Как правильно вести конспекты во время подготовки к экзаменам и зачем это нужно
Содержание:
- Проверенные методы улучшить грамматику русского языка
- Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
- Метод Корнелла
- Конспект по литературе
- Ментальные карты
- Рекомендации
- Метод картирования
- Предметы и конспекты
- Такие разные конспекты…
- И2ВЧП (SQ3R)
- Польза конспектов
- Корнелльский метод конспектирования
- Как это обычно делают?
- Как учитель может проверить рукопись?
- Виды конспектов
- Фотошоп
- Работа с текстом
Проверенные методы улучшить грамматику русского языка
Когда человек знает о том, что его уровень познаний в языке неглубокий, но у него есть желание учиться, главное — развивать память для запоминания логики языка.
Одной практики чтения и письма мало для того, чтобы понять эту логику. Существует огромное количество случаев, в которых простые правила перестают работать: это касается как авторского стиля, так и множества ситуаций, о которых десятилетиями не могут договориться ученые-филологи.
Большинство правил и даже исключений осваиваются всем доступными методами. Такие способы обучения имеют и другое преимущество: они интересные, поэтому могут стать одним из видов досуга.
Чтение книг
Первое, с чем сталкивается человек, желающий повысить уровень грамотности — это совет больше читать. Вопрос о том, насколько это помогает, однако, сложен.
С одной стороны, чтение позволяет расширить словарный запас, следствием чего является развитие грамотной речи. Человек, который много читает, всегда найдет слова, чтобы выразить свои мысли и эмоции.
А с другой — чтобы таким образом освоить грамматику, нужно иметь фотографическую память: вычленить отдельные правила из крупного художественно текста будет сложно.
Это обусловлено тем, что слово читается не по буквам и слогам, а целиком. Также никто не будет при чтении художественного произведения расчленять сложное предложение, чтобы проанализировать его и понять структуру.
Имеет значение и то, что читает человек. Хотя существует, например, такое понятие, как авторская пунктуация, есть предел допустимости подобных вхождений. Потому одни произведения могут быть более полезными в освоении языка.
Чтение книг благотворно влияет на знание русского языка.
Письмо
Моторная память, которая сейчас тренируется в основном на школьных уроках, тоже помогает запомнить нужные правила. Для этого нужно писать тексты от руки, а не перепечатывать их на компьютере.
Сейчас, однако, намного меньше ситуаций, когда человек использует этот навык. Бумажные письма еще 10 лет назад заменили электронной почтой. Даже в университетах студенты часто пользуются электронными конспектами или диктофонными записями лекций.
Потому, если человек хочет писать от руки грамотно, красиво и аккуратно, он делает это сам и для себя. У многих в таком случае возникает вопрос, что же им писать.
В интернете набирает популярность тренд ведения персональных записей — ежедневников и личных дневников, которые могут быть объединены понятием Bullet Journal.
Для подобного увлечения характерны не только аккуратные и грамотные записи, но и большое количество самостоятельно оформляемых декораций. Такое увлечение поможет освоить и другой полезный навык — тайм-менеджмент.
Письменное ведение бумажного дневника.
Аудиокниги
Такой способ изучения языка несильно отличается от чтения про себя: человек иногда не вдумывается в то, что прочитывает. Однако и здесь есть свои плюсы: чаще всего книги озвучивают профессиональные дикторы и актеры, которые знают, как правильно произносить те или иные слова.
Это полезно для людей, у которых не так много времени на чтение книг. Аудиокнигу можно слушать за рулем, во время приготовления еды или рукоделия.
Это не только увеличивает удовольствие от рутины или досуга, но и помогает экономить время.
Повышение грамотности играючи
Многим людям, в особенности детям, сложно усидеть на одном месте
Они быстро устают и не могут долго удерживать внимание
В таком случае помогут настольные и компьютерные игры, среди которых:
- «Эрудит, или Скраббл» — игра, в которой нужно составлять существительные из специальных фишек и получать за них очки;
- «Балда» — работает по схожему принципу, что и «Эрудит», но на маленьком игровом поле: 5х5 или 6х6 клеток;
- «Тик… Так Бумм» — настольная игра, в которой участникам нужно по очереди составлять существительное со слогом, написанным на случайно выбранной карточке; здесь есть ограничение по времени.
Игра Эрудит поможет в укреплении знаний правописания.
Словарь — настольная книга
Чем лучше человек знает язык, тем чаще он заглядывает в словарь. Дело в том, что с расширением знаний в грамматике увеличивается и количество исключений, которые с каждым новым правилом все сложнее запоминать.
Потому людям, которые читают и пишут не ради развлечения, а в рамках служебной деятельности, необходимо постоянно перепроверять себя по разным словарям:
- толковым;
- орфографическим;
- синонимов и антонимов;
- иностранных терминов и т.д.
Это сборники законов языка. То, что находится в них, является безусловной нормой, хотя со временем и она изменяется, потому что живой язык постоянно развивается.
Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
План-конспект:
Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.
Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.
Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки
Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов
Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3.
Рисунок 3. Оболочка план – конспекта по теме: «Первая мировая война 1914-1918 гг.»
Текстуальный конспект:
Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.
Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.
Многие историки и литературоведы выписывают цитаты своих «героев» на отдельные карточки небольшого размера: так на основе архивных выписок получаются целые картотеки, посвящённые высказываниям отдельного человека. Карточки можно систематизировать по хронологии, тематике, упоминанию в них других персоналий и прочим признакам; на основе такой тематической подборки опытный исследователь может делать доклад на конференции или симпозиуме, не прибегая более ни к каким записям и конспектам.
Метод Корнелла
Разработан в 1940-х годах профессором Корнелльского университета Уолтером Пауком. Этот метод конспектирования считается одним из лучших и пользуется особой популярностью среди американских студентов.
Как работает
5 правил, которые помогут сделать конспект наиболее эффективным:
Метод Корнелла также используют в публичных выступлениях. Структура записи остается такой же: слева прописываются главные тезисы выступления, справа — их раскрытие, а внизу подводятся итоги и выделяется основная мысль.
Плюсы |
Минусы |
Позволяет сосредоточиться на главной информации. |
Трудно конспектировать на компьютере. |
Не требует особой подготовки. |
Может не хватить места для записи всех нужных данных. |
Удобен для восприятия. |
Из-за многоэтапности на заполнение конспекта уйдет несколько дней. |
Улучшает навыки слушания. |
В этом видео можно посмотреть,как, пользуясь методом Корелла, работать с полезной литературой:
Конспект по литературе
Конспектирование литературной критической статьи укладывается в целом в уже описанные выше правила, но если идет речь о художественном произведении, специфика несколько видоизменяется. Когда имеют в виду конспект по литературе, речь идет о написании краткого содержания текста.
Если произведение небольшое по объему (например, рассказ), то тогда будет просто довольно композиционной передачи последовательности событий. Во всех остальных случаях следует отталкиваться от деления на части/главы/явления/действия (в зависимости от жанровой принадлежности текста).
Опираться на те краткие содержания, которые уже существуют на просторах Интернета, нежелательно. К сожалению, там чересчур велика вероятность того, что может быть пропущена какая-то действительно важная для раскрытия персонажа или события информация. В этом плане свой собственный конспект статьи или произведения спасет вас от каверзных вопросов преподавателей.
Выделение цитат
Ещё один важный момент – цитирование. Иногда краткий авторский афоризм может быть намного точнее и красноречивее, чем объяснение, взятое из литературоведческой статьи. К тому же, имея перед глазами цитату, человек, знакомый с текстом, всегда сможет дальше развить эту мысль.
Ментальные карты
Это инструмент для визуальной записи информации, который позволяет делать конспекты, готовиться к экзаменам, создавать планы сочинений, эссе, рефератов, курсовых или дипломных работ.
Ментальная карта складывается из основных частей:
- отправной точки — для учёбы это может быть тема или термин;
- ключевых слов — смежные темы, аспекты, вопросы, которые отходят сначала от центральной темы, а затем от других ключевых слов;
- ветвей — отходят от ключевых слов и связывают их с другими, чем дальше от центра, тем тоньше становятся ветви.
Как создать ментальную карту?
- В центре или верхней части листа словом или картинкой обозначьте тему.
- Выделите понятия, которые включает основная тема. Протяните ветви от центра листа к ним. Запишите новые понятия — темы первого уровня — на конце каждой ветви.
- Начните развивать темы первого уровня. Протяните от них новые, более тонкие ветви, на окончании которых расположите короткие описания, тезисы, связанные с предыдущим уровнем.
Карты можно рисовать вручную или использовать специализированные сайты: например, MindMeister.
Преимущества метода:
- Подходит не только для учебных записей, но и для рабочих (часто используется как инструмент мозгового штурма).
- Позволяет легко визуализировать сложные темы.
- Помогает понять, как разные части одной темы связаны друг с другом.
Недостатки метода:
- В учёбе не всегда можно использовать отдельно, часто как часть основного конспекта.
- Не подходит для быстрого конспектирования на лекции, так как занимает большое количество времени.
Рекомендации
А теперь полезные советы по поводу того, как не только писать быстро, но и делать конспекты понятными и максимально удобными для восприятия:
Не стоит писать в каждой строчке, лучше оставлять свободное место. Во-первых, сплошной текст сложен для восприятия, во-вторых, в оставленных участках после лекции вы сможете сделать важные пометки или же вписать то, что не успели, позаимствовав тетрадь у одногруппника или задав вопрос преподавателю.
Особенно важные слова следует выделять цветом или подчёркиванием. Да, это требует усилий, но, во-первых, они минимальны, во-вторых, лишняя чёрточка не отнимет много времени
Зато при изучении написанного вы сможете быстро найти всё самое важное.
Не занимайте поля, на них удобно делать пометки. Кроме того, они должны быть достаточно широкими.
Если после лекции вы вспомните какую-то важную мысль, которую не успели записать, непременно запишите её.
Если записи – не ваш конёк, но вы прекрасно набираете тексты на компьютерной клавиатуре, попробуйте попросить преподавателей брать с собой на лекции ноутбук.
Удачи вам в конспектировании! И пусть ваши записи будут понятными.
Метод картирования
Факты обретают форму – картирование представляет нам содержание лекции графически. Вы становитесь чуть ли не художником при лекторе, так что это метод для творческих людей – для тех, у кого развиты зрительное восприятие и зрительная память.
По сути, по ходу лекции надо составить схему, используя любые графические изображения:
- рамки, блоки;
- стрелки;
- всевозможные линии (двойные, пунктирные, волнистые и т. д.);
- рисунки.
Вид у вашей схемы может быть каким угодно, например, таким.
Еще вариант представления информации в «картированном» конспекте.
Можно даже создать собственную систему условных обозначений. Например, круг – обязательно выучить; овал – посмотреть в учебнике, квадрат – поискать в интернете и т. д. чтобы поначалу не путаться в собственных значках, на последней странице или обложке тетради стоит сделать своеобразную «легенду карты» – зарисовать используемые обозначения и расшифровать их.
Критически мыслящий автор такого конспекта сможет легко редактировать записи, добавляя цифры и цветовые обозначения. В итоге вы получите шанс увидеть, как именно вы мыслите, поэтому этот способ по своей сути во многом схож с методом составления ментальных карт.
А если вы лучше воспринимаете информацию на слух? Не переживайте: лектор помогает вам своей интонацией
Как и метод отступов, картирование – прекрасное лекарство от последствий подготовки к ЕГЭ, которая привлекает внимание старшеклассника к деталям учебного материала курса и, увы, отучает видеть его структуру в целом. ЕГЭ полезен лишь тогда, когда вы четко видите эту структуру и достаете нужный элемент знания с той или иной «умственной полки»
Предметы и конспекты
Многие студенты ошибочно полагают, что только точные науки требуют обязательного конспектирования лекций.
На самом деле это не так, поскольку экзамены в будущем сдают и экономисты, и гуманитарии, и историки, и юристы.
Важно понимать, что ведение конспекта – это неотъемлемая составляющая учебного процесса, которая является не только «подсказкой» при ответе, но и своего рода проверочной работой для студента и преподавателя. Конечно, точные науки больше обращаются к старым конспектам, однако и другие специальности не исключают помощь этих исписанных разными пастами тетрадок
Конечно, точные науки больше обращаются к старым конспектам, однако и другие специальности не исключают помощь этих исписанных разными пастами тетрадок.
Советуем почитать: Как правильно писать конспект?
Если студент приходит на лекцию, то конспект писать обязательно! Исключение составляют лишь те пары, на которых преподаватель лично избавляет от этой привычной в студенчестве обязанности! В остальном, ручка в течение 1 часа 20 минут должна находиться в действии.
На заметку: если преподаватель видит, что студент открыто игнорирует написание конспекта, то сначала виду не подаст, а в дальнейшем (на экзамене) обязательно припомнит старую обиду.
Дело в том, что часть педагогов настаивают на конспектировании новых тем по своим предметам; мало того, по итогам семестра проверяют их присутствие в рукописном варианте.
Если конспекты отсутствуют, то можно не рассчитывать на быстрый допуск к экзамену, а итоговая оценка будет обязательно снижена, что негативно отразится на будущей стипендии (поставит ее получение под большой вопрос).
Многие студенты уже поплатились за свою лень, когда за ночь переписывали по 48 страниц конспекта, чтобы наутро угодить строгому преподавателю.
Но такой подход можно смело назвать «отпиской», ведь важная информация по теме в таком огромном количестве и в сжатые сроки все равно не отложится в голове, а превратится в «кашу» и неудовлетворительную оценку за ответ на экзамене.
Лучше всего все делать своевременно, а не в последнюю минуту!
Такие разные конспекты…
Конспекты бывают разными. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.
Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.
Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).
Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.
Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.
Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.
И2ВЧП (SQ3R)
Этот метод подойдёт только для конспектирования с учебника. Он состоит из пяти стадий: исследования, вопросов, чтения, вспоминания, проверки — из первых букв которых и складывается название. Разберём стадии подробнее.
Исследование
Изучите структуру текста: заголовки, подзаголовки, выделенные термины, цифры, формулы, таблицы. Эти действия не должны занять более пяти минут. Оценив таким образом текст, вы сможете решить, нужно ли вам вообще читать эту информацию.
Вопросы
Сформулируйте вопросы к тексту. Например, преобразуйте заголовки и подзаголовки в вопросы или возьмите их из экзаменационных билетов, попытайтесь быстро, не вчитываясь, найти ответы на них в тексте. Этот шаг должен занять не более пяти минут.
Чтение
Начните читать текст, при этом не забывайте искать ответы на вопросы из предыдущей ступени. Так вы начнёте не просто читать текст, но активно работать над ним.
Вспоминание
Сформулируйте и запишите основные идеи текста, ответьте на вопросы из второго шага своими словами. Изложите прочитанное так, будто вы пытаетесь объяснить кому‑то тему. Если не можете вспомнить ответ на какой‑то из вопросов, найдите его в тексте и перечитайте нужный отрывок. Это не займёт много времени, так как вы предварительно хорошенько изучили структуру текста.
Проверка
Перечитайте свой текст. Сравните его с источником. При необходимости исправьте ошибки.
Преимущества метода:
- Хорошо подходит для подготовки к экзаменам.
- Позволяет запомнить и понять текст.
- Помогает быстро находить и исправлять свои ошибки.
Недостатки метода:
- Не помогает организовать записи.
- Не подходит для записи лекций.
Польза конспектов
Конспект – это сжатое содержание пройденной темы в письменном виде, которое позволяет восстановить в памяти и запомнить новую информацию при подготовке домашнего задания.
Свои первые конспекты школьник начинает писать в старших классах, причем по русскому языку даже тема предусмотрена: «Как правильно конспектировать лекции».
Не стоит игнорировать эту важную информацию, иначе вместо понятного и доступного содержания перед глазами окажется сплошная «каша».
Если ученик научится правильно составлять конспекты, то в университете на лекциях проблем не будет возникать, а заполненная тетрадка станет верной подсказкой при дальнейшей подготовке к экзаменам.
Советуем почитать: Зачем писать лекции и конспекты?
Когда студент приходит на первый курс, то в течение семестра ему предстоит исписать ни одну толстую тетрадь.
Как правило, обучение, по большей части, состоит из таких конспектов, которые в течение полугода не пишутся, а в преддверие зачетной недели и экзаменов выпрашиваются у примерных студентов.
Здесь важно понять, что на сессии такими знаниями все равно никто не поделится, ведь это верный способ успешно сдать экзамены, получить стипендию и с чистой совестью отдыхать на заслуженных каникулах. Переоценить пользу этого справочного материала просто невозможно, так что уже с первого курса требуется взять за главное правило учебы – примерно писать конспекты
Переоценить пользу этого справочного материала просто невозможно, так что уже с первого курса требуется взять за главное правило учебы – примерно писать конспекты.
Это позволит избежать массу проблем, которые в дальнейшем становятся главным препятствием на пути к высшему образованию и долгожданному статусу «Молодой специалист».
Корнелльский метод конспектирования
Метод получил свое название по имени Корнелльского университета (Cornell University) в США. Делим страницу для конспекта на основное пространство и немаленькое левое поле. В основном пространстве вы пишете текст лекции. А затем, перечитывая написанное, в левом поле специально отмечаете каждую идею, а также выписываете ключевые слова и важные детали.
В классическом варианте метода поле для заметок равно 2,5 дюймам, то есть 6,35 см. Тогда логично предположить, что весь лист имеет формат А4. Такие тетради можно разыскать в магазинах канцтоваров. Но это как раз тот случай, когда размер не имеет значения – тетрадь может быть какого угодно формата.
Разлинованный лист будет выглядеть примерно так.
Дата: | |
Тема лекции: | |
Ключевые мысли (комментарии; тезисы; основополагающие термины; сопутствующие заметки; даты; ответы на вопросы, заданные по ходу лекции) |
Основное поле (текстовая запись лекции) |
Выводы, обобщения |
Левое поле предназначено и для ваших собственных реплик. Чем больше самостоятельных впечатлений от учебного текста вы способны генерировать, тем больше места на них нужно – поэтому имеет смысл заполнять только одну сторону листа, а другую сторону наделять функциями всё того же поля для заметок. Либо пишите с обеих сторон листа, но отступайте от конспекта каждого занятия побольше клеточек или строчек.
Как это обычно делают?
На практике учитывать всё это редко когда бывает нужно. Например, для маленькой рукописной распечатки на открытке или приглашении используют обычный рукописный шрифт OpenType. Впрочем, в определённых условиях это может подойти и для конспекта. В сети можно найти инструкции, как создать индивидуальный шрифт самостоятельно и печатать им из MS Word, а для англоязычных пользователей существуют целые генераторы рукописных шрифтов.
Но при таком способе страдает правдоподобность: символы будут абсолютно одинаковыми, строки безупречно ровными. Не будет никакой случайности, вырвиглазности и хаоса, которые по моему опыту характерны для подавляющего большинства конспектов, и даже для аккуратного конспекта такая безупречность неестественна.
Как учитель может проверить рукопись?
Увы, но риск, что препод не поверит, что вы действительно писали конспект, есть. Как сегодня проверяют рукописи?
- Просят выслать образец вашего почерка;
- Требуют отправить не фото, а короткое видео, на котором вы перелистываете тетрадь до нужной лекции;
- Обязательно заверяют, что по окончании дистанционного обучения затребуют все конспекты для финального оценивания;
Словом, учитывайте риски и будьте, готовы, что писать ненавистные лекции, все же, придется.
Вот и все, как видите, на дистанционном обучении можно писать конспекты, даже не взяв в руки ручку. В заключение, вот что мы хотим сказать. Не увлекайтесь такими лайфхаками. Пару раз, да, можно схалтурить. Но помните, конспектируют не для преподавателя, а для себя, чтобы лучше запомнить материал. Подумайте о качестве своего обучения. О знаниях, которые должны откладываться у вас в голове, даже в условиях дистанционного обучения.
Вы же пришли в универ, не для того, чтобы научиться писать фейковые лекции?
Виды конспектов
В зависимости от принципов структурирования информации, ее объема и техники составления различают следующие виды конспектов: план-конспект, план-схема, текстуальный, свободный, тематический и графический. Ниже мы раскроем особенности каждого вида конспекта и расскажем, как выбрать подходящий именно вам.
1. При составлении плана-конспекта необходимо составить перечень вопросов, которые затрагиваются в тексте или лекции, и постепенно, по мере чтения или прослушивания информации, дополнить каждый подпункт раскрывающими суть комментариями
Если вы, например, готовитесь к выступлению на семинаре, смело пишите план-конспект своего доклада, и он поможет вам не упустить ничего важного
2. План-схема – это конспект, в основе которого не просто перечень вопросов, все вопросы в таком конспекте соединены друг с другом по смыслу, то есть логические и смысловые связи здесь более обнажены.
3. Составление текстуального конспекта – более трудоемкий процесс, потому что такой конспект, хотя и делается на основе плана, предполагает включение в него точных фрагментов из исходного текста. Будьте уверены, что приложенные усилия себя оправдают – итогом проделанной работы станет конспект, насыщенный тезисами и цитатами.
4. Чтобы добиться максимальной целостности изложения материала, пишите свободный конспект. Составьте план, сформулируйте тезисы по каждому вопросу плана, а где необходимо, обогатите конспект цитатами. Такой способ фиксации и структурирования информации подходит для любых дисциплин: гуманитарных, технических, естественнонаучных и др.
5. Когда перед вами стоит задача изучить множество существующих точек зрения на тот или иной вопрос, составьте тематический конспект. Чтобы составить хороший тематический конспект, придется прибегнуть к нескольким источникам.
6. Графический конспект включает в себя таблицы, графики, схемы, рисунки с соответствующими краткими пояснениями.
Фотошоп
Если по каким-то причинам с помощью предыдущих способов быстро написать конспект на дистанционке не удалось, вы всегда можете пойти более длинным путем.
- Сначала сфотографируйте чистые страницы рабочей тетрадки;
- Откройте их, как фон в Фотошопе (или в любом другом графическом редакторе);
- Вставьте текст задания дистанционного обучения;
- Выберите шрифт, похожий на рукописный. Много разных шрифтов для Фотошопа можно скачать в Интернете;
- Примените минимальный набор настроек: цвет почерка, размер, правки;
- Готово, можете распечатывать. Останется лишь быстро сделать фото конспекта (как это делается знает каждый, кто на дистанционке), и выслать его преподу вместе со сделанным домашним заданием.
Работа с текстом
Много веков назад до изобретения печатных станков книги писали от руки. И самым простым способом работы с текстом было их переписывание, которое обязательно должно было быть дословным.
Конспектирование, в том числе и книг, помогает лучше усваивать прочитанную информацию
Для средневекового читателя такой способ извлечения информации из написанного было самым обычном делом.
Процесс переписывания мог занимать месяцы и даже годы.
За такое количество времени действительно можно было выучить весь объем наизусть.
Грамотными и умными людьми тогда считались те, кто освоил таким образом примерно десять книг.
Но современному человеку в век высоких технологий потребуется более быстрый способ копирования информации.
На первый взгляд может показаться, что информационная среда значительно упрощает нам жизнь, но на самом деле она только усложняет ее.
Конечно, скопировать сейчас большой объем текста или целую книгу можно одним нажатием клавиши, но сможете ли вы настолько же быстро извлечь из нее нужную информацию?
Конспектирование можно назвать самым эффективным способом извлечения и усвоения знаний.
Плюсы умения вести конспект:
- конспектирование способствует прочному усвоению прочитанного/услышанного материала, а также закреплению знаний;
- развивает навык быстрого письма и анализирования информации, грамотного изложения и перестройки текста.
Конспекты можно вести по-разному
На сегодняшний день можно выделить несколько видов конспекта:
- Текстуальный. Его составляют только из цитат автора конспектируемого материала или предложений, несущих важную смысловую нагрузку. Для читателя он может стать хорошим источником интересных цитат и фактов, но у него имеется один недостаток – не активизирует память на прочитанный текст.
- Плановый. Последовательное и четкое изложение по заранее разработанному плану. Этот конспект очень прост в выполнении и понимании. Минус в том, что через некоторый промежуток времени будет тяжело восстановить в памяти тот материал, о котором писался конспект.
- Тематический. Конспект ведется на одну тему, информация для которого берется из различных источников. Такой вид конспекта позволяет в полной мере углубленно изучить интересующую вас тему.
- Свободный. Изложение информации в формате наиболее удобном для того, кто его ведет. Это индивидуально изложение, которое может сопровождаться планом, таблицами, цитатами и т.д..
Как видите, даже привычные каждому студенту конспекты могут быть разными.