Статусу академии соответствует её начальник – генерал-полковник Зибров Г. В.
Структура академии включает следующие подразделения:
- управление;
- обще-академические кафедры – всего восемьдесят девять;
- пятнадцать факультетов;
- три факультета в каждом филиале;
- два научно-исследовательских центра (НИЦ) и испытательный институт радиоэлектронной борьбы (НИИИ РЭБ);
- научная рота – первая в ВС РФ, с 2013 года осуществляет прикладные исследования по приоритетным направлениям развития и применения ВКС РФ и войск РЭБ;
- кадетская инженерная школа – обучение и подготовка одарённых детей десятых и одиннадцатых классов;
- подразделения обеспечения.
Ритуал присяги в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
ВУЗ имеет в своей структуре два филиала:
- в Челябинске – обучение будущие штурманы и офицеры боевого управления;
- в Сызрани – теоретическая подготовка курсантов-вертолётчиков.
Академия ведёт полноценную подготовку по тридцати восьми специальностям программ специалитета, тринадцати специальностям с высшей военной оперативно-тактической подготовкой по программам магистратуры, более ста специальностям переподготовки и повышения квалификации. Помимо военных специальностей курсанты осваивают востребованные гражданские профессии.
Два НИЦ проводят успешную изобретательскую и рационализаторскую работу, ведут фундаментальные исследования и разработки перспективных видов вооружений. Научная работа ведётся в рамках двадцати двух военных научных школ, восьми диссертационных советов по восемнадцати научным специальностям. В стенах вуза работает докторантура и адъюнктура очной формы по пятнадцати специальностям. Более 70% от всей численности преподавательского состава специалисты с учёным званием не ниже старшего научного сотрудника. Преподавательский состав насчитывает более тысячи восемьсот специалистов.
Девушки-курсанты в ВУНЦ ВВС «ВВА»
В Воронеже создано уникальное учебное заведение по своим возможностям:
- выполняется полноценное обучение теории и практики высшей оперативно-тактической подготовки;
- используются уникальные возможности поддержания лётной подготовки на современных тренажёрных комплексах, которые представлены всеми типами современных летательных аппаратов, стоящих на вооружении боевой авиации РФ;
- слушатели лётного и штурманского состава каждые три месяца проходят двухнедельную реальную лётную практику.
Задачи практического применения знаний в процессе обучения решаются благодаря наличию современной материально-технической базы и разветвлённой системы инфраструктурных объектов: аэродромов, баз, пунктов, полигонов.
В рамках военно-технического сотрудничества на специальном факультете ведётся подготовка военных кадров и технического персонала из тридцати пяти государств. Налажена целевая подготовка адъюнктов-иностранцев.
В кадетской школе созданы четыре класса, в которых углубленно изучаются: механика, электроника, радиодело, БПЛА, оптика, термодинамика. Более 90% выпускников школы успешно поступают в академию.
Нельзя не отметить наличие в вузе внештатной курсантской роты почётного караула. Она является визитной карточкой академии.
Шасси
Посадка коммерческого авиалайнера представляет собой один из самых невероятных технологических подвигов. Самолет должен спуститься с 10 000 метров на землю и замедлиться с 1046 до 0 километров в час. Ну и да, ему нужно поставить весь свой вес — около 170 тонн — на несколько колес и стоек, которые должны быть прочными, но полностью убираться. Стоит ли удивляться, что шасси занимают первое место в нашем списке? Вплоть до конца 1980-х большинство гражданских и военных самолетов использовали три основных посадочных конфигурации: одно колесо на стойке, два колеса бок о бок на стойке или два колеса бок о бок и еще два колеса бок о бок. По мере того, как самолеты становились крупнее и тяжелее, системы посадки становились более сложными, чтобы снизить напряжение колес и сборных стоек, а также уменьшить силу удара о посадочную полосу. Шасси аэробуса A380, например, состоят из четырех ходовых элементов — два с четырьмя колесами и два с шестью колесами каждый. Вне зависимости от конфигурации, сила важнее веса, поэтому вы найдете стальные и титановые, но не алюминиевые компоненты в шасси.
Авиация дошла до того, что самолеты уже хотят оснастить боевыми лазерами. Что ж, будем надеяться, что через пару лет придется писать уже о космических кораблях, бороздящих бескрайние просторы большого театра.
История вуза
Прародителем нынешней академии считается Военное аэродромно-техническое училище ВВС в Сталинграде, решение об открытии которого было принято в конце 1948 года Генеральным штабом Вооружённых Сил СССР, а открытие состоялось 1 января 1950 года.
В 1954 году училище было перебазировано в г. Мичуринск Тамбовской области (Воронежский военный округ). В 1963 году учебное заведение было переименовано в Мичуринское военное авиационно-техническое училище, а спустя несколько месяцев переехало в г. Воронеж и получило новое название — Воронежское военное авиационно-техническое училище.
В 1975 году среднее авиационно-техническое училище было преобразовано в Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище. Программы подготовки офицеров с высшим специальным образованием предполагали увеличение продолжительности обучения с 3 лет, как было ранее, до 4 лет. С целью недопущения прерывания обеспечения войск специалистами, в 1975 году проводился одновременный набор абитуриентов для последующей подготовки офицеров, как со средне- техническим образованием (срок обучения 3 года) так и с высшим образованием (срок обучения 4 года). Первый выпуск офицеров с высшим специальным образованием состоялся в 1979 году. В последующем 4 годичные учебные программы были продлены до 5 лет. В 1989 году в училище была открыта адъюнктура.
В 1991-1999 годах функционировал филиал училища в г. Борисоглебске, созданный на базе расформированного Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В. П. Чкалова.
В 1998 году училище было преобразовано в Воронежский военный авиационный инженерный институт, а пять лет спустя получило новое название — Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт).
В августе 2006 года к училищу был присоединён Военный институт радиоэлектроники (г. Воронеж).
По итогам государственной аккредитации с конца 2007 года по 2011 год учебное заведение носило наименование — Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).
В 2008 году Правительством РФ принято решение сосредоточить в университете подготовку специалистов всех видов наземного обеспечения полётов авиации: инженерно-авиационного, инженерно-аэродромного, аэродромно-технического, метеорологического, радиотехнического и авиационных средств связи. К университету были присоединены Иркутское ВВАИУ, Ставропольское ВВАИУ и Тамбовское ВВАИУ РЭ. В начале января 2009 года в Воронеж были передислоцированы курсанты и командно-преподавательский состав Иркутского ВВАИУ. В июле-августе 2009 года — остальные вузы.
В 2010 году к университету был присоединён Федеральный государственный научно-исследовательский испытательный центр радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения заметности. Приказом МО РФ с 1 сентября 2011 года университету передана подготовка обучаемых офицеров оперативно-тактического уровня из Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.
В 2012 году Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (Монино) и Военный авиационный инженерный университет были преобразованы в ВУНЦ ВВС «Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (Воронеж).
21 февраля 2020 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу вручил академии орден Жукова — за заслуги в укреплении обороноспособности страны и подготовке квалифицированных военных кадров.
История ВУНЦ ВВС
Военно-воздушная академия Воронежа появилась в результате объединения нескольких учебных заведений.
В 1998 году ВВАИУ было преобразовано в Военный авиационный инженерный институт. Спустя 8 лет к нему присоединили Воронежский военный институт радиоэлектроники.
В 2007 году вуз получил государственную аккредитацию. В то же время было принято решение сосредоточить в Воронежском ВАИУ подготовку военспецов всех видов наземного обеспечения авиаполетов: инженерно-аэродромного, инженерно-авиационного, аэродромно-технического, радиотехнического, метеорологического и авиационных средств связи.
В результате масштабных преобразований к Воронежскому университету были присоединены ВВАИУ, действовавшие в Иркутске, Ставрополе и Тамбове. После издания соответствующего приказа в Воронеж был передислоцирован весь их личный состав.
В 2010 году к Воронежскому ВВАИУ присоединили ГГНИИЦРБ. Кроме того, приказом МО Российской Федерации ему были переданы функции по подготовке офицеров оперативно-тактического уровня Военно-воздушной академии им. профессора Н. Жуковского и Ю. Гагарина, действующей в Монино.
Выпускники
За годы существования вуза 865 выпускников были удостоены звания Герой Советского Союза, 61 человек дважды, а маршалу авиации Ивану Никитичу Кожедубу звание было присвоено трижды, 89 человек стали лауреатами Ленинской и Государственной премий. Среди выпускников ВВИА — первый космонавт Юрий Гагарин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, первый человек, вышедший в открытый космос Алексей Леонов, знаменитые конструкторы летательных аппаратов Сергей Ильюшин, Артем Микоян, Александр Яковлев, олимпийский чемпион по тяжёлой атлетике Юрий Власов, а также популярный российский комик Руслан Белый.Из тех, кто в разные годы учился и работал в академии, двести человек стали лауреатами Ленинской и Государственной премий, более ста были удостоены высоких званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.
Приложение № 2
Перечень подлинников документов, необходимых для представления на конкурсный отбор
По прибытии на конкурсный отбор необходимо при себе иметь следующие документы (оригиналы):
- Свидетельство о рождении.
- Паспорт.
- Табель успеваемости с оценками за соответствующий учебный год с обязательным указанием изучаемого иностранного языка.
- Аттестат об основном общем образовании с приложением.
- Справка о прохождении ОГЭ с указанием количества баллов по русскому языку и математике, а также предметов по выбору обучающегося.
- Медицинская карта развития ребенка Ф 112/У.
- Медицинская карта школьника Ф 026/У.
- Документы, подтверждающие преимущественное право приема кандидата в кадетский корпус (инженерную школу):
а) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии свидетельства о смерти единственного или обоих родителей;
- копия решения суда или органов местного самоуправления об установлении опеки (попечительства);
- заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия удостоверения опекуна (попечителя);
- рекомендация для поступления от комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания кандидата и органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, откуда прибыл кандидат.
Для остальных кандидатов:
- справка или выписка из личного дела погибшего или умершего родителя – военнослужащего (сотрудника органов внутренних дел, прокурорского работника, сотрудника следственных органов) и копия свидетельства о смерти;
- справка о прохождении родителем военной службы (о работе в воинской части или организации федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с указанием стажа;
- справка о выслуге лет родителя – военнослужащего в календарном исчислении или заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия удостоверения «Ветеран военной службы»;
- выписка из приказа об увольнении родителя с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более;
- заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии удостоверений Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и полного кавалера ордена Славы.
Реактивное топливо
Первые поршневые самолеты использовали те же виды топлива, что и автомобили — бензин и дизельное топливо. Однако развитие реактивных двигателей потребовало разнообразия. Хотя несколько дураков выступали за использование арахисового масла или виски, авиационная промышленность быстро привыкла к керосину как лучшему топливу для мощных реактивных струй. Керосин — компонент сырой нефти, получаемый в результате дистилляции или разделения на основные компоненты. Вообще из нефти много чего делают. Если у вас когда-нибудь была керосиновая лампа или обогреватель, возможно, вы видели это топливо соломенного цвета. Коммерческие самолеты, тем не менее, требуют керосина более высокого класса, чем бабушкина керосинка. Топливо должно гореть чисто, но иметь более высокую температуру вспышки, чем автомобильное топливо, чтобы снизить риск возникновения пожара. Также топливо для реактивных двигателей должно оставаться жидким в холодном воздухе верхних слоев атмосферы. Процесс очистки устраняет всю воду, которая может превратиться в ледяные частицы и заблокировать топливные пути. Точка замерзания самого керосина также тщательно контролируется. Большинство видов реактивного топлива не замерзает при температуре до минус 50 по Цельсию.
Управление воздушным движением
До сих пор мы говорили об авиационных конструкциях, но одним из самых важных нововведений авиации стало управление воздушным движением, система, которая позволяет самолету подняться из одного аэропорта, пролететь сотни или тысячи километров и безопасно приземлиться в пункте назначения. В США, например, более 20 центров управления полетами, которые отвечают за перемещение самолетов по всей стране. Каждый центр отвечает за определенную географическую область, поэтому когда самолет вылетает, его «передают» другому центру. В управлении воздушным движением ключевую роль играет радиолокационное наблюдение. Основные наземные станции, расположенные в аэропортах и центрах управления, излучают коротковолновые радиоволны, которые попадают в самолет и отражаются обратно. Эти сигналы позволяют авиадиспетчерам контролировать позиции воздушных судов в рамках данного им объема воздушного пространства. В то же время, большинство коммерческих самолетов, несут транспондеры — устройства, которые сообщают тип, высоту, курс и скорость самолета, когда его «допрашивает» радар.
Пропеллер
Полет устройств тяжелее воздуха начался с планеров — легких самолетов, которые могут летать в течение длительного времени без использования двигателя. Планеры были белками-летягами в авиации, однако ее пионеры Уилбур и Орвилл Райт хотели настоящих соколов с мощным и качественным полетом. Чтобы обеспечить тягу, нужна была двигательная система. Братья Райт разработали и построили первые пропеллеры для самолетов, а также четырехцилиндровые двигатели с водяным охлаждением, чтобы их вращать. Теория и практика создания пропеллеров прошли долгий путь. Пропеллер работает как вращающееся крыло, обеспечивая подъем, но в направлении прямо. Пропеллеры бывают разные: и с двумя лопастями, и с восемью, однако все отвечают одним и тем же задачам. По мере вращения лопастей, пропеллеры толкают воздух назад, и этот воздух, благодаря силам действия и противодействия Ньютона, движет транспорт вперед. Эта сила известна как тяга и работает в противовес сопротивлению воздуха, которое замедляет движение транспортного средства.
Автопилот
На заре авиации полеты были короткими, и главной заботой пилота было не рухнуть на землю после нескольких волнительных моментов в воздухе. Поскольку технология улучшилась, стали возможны длительные перелеты через континенты и океаны, даже весь мир. Усталость пилота стала серьезной проблемой во время этих эпических путешествий. Как мог одинокий пилот или небольшая команда бодрствовать и бдеть на протяжении часов, особенно во время монотонных круизов на большой высоте? Так появился автопилот. Созданный Лоренсом Берстом Сперри, сыном Элмера А. Сперри, автопилот, или автоматическая система управления полетом, связывала три гироскопа на поверхностях самолета, контролирующих тангаж, крен и отклонения от курса. Устройство делало коррективы в зависимости от угла отклонения от направления полета. Революционное изобретение Сперри сделало возможным стабильный круизный полет, а также самостоятельно могло выполнять взлет и посадку.
Автоматическая система управления полетом современных самолетов мало чем отличается от первых гироскопических автопилотов. Датчики движения — гироскопы и акселерометры — собирают информацию о пространственном положении воздушного судна и его движении, доставляют ее в компьютеры автопилота, а те выдают сигналы для корректировки курса с помощью крыльев и хвоста.
Как добраться и где остановиться
Воронеж – крупный транспортный узел. В городе есть международный аэропорт с многочисленными регулярными рейсами. Без проблем можно добраться до города с помощью пассажирского ж/д транспорта. В Воронеже действует три ж/д вокзала — №1, Курский и Придача. Есть два автовокзала и автостанция. Через город проходят:
- автомагистраль М 4;
- трасса А 144 регионального значения.
Кандидаты размещаются в нескольких учебных городках:
- №1 – ул. Матросова,4;
- №2 – ул. Старых Большевиков, 54 «А»;
- №77 – ул. Краснознаменная, 231.
Перед поездкой нужно уточнить адрес прибытия, который указан в вызове, направленным в военкомат. От аэродрома, ж/д вокзала или автовокзала добраться до места назначения лучше на автобусе. По городу курсирует большое количество автобусов, маршруток и троллейбусов.
Можно вызвать такси по телефону. Ожидающие такси у вокзалов лучше не использовать, так как таксисты завышают цены в несколько раз. Проезд от вокзалов города до остановки ул. Димитрова (к учебному городку №2). Автобусный маршрут и номера автобусов зависят от точки отправления – аэропорт, конкретный ж/д вокзал или один из автовокзалов.
Челябинск имеет развитую транспортную инфраструктуру. Добраться до города можно на самолёте, поезде, автобусе или автомобильным транспортом. Рядом с Челябинском расположен международный аэропорт. Через город проходит ж/д сообщение. Междугороднее автобусное сообщение осуществляется через автовокзал и три автостанции. Городской транспорт представлен автобусами, трамваями, троллейбусами и маршрутками.
При поступлении в филиал Сызрани до города можно добраться ж/д, автобусным или автомобильным транспортом. Через Сызрань проходит две федеральные автотрассы и три межмуниципальные дороги. Город является крупным ж/д узлом шести направлений. По городу удобнее перемещаться на автобусах.
Кандидатам по прибытии в академию или филиал предоставляется проживание и питание на бесплатной основе. На время нахождения в вузе абитуриенту доступно полное медицинское, бытовое и досуговое обеспечение.
В случае необходимости абитуриентам и их родителям можно арендовать квартиру недалеко от академии или заселиться в близлежащую городскую гостиницу.
Удобные гостиницы в Воронеже:
- Бон Отель – ул. Димитрова, 47, телефон: +7 (473) 224-66-22. Цена номера – от 700 до 4000 руб/ночь. Удобное расположение – через дорогу находится здание академии.
- Академия уюта – Ленинский проспект, 124 «Б», телефон: +7 (980) 537-81-46. Цена – от 1600 руб/ночь.
- Отель 36 – Ленинский проспект, 124 «А», телефон: 8 (800) 550-61-04.
Рядом с учебным городком №1 на ул. Матросова, 4 расположены гостиницы:
- Афалина – ул. Матросова, 29, телефон: +7 (473) 229-56-10. Цена – 1799 руб/ночь. Удобное расположение – через дорогу здания городка.
- Удача – ул. Грамши, 73 «А» корп. 2, телефон: +7 (952) 954-77-01. Цена – 1500 руб/ночь.
Рядом с учебным городком №77 по адресу ул. Краснознамённая, 231 расположен гостиный дом Guest House Galaxy (ул. Чеботарева, 2, телефон — +7 (980) 559-28-71).
Филиал в городе Сызрань:
- отель Престиж – ул. Елизарова, 49, телефон: +7 (8464) 37-33-44. Цена – от 2500 руб/ночь.
Филиал в городе Челябинск-15:
- гостиница Виктория – ул. Молодогвардейцев, 34, телефон: +7 (351) 210-00-20
vote
Рейтинг статьи
Как поступить в учебное заведение?
Отбором кандидатов на обучение в ВУНЦ ВВС ВВА занимается приемная комиссия этого учебного заведения. Этапы отбора включают в себя:
- выявление нарушений здоровья у кандидатов и определение его текущего состояния;
- социально-психологическое изучение личности и отбор по принципу профессиональной пригодности;
- внутренние вступительные испытания, включающие в себя экзамены по общеобразовательным предметам и сдачу нормативов ОФП.
Срок проведения конкурсного отбора кандидатов – с 1 по 30 июля года поступления. Место проведения различается в зависимости от направлений подготовки:
- Для инженерно-технических специальностей – в городе Воронеже.
- Для летных специальностей – в филиале академии в городах Сызрань и Челябинск.
Какие нужно предоставить документы?
При обращении в приемную комиссию, абитуриенту потребуется написать рапорт на имя начальника академии. К нему в обязательном порядке приложить:
- копии документов, удостоверяющих личность и наличие российского гражданства. К ним относится паспорт и свидетельство о рождении:
- автобиографию, написанную от руки;
- характеристику от непосредственного руководителя на месте последней работы/службы или от классного руководителя в школе. Документ оформляется по установленному образцу;
- копию документа об образовании и квалификации;
- цветные фото размером 4,5х6 см;
- заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья кандидата;
- заключение о прохождении профессионального и психологического тестирования;
- служебную карточку для действующих военнослужащих;
- для студентов других ВУЗов и средне-профессиональных учебных заведений – справку о продолжительности и сроках обучения.
Все перечисленные документы абитуриент обязан предоставить до 1 мая года поступления. После их рассмотрения, приемная комиссия направляет его на прохождение процедуры оформления допуска к государственной тайне.
Какие сдавать экзамены и нормативы?
Оценка знаний кандидатов на поступление осуществляется по результатам ЕГЭ. Срок действия сертификата – 3 года, абитуриенты 2020 года обязаны предоставить документы, датированные не ранее 2017 года.
Список предметов, по которым необходимо предоставить результаты ЕГЭ:
- Для поступающих на специальность «Метеорология»: математика, география, русский язык.
- Для поступающих на специальность «Тыловое обеспечение»: математика, информатика, русский язык.
- Остальные специальности: математика, физика, русский язык.
Все кандидаты сдают нормативы общей физической подготовки. В них входит:
- подтягивания на перекладине;
- бег на 100 метров;
- бег на 3000 метров.
Оценка физической подготовленности осуществляется по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов для поступления – 25.
Управление полетом
Одно дело — поднять самолет в воздух. Совсем другое дело — эффективно им управлять, чтобы тот не упал обратно на землю. В простом легком самолете пилот передает команды рулевому управлению с помощью механических соединений для контроля поверхностей на крыльях. Эти поверхности, соответственно, элероны, подъемники и руль. Пилот использует элероны, чтобы двигаться из стороны в сторону, подъемники для движения вверх и вниз и руль для поворота влево-вправо. Крен, например, требует одновременной активации элеронов и руля, чтобы самолет припал на одно крыло. Современные военные и коммерческие авиалайнеры управляются теми же поверхностями и используют те же принципы, но с механическим управлением покончено. Первые самолеты летали на гидравлико-механических системах, но они были уязвимы для повреждений и занимали много места. Сегодня почти все крупные самолеты полагаются на цифровой полет-по-проводам, что позволяет тонко управлять элементами с помощью бортового компьютера. Эта хитроумная технология позволяет управлять коммерческим авиалайнером всего двум пилотам.