Чем отличается специализация от квалификации. квалификация по диплому — это то же, что и специальность
Содержание:
- Виды образования для заполнения трудовой книжки по документам, выдаваемым с 1 сентября 2013 года
- Выбираем специализацию и специальность
- Следовать за мечтой
- Пример квалификации и специальности
- Что такое профессия
- Подготовка и переподготовка кадров
- Диплом бакалавра запись в трудовую книжку пример
- Профессия
- В чем отличие магистратуры от бакалавриата? – вузы нижнего новгорода
- Образовательный процесс и научные степени квалификации
- Формы установления квалификации при приеме на работу
- Заключение
Виды образования для заполнения трудовой книжки по документам, выдаваемым с 1 сентября 2013 года
Градация образовательных уровней теперь выглядит так.
Общее образование
- Девять классов школы обеспечивают аттестат об основном общем образовании. Эта формулировка и вносится в ТК, если у человека нет другого образования.
- Одиннадцать классов школы гарантируют аттестат о среднем общем образовании, которое и записывается в пункт ТК об образовании.
Профессиональное образование
Профессиональное училище или лицей, колледж или техникум выдают дипломы о среднем профессиональном образовании.
Институты, академии, университеты дают высшее образование по следующим уровням:
- Бакалавры получают полноценное высшее образование (его рассматривают как базовое) после четырех лет обучения в вузе. Им выдается диплом о высшем образовании – бакалавриате.
- Магистры обучаются два года после бакалавриата (более узкое направление обучения), и получают диплом о высшем образовании – магистратуре.
- Специалисты проходят пяти-шестилетнюю программу обучения, которая завершается выдачей диплома о высшем образовании – специалитете.
- Аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка дают право на получение диплома о высшем образовании – подготовке кадров высшей квалификации.
Запись в трудовой книжке об образовании бакалавр — образец:
Незаконченное и неполное образование
Если человек пришел к работодателю, ещё не окончив учебное заведение, то по Инструкции об этом в начале строки об образовании можно сделать отметку. Однако у кадровиков по этому поводу существуют разные мнения. «Незаконченное» образование означает, что человек продолжает его получать.
При необходимости учащемуся в вузе выдают справку, на основании которой можно заполнить трудовую книжку сведениями о незаконченном высшем образовании. Но многие кадровики советуют не торопиться, поскольку очевидно, что вскоре человек завершит обучение и получит об этом документ, а тогда запись придется дополнять.
Инструкция не устанавливает четкого временного периода, за который должен быть заполнен пункт об образовании, поэтому у кадровиков есть возможность повременить, оставить эту графу пустой и заполнить её позже, имея на руках документ о полном образовании.
Инструкция также предусматривает возможность записи о неполном высшем образовании. Такие дипломы до 2007 года выдавались тем, кто очно (и при этом успешно) отучился два года в вузе, но прервал обучение.
Новым законом понятие неполного высшего образования упразднено с 1 сентября 2013 года, выдавать документы и фиксировать в трудовой книжке будут теперь только сведения о полностью завершенном образовании. Однако при наличии такого диплома, выданного до 2007 года, внесение отметки в ТК на его основании не будет противоречить Инструкции о заполнении ТК. Это поможет впоследствии правильно посчитать трудовой стаж, о чём можно прочесть .
Выбираем специализацию и специальность
Выбирать специальность и отдельно специализацию, как правило, приходится довольно редко.
Главное — это выбрать профессию
Ведь большинство ВУЗов страны уже ориентированы на подготовку узкопрофильных специалистов, а значит абитуриентам в готовом виде предлагается набор специальностей, сопровождающихся определенными видами специализаций.
Однако стоит помнить, что существует возможность получения дополнительных навыков и знаний (специализации) при изучении того или иного профессионального курса, не всегда непосредственно связанных между собой (как в случае с учителем математики и дополнительной специализацией – психология).
Для начала необходимо выбрать будущую профессию, а уже с учетом её специфики и собственных возможностей ориентироваться на специальность и специализацию.
Подводя итог, отметим следующее.
Прежде чем отправляться на поиски работы или места для обучения той или иной профессии, стоит быть подкованным в терминологическом плане.
Так, вы мечтаете стать врачом, поступаете в медицинский, но не учитываете, что стоматологов в нашей стране и так предостаточно, хотя есть нехватка стоматологов — хирургов, а вы выбрали в качестве специализации терапевта — отсюда трудности с поиском работы, недовольство заработком и т.д..
Ведь зачастую именно отличия профессии от специальности, а специальности от специализации, являются не только фактором вашего возможного попадания в данную «профессиональную ячейку», но и условием престижа, материального благополучия, профессионального развития и интереса будущего рода занятий.
В этом видео вы узнаете, как выбрать профессию и ВУЗ для обучения:
Следовать за мечтой
Выбирая профессию и специальность, люди руководствуются самыми разными мотивами. Зачастую ответственность возлагают на юных выпускников, которые должны определить сферу своей будущей трудовой деятельности
Здесь важно не растеряться перед обилием (или, наоборот, скудностью) вариантов и выбрать именно то занятие, которое будет приносить радость и удовлетворение наряду с достойной оплатой. Конечно, есть соблазн предоставить решение родителям или еще кому-нибудь, однако вряд ли они смогут сопоставить предпочтения другого человека с его потребностями, способностями и потенциалом
Часто в таких случаях выбор делается из экономических соображений.
Получить адекватную помощь в профориентировании можно, обратившись к соответствующему психологу. Такие специалисты применяют различные игровые методики, тесты и консультации. Затем, анализируя полученные данные, они выдают свои рекомендации.
Безусловно, стоимость образования и возможности семьи абитуриента – также важный фактор, но он не должен быть определяющим. Существуют различные программы, помогающие получать скидки на обучение. Также есть возможность найти более простое и недорогое учебное заведение в других городах. Еще одним вариантом для получения желаемой профессии становится зачисление в бесплатные колледжи и техникумы.
Пример квалификации и специальности
Проще всего понять различия понятий квалификации и специальности на простых примерах. Такие примеры дают возможность сразу определить, как именно учился работник и каким уровнем знаний он должен обладать в соответствии с его дипломом, а также в какой сфере он получил определенные знания. Пример квалификации и специальности может выглядеть следующим образом:
Квалификация — бакалавриат, специальность — педагогика.
Магистр педагогики.
Провизор — специальность «фармация».
При этом практически каждая из таких формулировок является достаточно точной, так как дает понять и сферу деятельности работника, и его уровень знаний. Однако наиболее универсальным способом правильного указания всей информации о квалификации и специальности сотрудника, будет прямое копирование сведений из образца диплома бакалавра, специалиста или магистра по данной специальности.
Что такое профессия
Профессия – направление (род) деятельности, для выполнения которой необходимо иметь определенные знания, опыт, практические навыки. Получить их можно в процессе специальной подготовки, либо обучения. По своей природе профессии – это направление деятельности, объединяющее множество различных специальностей.
К профессиям относят такие направления: учитель, врач, юрист, водитель, экономист, строитель, инженер, водитель и другие. Каждую из профессий можно развернуть на множество специальностей. К примеру учитель может быть математики, химии, биологии, языка, физкультуры и т.д. То же водитель может оказаться мотоциклистом, водителем грузовика, автобуса, легкового автомобиля. И если специальность требует достаточно узкого направления подготовки, то профессия включает в себя общие обширные знания, охватывающие конкретно взятое направление.
Среди наиболее распространенных направлений, в которые объединены профессии, выделят:
- Технические. В основе находятся фундаментальные знания точных наук и физических (химических) процессов.
- Экономические. Ориентированы на элементарные правила математики и психологию людей.
- Строительные. Здесь также преобладают точные науки (математика, физика, химия, а также специфические объединённые знания).
- Педагогические. Базируются на психологии, искусству коммуникации, специальным углубленным знаниям в конкретной области.
- Медицинские. Изучается биология человека, анатомия, химия, другие связанные с жизнедеятельностью людей навыки и знания.
Подготовка и переподготовка кадров
Первоначальное обучение человека профессии и присвоение ему квалификации осуществляется в средних и высших образовательных учреждениях. От подготовки учащегося зависит уровень его будущей квалификации: для руководителей необходимо получение высшего образования, для рабочих специальностей достаточно средне-специального. Непосредственно на месте работы также проводится обучение, поскольку теоретические знания нуждаются в подкреплении практическими навыками.
Переподготовка кадров осуществляется при освоении работником новой или смежной специальности, то есть фактически происходит получение им второй профессии. Обучение проводится на месте работы или вне его. Переквалификация на предприятии осуществляется под руководством наставника (мастера, начальника отдела и так далее), включает период стажировки. Иногда переподготовка выступает вынужденной мерой. Например, когда прежняя квалификация становится недоступной для человека по состоянию здоровья (из-за травмы, инвалидности). Сотруднику предлагают другую должность, для получения которой он проходит обучение.
Права и обязательства нанимателя по подготовке и переквалификации кадров реализуются путем заключения договора с сотрудником (ст. 197 ТК РФ). Работодатель также вправе отказать человеку в его просьбе об обучении.
Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации (ФЗ № 197)
Квалификация работника выступает мерой его компетентности в рамках отдельной профессии. Ее уровень влияет на карьерный рост сотрудника, его ценность на предприятии, величину получаемого дохода. Задачами работодателя является определение и проверка квалификации человека при приеме в организацию, его соответствия требованиям конкретной должности. Наниматель заинтересован в развитии деятельности предприятия, росту его конкурентоспособности. Важным фактором в этом случае выступает обучение персонала, повышение его квалификационного уровня, что способствует улучшению качественных и количественных показателей работы.
Диплом бакалавра запись в трудовую книжку пример
При ведении и оформлении трудовых книжек необходимо руководствоваться Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 225, а также Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2021 г. № 69.
Правила внесения записей об образовании в трудовую книжку подробно описаны в «Инструкции по заполнению трудовых книжек» от 10.10.2021 № 69. Эта информация указывается на титульном листе. Она должна совпадать с данными из предъявленного сотрудником аттестата или диплома.
Профессия
Этот термин происходит от латинского слова professio, что означает «официально указанное занятие». Название профессии напрямую связано со следующими фактами:
- что представляет собой работа;
- какие выполняются функции;
- какие используются средства труда.
Профессией человека называют деятельность, выполняемую в следующих социальных ситуациях:
И исследования моих коллег из Университета Принстонского университета, Алана Блиндера и Алана Крюгера, показывают, что высокооплачиваемые рабочие места, сделанные профессионалами высокого уровня, легче переносить за границу, чем те, которые оплачиваются работниками зарплаты и уровня образовательный ниже.
Если они правы, растущая тенденция интернационализации услуг еще больше испортит рынок труда США. Да, нам нужно исправить систему образования в Соединенных Штатах. В частности, неравенства, с которыми сталкиваются американцы на раннем этапе — яркие дети из бедных семей с меньшей вероятностью завершают курс колледжа, чем дети, которые менее способны, но дочери состоятельных людей — это не просто в скандале; они также представляют собой огромную трату человеческого потенциала страны. Но есть определенные вещи, которые образование не в состоянии делать.
1) определённая узкая область, в которую вложены трудовые ресурсы человека;
2) общее занятие группы людей, объединённых общественно-полезными трудовыми функциями;
3) выполнение человеком трудовых функций в определённой области на основе его высокого уровня компетентности;
4) профессиональная реализация чьих-либо трудовых функций;
В частности, идея о том, что, привлекая больше молодых людей в университет, мы сможем восстановить то, что общество среднего класса, с которым мы привыкли, полностью ложно. Наличие степени в колледже больше не является гарантией хорошей работы, и с каждым десятилетием это становится все более и более правдоподобным. Поэтому, если мы хотим общества, в котором процветание широко распространено, образование не является ответом — нам нужно будет стремиться к построению такого общества напрямую.
Нам необходимо восстановить силу переговоров, которую потеряла рабочая сила за последние 30 лет, чтобы как обычные рабочие, так и супермаркеты имели возможность торговать за лучшую заработную плату. Мы должны обеспечить необходимые вещи, особенно доступ к медицинским услугам, всем гражданам. То, что мы не сможем сделать, — это достичь этой цели, отдав университетские степени рабочим. Эти степени могут все чаще представлять собой вход в рабочие места, которые не существуют или не платят зарплаты среднего класса.
5) полезная деятельность, совершаемая за вознаграждение;
6) социальный и общественный статус человека, полученный в ходе занятий определенной деятельностью.
Также нужно понимать, что профессия и квалификация по диплому — это не всегда одно и то же. Первое из понятий напрямую связано с практическим освоением какой-либо трудовой деятельности.
Поиск возможностей трудоустройства и обучения за рубежом связан с доказательством квалификации. Это не всегда легко. Например, если вы говорите, что у вас есть средняя школа, им не нужно везде понимать, что вы имеете в виду. Это будет скорее понимать, когда вы используете термин «среднее образование». Хотя в нашей стране и некоторых других странах со средним образованием мы имеем в виду среднюю школу, возможно, в Германии они могут спросить: что среднее? Они знают двойное: все ниже и выше.
Терминология сертифицированной практики — а также системы образования — различна в разных странах, и у Европейской комиссии нет никаких стремлений ее объединить. Но это дает понять, что должен быть инструмент для их сравнения. Их цель — присвоить всю существующую квалификацию единой европейской системе квалификаций, чтобы каждый сертификат был информирован о уровне знаний и навыков, которые соответствуют и что может ожидать выпускник. Затем работодатель посмотрит и без какой-либо дополнительной проверки он узнает, кто он такой.
В чем отличие магистратуры от бакалавриата? – вузы нижнего новгорода
nikolayhg/pixabay.com
Современные студенты в отличие от своих родителей получают вузовский диплом не через пять-шесть лет, а гораздо быстрее. Они обучаются по двухступенчатой системе образования, становясь сначала бакалавром, а потом уже магистром. Сегодня мы рассмотрим основные различия бакалавриата и магистратуры, а также выясним: кому необходима вторая ступень обучения в университете.
Бакалавриат
Согласно приказу Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», вступившему в силу 12 сентября 2013 года, в системе высшего образования обозначены уровни «бакалавриат», «магистратура» и «специалитет». Большинство российских вузов, как показывает практика, сделали выбор в пользу «болонской» системы образования — двухуровневой, которая состоит из бакалавриата и магистратуры.
Первым уровнем вузовской образовательной системы является бакалавриат.
За четыре года обучения студент получает фундаментальную базу знаний и навыков, которая позволит ему в дальнейшем работать по профессии.
Действовавшая ранее советская система подразумевала для будущих специалистов пятилетний срок обучения, по истечении которого можно было сдать государственные экзамены и получить долгожданный диплом.
Академический бакалавриат — это классическая форма получения высшего образования. Предполагается, что на получении соответствующей «корочки» студент не завершит свое обучение, а продолжит его в магистратуре.
Прикладной бакалавриат в большей степени ориентирован на практику. За четыре года студенты получают необходимый для трудоустройства объем информации и практических навыков, что позволяет им расстаться с вузом ради работы на производстве.
Важно отметить, что программа обучения будущих прикладных и академических бакалавров в первые семестры является абсолютно идентичной. Такой подход позволяет студентам грамотно расставить свои приоритеты и сделать выбор дальнейшего пути в университете и жизни. Нижегородский институт МИУ предлагает получить образование в одном из вузов Консорциума инновационных вузов: Московского инновационного университета и/или Международного инновационного университета
Нижегородский институт МИУ предлагает получить образование в одном из вузов Консорциума инновационных вузов: Московского инновационного университета и/или Международного инновационного университета.
Магистратура
Магистратура — это второй уровень профессиональной подготовки студента. Обучение длится в среднем два года, завершаясь защитой магистерской диссертации.
Ян Гусар, аспирант, закончивший магистратуру в МИУ, рассказал, что решил не ограничиваться бакалавриатом, поскольку был заинтересован в получении более глубоких знаний.
Дальнейшее обучение в университете позволило ему должным образом подготовиться к научно-исследовательской деятельности и продолжить образование в аспирантуре.
Ян Гусар отметил также, что с дипломом магистра сегодня значительно проще найти работу не только в России, но и за рубежом. Все больше вакансий в иностранных компаниях содержат отметку «MD», что расшифровывается как Magister Diploma (диплом магистра).
Помимо международного признания магистры могут похвастаться тем, что им значительно проще подниматься по карьерной лестнице и занимать руководящие посты. Нередко бывает так, что получив диплом бакалавра и отправившись покорять рынок труда, специалист возвращается в вуз, чтобы стать магистром.
В магистратуре студент изучает различные дисциплины и занимается научно-исследовательской деятельностью, получая более широкий спектр знаний по сравнению с бакалавриатом.
Срок обучения варьируется от двух лет до двух лет и пяти месяцев.
Третья ступень современной системы вузовского образования — аспирантура. Данный вид подготовки специалистов в дальнейшем позволяет им не только заниматься научно-исследовательской деятельностью, но и преподавать в высших учебных заведениях. Пойти учиться в аспирантуру, минуя магистратуру или специалитет, нельзя.
Продолжительность обучения в аспирантуре составляет около трех лет для очного отделения и четырех — для заочного.
Окончание аспирантуры подтверждается дипломом с присвоением квалификации «Исследователь» и «Преподаватель-исследователь», а по итогам защиты кандидатской диссертации в специализированном Совете аспирант получает степень кандидата наук. После этого он может продолжить научную деятельность и претендовать на степень доктора наук.
Образовательный процесс и научные степени квалификации
После получения знаний в высшем или среднем учебном учреждении человеку выдается документ установленного образца, в котором обозначена присвоенная ему специальность (диплом, свидетельство, аттестат). Последняя указывает на получение требуемого для профессии образования. Квалификация предполагает также наличие опыта работы в данной сфере. Во многих учебных заведениях студенты проходят практику. Так формируется первый опыт профдеятельности. На квалификацию также оказывают влияние индивидуальные качества человека: исполнительность, качество, производительность труда и так далее. Высшее образование в РФ включает в себя несколько уровней. Такая структура обусловлена принятием европейских стандартов (по Болонскому принципу), обучение отличается длительностью, объемом полученных знаний, сложностью программ.
Таблица 2. Уровни высшего образования (научные степени)
Уровень | Описание |
---|---|
Бакалавриат | Выступает завершенным высшим образованием. Продолжительность курса обучения насчитывает 4 года. Уровень образования считается ниже, чем у выпускников иных категорий, программа предусматривает фундаментальную подготовку. Обучение доступно для получивших среднее общее или среднее профессиональное образование. После завершения курса и получения квалификации человек вправе трудиться по профессии или учиться далее в магистратуре |
Специалитет | Выступает традиционной формой обучения в РФ, продолжительность составляет 5-6 лет. Доступна получившим среднее общее и среднее профессиональное образование. Программы ориентированы на практический опыт в определенной трудовой сфере. После завершения учебы и получения документа о квалификации человек вправе трудиться по специальности или учиться далее в магистратуре, аспирантуре |
Магистратура | Углубленная образовательная программа, которая доступна бакалаврам и специалистам. Продолжительность курса — 2 года. Программа предполагает подготовку учащегося к научно-исследовательскому труду. После завершения образования и получения документа о квалификации человек вправе работать по специальности или учиться далее в аспирантуре |
Аспирантура | Подразумевает обучение научно-педагогических кадров. Доступно для специалистов и магистров. Программы содержат теорию, практику, педагогическую работу и научно-исследовательский труд. Продолжительность очного обучения — от 3 лет, заочного — от 4 лет. В результате защиты диссертации учащийся получает 1 степень — кандидата наук. Возможен допуск к соисканию 2 степени — доктора наук. Аналогом аспирантуры в образовательных организациях, причисленных к МВД и Минобороны РФ, выступает адъюнктура |
Интернатура | Последипломное обучение выпускников медицинских ВУЗов. Представляет собой прохождение практики в медучреждении на протяжении года |
Ординатура | Завершающий этап подготовки кадров по ряду медицинских (фармацевтических) направлений. К обучению допускаются обладатели высшего медобразования. Продолжительность углубленного теоретического курса с прохождением соответствующей практики — 2 года. По завершении обучения проводится квалификационный экзамен |
Ассистентура-стажировка | Обучение работников высшей квалификации в сфере искусств. Доступно специалистам и магистрам. Программа содержит индивидуальный план обучения, реализуемый под присмотром научного руководителя и завкафедрой. Курс продолжается до 2 лет. Квалификация присваивается после представления выпускной работы (презентации, выступления, показа, выставки и так далее) |
Докторантура | Форма подготовки научных кадров. Не является уровнем высшего образования, причисляется к научной сфере (Постановление Правительства РФ №267 от 04.04.2014 года). Претендовать на степень второй ступени (доктора наук) могут только лица, завершившие учебу в аспирантуре и защитившие кандидатскую диссертацию. Обучение осуществляется исключительно в очной форме. Продолжительность курса не должна превышать 3 лет. Научная степень присваивается после успешной защиты докторской диссертации путем голосования диссертационного совета |
В дальнейшем после приема человека на работу квалификация утверждается уже уполномоченными органами по месту занятости.
Формы установления квалификации при приеме на работу
Определение компетенции работника при заключении с ним трудовых отношений может осуществляться в форме:
- документального установления — квалификация подтверждается дипломом, аттестатом, свидетельством, справкой. У рабочих основанием служит запись в трудовой книжке о присвоении разряда;
- испытания — предполагает проверку знаний и умений работника, его соответствие должности. Допустимо включение в трудовой договор только по взаимному одобрению сторон. Период испытания не должен превышать 3 месяцев. При этом в него не включаются время пребывания сотрудника на больничном или другое отсутствие по уважительным причинам. Испытание недопустимо при приеме сотрудников младше 18 лет, инвалидов, работников на сезонные и временные работы, при переводе человека в другую местность и в иных случаях, предусмотренных законодательством. При включении испытания в трудовой договор каждая из сторон вправе его расторгнуть до истечения оговоренного срока, уведомив вторую сторону за 3 дня, или по завершении периода. Если работодатель неудовлетворен профдеятельностью сотрудника, он оглашает причины решения о прекращении трудовых отношений. Работник может оспорить его в КТС (комиссии по трудовым спорам) или суде;
- медобследования — иногда при приеме на должность обязателен врачебный осмотр. Ему подвергаются несовершеннолетние граждане, сотрудники, задействованные в тяжелых и вредных условиях труда, в обслуживании транспорта, пищевой промышленности, работающие в лечебно-профилактических организациях и так далее. Меры направлены на проверку соответствия состояния здоровья человека занимаемой должности и квалификации;
- стажирования — применяется при приеме молодых специалистов, водителей транспорта, сотрудников правоохранительных органов и так далее. Направлено на уточнение квалификации персонала, разработку адаптационных мер, повышение уровня профподготовленности кадров. Стажировка преимущественно отражается в локальных актах организаций. Квалификация утверждается уполномоченной комиссией;
- тестового испытания, экзамена — сотрудник подтверждает квалификацию путем выполнения заданий. Они представлены в форме теоретических вопросов, упражнений, практических тестов;
- собеседования — распространенная форма согласования условий трудового договора между сотрудником и нанимателем. Во время беседы устанавливается квалификация работника, его соответствие вакантной должности.
Заключение
В целом, система квалификации по диплому в Российской Федерации является достаточно простой и предполагает существование трех уровней высшего образования и соответствующих квалификаций. В то же время, сейчас активно обсуждается возможность отмены квалификации специалиста. На практике же все больше работодателей обращают куда меньше внимания на формальную квалификацию сотрудника по документам, а стараются оценивать его личные навыки и способности. Однако для ряда должностей, особенно связанных с работами повышенной опасности или ответственности либо государственной службой, устанавливаются жесткие требования в первую очередь к формальной квалификации, которая должна подтверждаться соответствующими документами.