Кто такой стропальщик
Содержание:
Особенности профессии
Для работы с грузоподъемными механизмами недостаточно пройти курс обучения и получить допуск медкомиссии. Работа с кранами предполагает наличие:
• физической силы для работы со стропами, траверсами, захватами, которые могут весить не один десяток килограмм;
• глазомера для определения скорости движения груза при его перемещении;
• координации для строповки на высоте грузов нестандартной конфигурации и приведения их к нужному положению для укладки;
• скоростью реакции для принятия решений при работе с грузоподъемными механизмами, в случае возникновения нестандартных ситуаций;
• внимательность, поскольку за секундной утратой внимания может последовать аварийная ситуация;
• ответственности – свойства, присущего человеку, работающему с кранами, осознающему зависимость от него безопасности, здоровья и жизни других людей, а также сохранность груза и грузоподъемного механизма.
Наличие этих свойств, гарантирует производительную и безопасную работу с грузоподъемными механизмами.
Обязанности стропальщика при опускании груза
6.1. Перед опусканием груза стропальщик
обязан:
1) предварительно осмотреть место, на которое
необходимо опустить груз, и убедиться в невозможности его падения, опрокидывания
или сползания;
2) на место установки груза в случае
необходимости предварительно уложить прочные подкладки для удобства извлечения
стропов из-под груза;
3) снимать стропы с груза или крюка лишь после
того, как груз будет надежно установлен, а при необходимости и закреплен.
6.2. Стропальщику запрещается устанавливать
груз на временные перекрытия, трубы, кабели и в другие места, не
предназначенные для укладки груза.
6.3. Стропальщик не должен устанавливать грузы
наклонно к стенам зданий, заборам и т.п.
Общие положения
1.1. К выполнению операций по строповке (обвязке, зацепке, закреплению,
подвешиванию на крюк машины, установке в проектное положение и отцепке) грузов
в процессе производства работ подъемными сооружениями (далее — ПС) допускаются
специально обученные квалифицированные рабочие-стропальщики.
1.2. При производстве работ ПС периодически происходят аварии и
несчастные случаи, основными причинами которых являются:
1) неправильная (ненадежная) строповка груза;
2) применение для подъема груза непригодных грузозахватных
приспособлений или тары;
3) нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;
4) нарушение схем строповки грузов;
5) нарушение технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;
6) нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины,
трюме судна, траншее, котловане, колодце при подъеме или опускании груза;
7) несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;
8) нахождение людей между поворотной и неповоротной частями крана;
9) допуск необученных рабочих к обслуживанию крана в качестве
стропальщиков;
10) несоблюдение требований безопасности при установке стрелового крана
на опоры или при строповке грузов вблизи линии электропередачи;
11) нахождение людей в кабине автомашины при ее разгрузке или погрузке;
12) перегруз крана во время подъема примерзшего, засыпанного землей,
закрепленного болтами, защемленного или залитого бетоном груза;
13) нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во
время подъема или опускания груза;
14) неисправность кранового пути и тупиковых упоров;
15) неправильная установка стреловых кранов или кранов-манипуляторов
вблизи траншеи, котлована или на свеженасыпанном грунте;
16) подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых
канатов;
17) нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов;
18) обрыв грузовых и стреловых канатов.
Обязанности
Обязанности стропальщика при погрузо-разгрузочных работах разработаны утвержденной Госгортехнадзором России инструкцией РД 10-107-96* и включают в себя обязанности на разных этапах: • перед подъемом: стропальщик получает наряд, знакомится с ППРк, ТК или наряд-допуском, расписываясь в документах, подбирает подходящие для конкретных работ грузозахватные устройства, убеждается в их исправности, а также целостности тары и оснастки, проверяет степень освещенности рабочей зоны; • при строповке груза: стропальщик крепит его согласно типовым схемам строповки, убедившись предварительно в соответствии веса груза грузоподъемности захватного приспособления; зацепляет груз без перекрутки строп; при строповке длинномеров убеждается в невозможности падения отдельных элементов; строповку сборных железобетонных конструкций производит за штатные монтажные петли; убирает свободные концы многоветвевых строп, исключая возможность зацепа за какие-либо предметы. До команды на подъем груза, проверяет возможность свободного подъема; • при работе с грузом: стропальщик убеждается в безопасности маневра, сопровождая груз в ходе перемещения, предупреждая его произвольный разворот при помощи оттяжек, следя за минимальной величиной подъема в 500 мм над препятствиями, встречающимися в ходе перемещения. Постановка грузов выполняется согласно типовым схемам складирования; • при опускании: стропальщик убеждается в готовности места установки, при необходимости укладывает подкладки, а до расстроповки определяет надежность установки; • в аварийной ситуации: стропальщик сигнализирует о необходимости срочной остановки грузоподъемного механизма, извещая об этом посредственного руководителя работ.
Роль стропальщиков в такелажных работах
Штатные стропальщики есть везде – на стройках, на промышленных предприятиях, крупных складах и грузовых терминалах. Там, где работают краны и другие грузоподъемные механизмы, обязательно должен быть опытный специалист по строповке.
Но особенно важна эта профессия, когда перемещаются опасные, хрупкие, габаритные, массивные грузы. Ведь от того, насколько надежно и профессионально объект закреплен на крановом крюке или подъемной платформе, непосредственно зависит его сохранность, а также сохранность окружающих объектов, жизнь и здоровье людей.
Фактически, такелаж оборудования, имеющего значительную массу или размеры, невозможен без стропальщика – крановщик просто не станет работать, если рядом нет специалиста, который сможет правильно закрепить груз.
Но обвязка – только часть профессии. Эта работа, как, например, работа радиста, требует четкого знания обширной системы условных знаков, профессионального лексикона. Ведь оператор крана далеко не всегда может разобраться в том, что происходит внизу. В этом ему помогает стропальщик.
Существует ряд слов, которые помогают крановщику и стропальщику понимать другу друга даже в условиях сильного шума и ограниченной видимости. Так, например, слово «харэ» в значении «хватит» давно влилось в молодежный лексикон, а пошло они именно отсюда – со строек, заводов и фабрик. Есть также знаки, подаваемые руками – они используются, когда вокруг совсем ничего не слышно.
Труд стропальщика требует массы дополнительных умений и навыков. Он должен уметь точно определять массу и габариты груза, чтобы подбирать соответствующее по грузоподъемности оборудование, находить центр тяжести, чтобы подъем происходил без раскачек и вращения, знать специфику оборудования и умело руководить действиями крановщика, даже если последнему совершенно не виден груз.
Немалую роль в профессии имеют правила и нормы охраны труда – ведь от их выполнения зависят десятки, а иногда и сотни жизней! Перед началом работы специалист всегда проверяет целостность тросов, стропов, креплений, наличие всех необходимых для качественной строповки приспособлений и механизмов. По закону, стропальщик имеет право не выполнять любые распоряжения, если они идут вразрез с техникой безопасности.
Разряды
Виды выполняемых работ, а также обязанности соответствуют разряду рабочего. В частности, стропальщик:
• 2 разряда увязывает, сопровождает передвижение, контролирует укладку грузов весом до 5 тн, длиной не более 3м
Отслеживает сроки пригодности грузозахватных приспособлений;
• 3 разряда работает с грузами от 5 до 25тн, длиной от 3 до 6 м, назначает методы строповки нестандартных грузов, применяет на практике знание методов их связывания и сращивания;
• 4 разряда занимается строповкой грузов массой более 25 тонн, длиной более 6 м, а также требующих особой осторожности, применяет методы их связывания и сращивания;
• 5 разряда при погрузке-рагрузке занимается грузами массой более 25 тонн, длиной более 6 м, а также строповкой отдельных узлов и агрегатов машин массой от 5 до 50 тонн, предназначенных для последующей укрупнительной сборки;
• 6 разряда работает с любыми, в т.ч. особо хрупкими грузами, а также строповкой отдельных узлов и агрегатов машин массой более 50 тонн, предназначенных для последующей укрупнительной сборки.
Перевод на более высокий разряд производится по результатам квалификационных испытаний
Обязанности стропальщика перед началом работы
3.1. Перед
началом работы по подъему и перемещению грузов стропальщик обязан:
1) получить задание на определенный вид работы от специалиста,
ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;
2) при выполнении строительно-монтажных работ ознакомиться с проектом
производства работ ПС и поставить в проекте свою подпись;
3) при выполнении погрузочно-разгрузочных работ ознакомиться (под
роспись) с технологическими картами;
4) при выполнении работ стреловыми ПС вблизи воздушной линии
электропередачи ознакомиться (под роспись) с мерами безопасности, указанными в
наряде-допуске;
5) проверить исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них
клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности;
6) проверить исправность тары и наличие на ней маркировки о ее
назначении, номере, собственной массе и предельной массе груза;
7) проверить наличие и исправность вспомогательных инвентарных
приспособлений (оттяжек, багров, крюков, лестниц, площадок, подкладок и
прокладок), необходимых для выполнения работ, в соответствии с проектом или
технологической картой;
8) подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и
характеру поднимаемого груза. Следует подбирать стропы (с учетом числа ветвей)
такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90°;
9) проверить освещенность рабочего места. При недостаточной
освещенности стропальщик, не приступая к работе, обязан доложить об этом специалисту,
ответственному за безопасное производство работ с применением ПС.
3.2. Стропальщику не разрешается устанавливать самостоятельно ПС на
выносные (дополнительные) опоры, а также снимать (укладывать) грузозахватные
приспособления с неповоротной части (ходовой рамы) ПС при нахождении крановщика
(машиниста) в кабине управления.
Общие требования
2.1. Руководство организации для обвязки, зацепки, закрепления груза и
подвешивания его на крюк крана при помощи стропов или специальных
грузозахватных приспособлений или тары должно назначить (приказом или
распоряжением) обученных и аттестованных стропальщиков.
2.2. Персонал, который назначается для выполнения работ по зацепке, в
т.ч. по навешиванию на крюк ПС, строповке и обвязке грузов, перемещаемых ПС с
применением грузозахватных приспособлений, должен иметь уровень квалификации,
соответствующий профессии «стропальщик».
То же требование предъявляется к персоналу основных рабочих профессий,
в обязанности которых входит подвешивание на крюк груза без предварительной
обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, находящийся в ковшах, бадьях,
контейнерах или в другой таре), а также в случаях, когда груз захватывается
полуавтоматическими захватными устройствами.
Для ПС, управляемых с пола, зацепку груза на крюк без предварительной
обвязки разрешается выполнять персоналу основных рабочих профессий, прошедшему
проверку навыков по зацепке грузов и инструктаж на рабочем месте.
2.3. Рабочему, аттестованному по профессии стропальщика, выдается
соответствующее удостоверение за подписью председателя квалификационной
комиссии. Во время работы стропальщик должен иметь это удостоверение при себе и
предъявлять его по требованию инспектора Ростехнадзора, специалиста, ответственного
за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалсита,
ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, а также по
требованию крановщика.
2.4. Повторная проверка знаний стропальщиков проводится комиссией
предприятия:
— периодически (не реже одного раза в 12 мес);
— при переходе с одного предприятия на другое;
— по требованию специалиста, ответственного за осуществление
производственного контроля при эксплуатации ПС, или инспектора Ростехнадзора.
Повторная проверка знаний проводится в объеме производственной
инструкции и оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.
2.5. Число стропальщиков, обслуживающих ПС, определяется специалистом,
ответственным за безопасное производство работ с применением ПС. При работе
двух и более стропальщиков один из них назначается старшим.
В тех случаях, когда зона, обслуживаемая ПС, из кабины управления
(машиниста, оператора) не видна полностью, для передачи сигналов стропальщика
крановщику специалист, ответственный за безопасное производство работ с
применением ПС, должен выделить сигнальщика из числа опытных стропальщиков.
2.6. Допущенный к самостоятельной работе стропальщик должен иметь общее
представление об устройстве обслуживаемой им грузоподъемной машины.
2.7. Обученный и имеющий на руках удостоверение стропальщик должен
знать:
1) установленный на предприятии порядок обмена сигналами между
стропальщиком и крановщиком;
2) производственную инструкцию для стропальщика по безопасному
производству работ грузоподъемными машинами;
3) назначение и конструктивные особенности грузозахватных
приспособлений и тары;
4) схемы строповки или кантовки грузов;
5) способы визуального определения массы груза;
6) порядок осмотра и нормы браковки грузозахватных приспособлений,
канатов и тары;
7) нормы заполнения тары;
8) грузоподъемность стропов;
9) предельную длину и диаметр стропов;
10) технологические карты;
11) порядок и габариты складирования грузов;
12) назначение и порядок применения стропов, цепей, канатов и других
грузозахватных приспособлений;
13) меры безопасности и условия производства работ кранами на участке
или в цехе;
14) технические характеристики обслуживаемых стропальщиком ПС;
17) способы оказания первой помощи пострадавшим на производстве;
18) средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их
применения;
19) расположение рубильника, подающего напряжение на кран с
электроприводом.
2.8. Стропальщик должен уметь:
1) определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в
зависимости от вылета и положения выносных опор;
2) выполнять обвязку и зацепку различных грузов для их подъема и перемещения;
3) выполнять укладку (установку) груза в проектное положение и снятие
грузозахватных приспособлений (расстроповку);
4) выбирать стропы в соответствии с массой и размерами перемещаемого
груза;
5) определять пригодность грузозахватных приспособлений и тары и
правильно их применять;
6) правильно подавать сигналы крановщику (машинисту);
7) пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем
месте;
8) оказывать первую помощь пострадавшим на производстве;
9) отключать краны от электрической сети в аварийных случаях.
Востребованность профессии
Одним из самых больших плюсов этой профессии является то, что она весьма востребована. Так, найти работу за специальностью можно даже в небольшом городе, не говоря уже о мегаполисах. Ведь умелые рабочие, способные грамотно управляться с грузом, нужны всем без исключения.
И всё же, искать работу лучше в крупных компаниях, на промышленных предприятиях или в портах. Здесь и место найти попроще, и оплата труда намного выше. И вот, самый интригующий вопрос: сколько платят стропальщику? Что же, согласно данным за 2015 год среднестатистический специалист получает от 25 до 35 тыс. рублей в месяц. Но, если получиться устроиться в крупную компанию, занимающеюся погрузочно-разгрузочными работами, то эта сумма может удвоиться.
Условия работы
Перед тем как подписать трудовое соглашение с работодателем, обязательно нужно ознакомиться с предлагаемыми условиями работы. Обычно работа стропальщика происходит в тяжелых условиях, так как она связанна с физическим трудом, часто приходится работать в пыльных помещениях или при плохих погодных условиях.
Такая работа не подходит людям, страдающим от проблем с опорно-двигательным аппаратом, а также с плохим зрением или слухом.
Также необходимо уточнять и другие моменты, относящиеся к работе:
- способ формирования заработной платы, от чего она будет зависеть и каков ее размер;
- наличие официального трудоустройства, социального пакета и что в него входит, наличие оплачиваемых отпусков и больничных;
- график работы, продолжительность смены, наличие перерывов на обед и перекуров;
- возможность повышения и премирования;
- работа в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, а также наличие служебных командировок;
- наличие испытательного срока, его продолжительность и заработная плата во время него.
Ниже представлен инструктаж по охране труда стропальщика.
Аттестация
Согласно требований Ростехнадзора повторная аттестация стропальщиков производится: • ежегодно; • по предписанию органов надзора; • при более чем полугодичном перерыве в работе; • при переходе в другую организацию. Допуск к работе аттестованного стропальщика оформляется отдельным приказом, данные удостоверения вносятся в ППРк, ТК, наряд-допуск. Работая с кранами, стропальщик обязан иметь при себе удостоверение. Грузоподъемные механизмы являются источником повышенной опасности, поэтому для работы с ними необходимы квалифицированные, обладающие практическим опытом, обученные стропальщики, стрессоустойчивые и обладающие здоровой психикой, способные адекватно оценить ситуацию.
Отличия грузчика, такелажника и стропальщика
Многие наши сограждане, в особенности руководители крупных предприятий – промышленных, строительных, банковских, медицинских – периодически сталкиваются с необходимостью перемещения какого-либо объекта, который неподвластен обыкновенным грузчикам. Таких грузов существует множество. Они могут обладать очень высокой массой, требующей специальных кранов, крупными габаритами, быть ценными, хрупкими или опасными, а то и все это сразу.
Тогда, когда грузчики не могут справиться с поставленной задачей, либо руководство опасается доверять определенный объект низкоквалифицированным специалистам, нужны такелажники. Это — профессионалы, способные осуществить весь комплекс мероприятий по перемещению любого груза, каким бы объемным и специфичным он не был, и в каких бы сложных условиях его не приходилось перевозить.
Такелажниками называют специалистов, которые работают в штате компании, оказывающей такелажные услуги. А стропальщик – это частный случай такелажника, вернее – одна из тех профессий, которыми должен владеть опытный работник специализированной фирмы. Суть данной профессии – в закреплении и погрузке объектов, работе со стропами, канатами, блоками. В большинстве случаев стропальщик работает в тесной связке с крановщиком – эти профессии являются взаимодополняющими.