Готовимся к огэ по истории: структура экзамена и советы девятиклассникам
Содержание:
1 Древность и Средневековье
1.1.1*
1.1.2* Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество (, , )
1.2.1*
1.2.2*
1.2.3* Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир Мономах (, , )
1.3 Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
1.3.1 Политическая раздробленность Руси (, , )
1.3.2* Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский (, , )
1.3.3* Начало объединения русских земель. Иван Калита (, )
1.3.4* Дмитрий Донской. Куликовская битва (, )
1.3.5 Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский (…)
1.4 Российское государство во второй половине XV–XVII в.
1.4.1* Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель (, )
1.4.2 Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. (, )
1.4.3 Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина (, , )
1.4.4* Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири) (, , )
1.4.5* Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К. Минин, Д. Пожарский (, , )
1.4.6 Россия при первых Романовых (, )
1.4.7 Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права (, )
1.4.8
1.4.9
1.4.10* Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России (, )
1.5 Культура народов нашей страны с древнейших времён до конца XVII в.
1.5.1*
1.5.2* Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублёв. Книгопечатание. Иван Фёдоров (, , )
Оценивание результатов
На ОГЭ можно получить максимум 34 первичных балла. Сложность включенных в КИМ вопросов указана в таблице.
Уровень сложности | Число вопросов | Максимальный первичный балл | Процент от общего количества первичных баллов |
---|---|---|---|
Базовый | 11 | 16 | 47 |
Повышенный | 7 | 11 | 32,4 |
Высокий | 3 | 7 | 20,6 |
Итого | 21 | 34 | 100 |
Как видим, относительно простых вопросов на экзамене не так уж и много, но и на базовом уровне можно достичь положительного результата. Система оценивания работ такова:
- вопросы №2, 3, 5, 6, 8–12, 14 оцениваются в 1 балл (правильно – неправильно);
- задачи №1, 4, 7, 13 могут принести по 2 балла при выполнении без ошибок, 1 балл при одной ошибке или же 0;
- задания №15–18 и 20 с развернутым ответом дают от 0 до 2 пунктов;
- упражнения №19 и 21 – от 0 до 3 баллов.
Ответы на вопросы первой части проверяются автоматически. Задания второй части оцениваются экзаменаторами по утвержденным критериям. Учитывается наличие всех необходимых элементов ответа, его полнота и логичность изложения. При этом элемент засчитывается, если, помимо верной версии, не указана неверная. Если после проверки работы двумя экспертами у них возникнут значительные расхождения в оценках (2 или больше первичных баллов), окончательным признается вывод третьего экзаменатора. Он проверяет только те задачи, по которым возникли расхождения.
После окончательного утверждения первичные баллы переводятся в стандартные оценки по пятибалльной шкале с использованием такой схемы:
Количество первичных баллов |
Итоговая отметка |
---|---|
0–9 | 2 |
10–19 | 3 |
20–27 | 4 |
28–34 | 5 |
Троечники могут получить приемлемую оценку на одних задачах первой части, а те, кто стремится к более высокому результату, должны хорошо поработать над заданиями с развернутым ответом. В профильные классы рекомендуют зачислять школьников, которые на экзамене набрали не меньше 24 первичных баллов.
На сегодняшний день ОГЭ по истории – далеко не самый популярный экзамен среди школьников. Его практически не выбирают ученики, которые мечтают получить хотя бы минимальный балл и выпуститься из школы. Обычно на это испытание записываются девятиклассники, которые серьезно увлекаются исторической наукой или же связывают свое будущее с такими направлениями, как юриспруденция, искусствоведение, археология, политология, международные отношения.
3 Всеобщая история
3.1 История Древнего мира
3.1.1 Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения (, )
3.1.2 Древний Восток. Занятия жителей. Возникновение государств. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока (, , )
3.1.3 Древняя Греция. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Культурное наследие Древней Греции (, )
3.1.4 Древний Рим. Патриции и плебеи. Республика. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима (, )
3.2 История Средних веков
3.2.1
3.2.2 Империя Карла Великого. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии (раз, …)
3.2.3
3.2.4 Византийская империя (…)
3.2.5 Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Османская империя (, )
3.2.6 Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья (…)
3.3 История Нового времени
3.3.1 Великие географические открытия и их последствия. Зарождение капиталистических отношений (, )
3.3.2 Эпоха Возрождения. Гуманизм. Реформация и Контрреформация. М. Лютер. Ж. Кальвин. И. Лойола. Утверждение абсолютизма (, )
3.3.3 Нидерландская и английская буржуазные революции
3.3.4 Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Эпоха Просвещения
3.3.5 Война за независимость и образование США
3.3.6 Великая французская революция. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт
3.3.7 Священный союз. Европейские революции XIX в. (, )
3.3.8
3.3.9 Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма
3.3.10 Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк
3.3.11 Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв.
3.3.12 Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества
3.3.13 Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX–XX вв. Начало модернизации в Японии
3.3.14 Международные отношения в Новое время
3.3.15 Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX–XX вв. Культурное наследие Нового времени
Исторические сочинения
- Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
- План, шаблон, клише для сочинения
- Основные советы по написанию сочинения
- Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?
ЕГЭ по истории
- Открытый вариант ЕГЭ с ответами
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Это важно
- Расписание ЕГЭ 2021
- Расписание ОГЭ 2021
- Расписание ВПР 2021
- Калькулятор среднего балла по оценкам
- Калькулятор среднего балла успеваемости
- Дата последнего звонка 2021
- Дата выпускного 2021
- Сколько осталось до начала каникул?
Какие задания будут на ОГЭ по истории 2021?
Кроме понятных заданий на соотнесение событий и дат, выбор соответствующего эпохе исторического термина, расположения процессов в хронологической последовательности есть задания, требующие особенного внимания при подготовке. О них сейчас и пойдет речь
Культура
Каждый девятиклассник должен знать историю культуры России. Эти знания проверяют в заданиях 11, 13 и 14. В них приведены иллюстрации: живопись, архитектура, скульптура, монеты, купюры и открытки. Если вы видите монеты и открытки, обычно нужно разобрать, к какой эпохе они относятся и что в это время происходило.
Часто бывают задания, где перемешаны предметы искусства и названия литературных произведения. Нужно выбрать предметы и названия, которые относятся к одной эпохе или одному автору. Что это значит для сдающих? Придется изучить, как выглядит древнерусская архитектура — ее спрашивают чаще всего. Складывайте в одну папку изображения церквей, скульптур и картин и время от времени проверяйте себя.
Задания по картам
В заданиях 8-10 вас ждет карта, которая иллюстрирует какой-то процесса или событие из истории России. С такими заданиями справляются не все: нужно разобраться с перемещением армий, путешественников, иногда — целых народов
Чтобы ориентироваться по картам, важно считывать слова и цифры, которые специально оставили в качестве подсказки
Обращайте внимание на карты в учебниках, а не пролистывайте их — это пригодится
Используйте карты, чтобы лучше запоминать события: закрепляйте текст визуальным изображением. Информация лучше откладывается, когда задействованы разные способы восприятия: чтение, зрение и слух. Удобно готовиться по картам в бесплатном приложении Атлас+ и интерактивной карте истории России.
Исторические источники
В 10, 17 и 18-20 заданиях вы найдете фрагменты исторических документов. Где-то нужно понять, что пропущено в источнике, где-то — определить, о каком событии идет речь. В 20-22 заданиях понадобится ответить на вопрос, разобраться с датировкой источника. Также придется убедить экспертов, что вы понимаете о чем идет речь и можете дополнительно рассказать об этом.
Сложность в том, что некоторые документы написаны не современным русским языком, а старославянским. Научиться читать их — дело привычки. Вспомните, как вы начинали «Повесть о полку Игореве»: сначала было трудно, но потом стало легче. Подчеркивайте все имена, цифры, места — это поможет ответить на вопросы.
Аналитические задания
В ОГЭ есть несколько заданий на умение сопоставлять факты и данные. Например, задание 7 проверяет, сможете ли вы по таблице с данными определить, что она показывает. В задании 6 нужно разделить четыре предложения на факты и тезисы — никаких дополнительных знаний от вас не требуется.
Чтобы как следует подготовиться, тренируйтесь на типовых вариантах. Прорешайте демоверсии и пробники прошлых лет — этого достаточно, чтобы уверенно справляться с такими заданиями.
Задание на внимательность
Задание 22 отличается от всех других — его аналога вы не встретите в ЕГЭ. Нужно найти в заданном тексте две фактические ошибки и исправить их. Хотя это задание и находится во второй части, оно не очень сложное. В тексте не будет противоречивых оценок, только факты: неверные даты, неправильные названия и имена. Если знать историю на среднем уровне, найти ошибки легко.
Поиск исторических связей и аналогий
В задании 23 вам придется решить историческую задачу. Вы увидите нетипичную историческую ситуацию или условие — например, бунты Разина и Пугачева, которые почти никак не связаны, а разница между ними — сто лет. Вам нужно самостоятельно провести адекватные параллели, отличия, аргументировать причины или следствия — по сути, показать, насколько вы умеете грамотно пользоваться имеющимися знаниями, уместно интерпретировать факты и превращать их в убедительные аргументы.