Готовимся к огэ по истории: структура экзамена и советы девятиклассникам

1 Древность и Средневековье

1.1.1*

1.1.2* Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество (, , )

1.2.1*

1.2.2*

1.2.3* Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир Мономах (, , )

1.3 Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

1.3.1 Политическая раздробленность Руси (, , )

1.3.2* Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский (, , )

1.3.3* Начало объединения русских земель. Иван Калита (, )

1.3.4* Дмитрий Донской. Куликовская битва (, )

1.3.5 Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский (…)

1.4 Российское государство во второй половине XV–XVII в.

1.4.1* Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель (, )

1.4.2 Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. (, )

1.4.3 Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина (, , )

1.4.4* Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири) (, , )

1.4.5* Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К. Минин, Д. Пожарский (, , )

1.4.6 Россия при первых Романовых (, )

1.4.7 Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права (, )

1.4.8

1.4.9

1.4.10* Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России (, )

1.5 Культура народов нашей страны с древнейших времён до конца XVII в.

1.5.1*

1.5.2* Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублёв. Книгопечатание. Иван Фёдоров (, , )

Оценивание результатов

На ОГЭ можно получить максимум 34 первичных балла. Сложность включенных в КИМ вопросов указана в таблице.

Уровень сложности Число вопросов Максимальный первичный балл Процент от общего количества первичных баллов
Базовый 11 16 47
Повышенный 7 11 32,4
Высокий 3 7 20,6
Итого 21 34 100

Как видим, относительно простых вопросов на экзамене не так уж и много, но и на базовом уровне можно достичь положительного результата. Система оценивания работ такова:

  • вопросы №2, 3, 5, 6, 8–12, 14 оцениваются в 1 балл (правильно – неправильно);
  • задачи №1, 4, 7, 13 могут принести по 2 балла при выполнении без ошибок, 1 балл при одной ошибке или же 0;
  • задания №15–18 и 20 с развернутым ответом дают от 0 до 2 пунктов;
  • упражнения №19 и 21 – от 0 до 3 баллов.

Ответы на вопросы первой части проверяются автоматически. Задания второй части оцениваются экзаменаторами по утвержденным критериям. Учитывается наличие всех необходимых элементов ответа, его полнота и логичность изложения. При этом элемент засчитывается, если, помимо верной версии, не указана неверная. Если после проверки работы двумя экспертами у них возникнут значительные расхождения в оценках (2 или больше первичных баллов), окончательным признается вывод третьего экзаменатора. Он проверяет только те задачи, по которым возникли расхождения.

После окончательного утверждения первичные баллы переводятся в стандартные оценки по пятибалльной шкале с использованием такой схемы:

Количество первичных баллов

Итоговая отметка

0–9 2
10–19 3
20–27 4
28–34 5

Троечники могут получить приемлемую оценку на одних задачах первой части, а те, кто стремится к более высокому результату, должны хорошо поработать над заданиями с развернутым ответом. В профильные классы рекомендуют зачислять школьников, которые на экзамене набрали не меньше 24 первичных баллов.

На сегодняшний день ОГЭ по истории – далеко не самый популярный экзамен среди школьников. Его практически не выбирают ученики, которые мечтают получить хотя бы минимальный балл и выпуститься из школы. Обычно на это испытание записываются девятиклассники, которые серьезно увлекаются исторической наукой или же связывают свое будущее с такими направлениями, как юриспруденция, искусствоведение, археология, политология, международные отношения.

3 Всеобщая история

3.1 История Древнего мира

3.1.1 Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения (, )

3.1.2 Древний Восток. Занятия жителей. Возникновение государств. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока (, , )

3.1.3 Древняя Греция. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Культурное наследие Древней Греции (, )

3.1.4 Древний Рим. Патриции и плебеи. Республика. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима (, )

3.2 История Средних веков

3.2.1

3.2.2 Империя Карла Великого. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии (раз, …)

3.2.3

3.2.4 Византийская империя (…)

3.2.5 Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Османская империя (, )

3.2.6 Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья (…)

3.3 История Нового времени

3.3.1 Великие географические открытия и их последствия. Зарождение капиталистических отношений (, )

3.3.2 Эпоха Возрождения. Гуманизм. Реформация и Контрреформация. М. Лютер. Ж. Кальвин. И. Лойола. Утверждение абсолютизма (, )

3.3.3 Нидерландская и английская буржуазные революции

3.3.4 Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Эпоха Просвещения

3.3.5 Война за независимость и образование США

3.3.6 Великая французская революция. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт

3.3.7 Священный союз. Европейские революции XIX в. (, )

3.3.8

3.3.9 Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма

3.3.10 Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк

3.3.11 Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв.

3.3.12 Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества

3.3.13 Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX–XX вв. Начало модернизации в Японии

3.3.14 Международные отношения в Новое время

3.3.15 Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX–XX вв. Культурное наследие Нового времени

Исторические сочинения

  • Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
  • План, шаблон, клише для сочинения
  • Основные советы по написанию сочинения
  • Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?

ЕГЭ по истории

  • Открытый вариант ЕГЭ с ответами
  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Какие задания будут на ОГЭ по истории 2021?

Кроме понятных заданий на соотнесение событий и дат, выбор соответствующего эпохе исторического термина, расположения процессов в хронологической последовательности есть задания, требующие особенного внимания при подготовке. О них сейчас и пойдет речь

Культура

Каждый девятиклассник должен знать историю культуры России. Эти знания проверяют в заданиях 11, 13 и 14. В них приведены иллюстрации: живопись, архитектура, скульптура, монеты, купюры и открытки. Если вы видите монеты и открытки, обычно нужно разобрать, к какой эпохе они относятся и что в это время происходило.

Часто бывают задания, где перемешаны предметы искусства и названия литературных произведения. Нужно выбрать предметы и названия, которые относятся к одной эпохе или одному автору. Что это значит для сдающих? Придется изучить, как выглядит древнерусская архитектура — ее спрашивают чаще всего. Складывайте в одну папку изображения церквей, скульптур и картин и время от времени проверяйте себя.

Задания по картам

В заданиях 8-10 вас ждет карта, которая иллюстрирует какой-то процесса или событие из истории России. С такими заданиями справляются не все: нужно разобраться с перемещением армий, путешественников, иногда — целых народов

Чтобы ориентироваться по картам, важно считывать слова и цифры, которые специально оставили в качестве подсказки

Обращайте внимание на карты в учебниках, а не пролистывайте их — это пригодится

Используйте карты, чтобы лучше запоминать события: закрепляйте текст визуальным изображением. Информация лучше откладывается, когда задействованы разные способы восприятия: чтение, зрение и слух. Удобно готовиться по картам в бесплатном приложении Атлас+ и интерактивной карте истории России.

Исторические источники

В 10, 17 и 18-20 заданиях вы найдете фрагменты исторических документов. Где-то нужно понять, что пропущено в источнике, где-то — определить, о каком событии идет речь. В 20-22 заданиях понадобится ответить на вопрос, разобраться с датировкой источника. Также придется убедить экспертов, что вы понимаете о чем идет речь и можете дополнительно рассказать об этом.

Сложность в том, что некоторые документы написаны не современным русским языком, а старославянским. Научиться читать их — дело привычки. Вспомните, как вы начинали «Повесть о полку Игореве»: сначала было трудно, но потом стало легче. Подчеркивайте все имена, цифры, места — это поможет ответить на вопросы.

Аналитические задания

В ОГЭ есть несколько заданий на умение сопоставлять факты и данные. Например, задание 7 проверяет, сможете ли вы по таблице с данными определить, что она показывает. В задании 6 нужно разделить четыре предложения на факты и тезисы — никаких дополнительных знаний от вас не требуется.

Чтобы как следует подготовиться, тренируйтесь на типовых вариантах. Прорешайте демоверсии и пробники прошлых лет — этого достаточно, чтобы уверенно справляться с такими заданиями.

Задание на внимательность

Задание 22 отличается от всех других — его аналога вы не встретите в ЕГЭ. Нужно найти в заданном тексте две фактические ошибки и исправить их. Хотя это задание и находится во второй части, оно не очень сложное. В тексте не будет противоречивых оценок, только факты: неверные даты, неправильные названия и имена. Если знать историю на среднем уровне, найти ошибки легко.

Поиск исторических связей и аналогий

В задании 23 вам придется решить историческую задачу. Вы увидите нетипичную историческую ситуацию или условие — например, бунты Разина и Пугачева, которые почти никак не связаны, а разница между ними — сто лет. Вам нужно самостоятельно провести адекватные параллели, отличия, аргументировать причины или следствия — по сути, показать, насколько вы умеете грамотно пользоваться имеющимися знаниями, уместно интерпретировать факты и превращать их в убедительные аргументы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector