Университетские профильные классы
Содержание:
- Источники и литература
- История
- Очная форма обучения
- Воссоздание ТГУ
- ТГУ имени Г.Р. Державина
- История
- Институт в годы Великой Отечественной войны[править | править код]
- На момент объединения[править | править код]
- Заочная форма обучения
- Создание ТГУ
- Награждённые преподаватели вуза[править | править код]
- Ректоры
- «Почетная Книга» института[править | править код]
- Очная форма обучения
- Научно-исследовательский институт «Нанотехнологии и наноматериалы»
- Тамбовский государственный педагогический институт (ТГПИ)
Источники и литература
Архивные материалы
Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф.Р-2775 – Тамбовский государственный педагогический институт.
ГАТО. Ф.Р-5344 – Тамбовский государственный институт культуры.
ГАТО. Ф.Р-1424 – Высшие учебные заведения Тамбовской области.
ГАТО. Ф.Р-1425 – Тамбовский государственный рабочий факультет.
Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф.Р-955 – Первичная организация ВКП(б) – КПСС ТГПИ.
Коллекция музея ТГУ.
Сборники документов
Декрет Совета народных комиссаров об учреждении государственных университетов в гг. Костроме, Смоленске, Астрахани и Тамбове и о преобразовании в государственные университеты бывших Демидовского юридического лицея в Ярославле и педагогического института в Самаре. 21 января 1919 г. // Декреты Советской власти. Т. 4: 10 ноября 1918 г. – 31 марта 1919 г. . М.: Политиздат, 1968. С. 311-312.
Декрет Совета народных комиссаров об учреждении государственных университетов в гг. Костроме, Смоленске, Астрахани и Тамбове и о преобразовании в государственные университеты бывших Демидовского юридического лицея в Ярославле и педагогического института в Самаре. 21 января 1919 г. // Известия. 1919. 21 января.
Декрет Совета народных комиссаров об учреждении государственных университетов в гг. Костроме, Смоленске, Астрахани и Тамбове и о преобразовании в государственные университеты бывших Демидовского юридического лицея в Ярославле и педагогического института в Самаре. 21 января 1919 г. // Собрание узаконений. 1919. № 2. Ст. 21.
Литература
История Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина / А.Л. Аврех . Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2016. 336 с.
История
Тамбовский государственный университет был создан Указом президента РФ 29 декабря 1994 года путём слияния Тамбовского государственного педагогического института и Тамбовского государственного института культуры.
В декабре 1995 года единогласным решением конференции профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов и сотрудников на должность ректора ТГУ им. Г. Р. Державина был избран Юрьев Владислав Михайлович, впоследствии занимавший эту должность двадцать лет.
6 марта 1995 года ему было присвоено имя Гавриила Романовича Державина — великого российского поэта и государственного деятеля.
Профессиональные кадры готовились на факультетах: физико-математическом (декан А. А. Слетков), романо-германской филологии (декан Н. П. Дронова). В сентябре 1995 года на филологическом факультете (декан Н. Л. Потанина) открыто отделение «Журналистика». Кафедра русского языка стала одним из учредителей Российского гуманитарно-политологического лицея, открывшегося в 1994 году. Кафедра истории русской литературы (называемая так с 1998 года), возглавляемая доктором филологических наук, профессором Л. В. Поляковой (ученицей Н. И. Кравцова), стала одним из общепризнанных отечественных научных центров по изучению и исследованию творчества Е. И. Замятина.
Слияние с институтом культуры расширило специализацию университета на факультетах художественного народного творчества (декан Б. С. Гейко), культурологии (декан В. А. Каримов), информационно-библиотечном (декан Б. В. Борисов).
Факультет физической культуры, перешедший в 1990 году на 5-летний срок обучения, предоставлял студентам следующие специальности: учитель физкультуры и школьный психолог, физическая культура и лечебная физкультура.
В университете в -е годы работало более 40 профессоров, докторов наук; около 20 профессоров, кандидатов наук, которые проводили инициативные научные исследования и совершенствовали образовательно-воспитательную работу вуза.
15 декабря 2015 года новым ректором был избран кандидат юридических наук, доцент Стромов Владимир Юрьевич.
Сегодня в Державинском университете реализуются более 200 образовательных программ. В стенах ТГУ обучается 13 тысяч студентов — будущих специалистов, бакалавров и магистров. Около 95 % преподавателей имеют степени кандидата или доктора наук.
Научная инфраструктура университета включает в себя 4 Научно-исследовательских института, 42 научные школы и направления, признанные в российском и зарубежном научном сообществе, более 75 научных центров и лабораторий, охватывающих широкий спектр общественных, естественных и технических наук, объединённый студенческий научный совет. В вузе успешно функционируют 4 диссертационных совета по 11 научным специальностям.
За последние годы преподавателями Тамбовского государственного университета создано более 200 объектов интеллектуальной собственности, получено 20 патентов на изобретение и свидетельств о государственной регистрации.
Очная форма обучения
БАКАЛАВРИАТ/СПЕЦИАЛИТЕТ
37.03.01 Психология 1 курс, 4 курс
37.05.01 Клиническая психология, профиль «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс, 5 курс, 6 курс
39.03.02 Социальная работа, профиль «Социальная работа в системе социальных служб» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Английский язык» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» 1 курс, 2 курс, 3 курс
44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Педагогика и психология» 2 курс
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика» 4 курс
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Дошкольное образование и иностранный язык» 4 курс
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «История и обществознание» 1 курс, 2 курс, 3 курс
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «История и культура конфессий» 4 курс
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Русский язык и литература» 1 курс, 4 курс
45.03.02 Лингвистика, профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
МАГИСТРАТУРА
37.04.01 Психология, профиль «Психология развития» 1 курс, 2 курс
39.04.02 Социальная работа, профиль «Организация социальной работы в системе социальных служб» 2 курс
44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Высшее образование» 1 курс, 2 курс
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение в образовании» 1 курс, 2 курс
45.04.02 Лингвистика, профиль «Прикладная лингвистика и лингводидактика» 1 курс, 2 курс
АСПИРАНТУРА
37.06.01 Психологические науки, профиль «Психология развития, акмеология» 1 год обучения
37.06.01 Психологические науки, профиль «Педагогическая психология» 1 год обучения
44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» 1 год обучения, 2 год обучения
44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» 1 год обучения, 2 год обучения
44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» 2 год обучения
Воссоздание ТГУ
Реализация идеи воссоздания университета принадлежала ректору ТГПИ В.М. Зубцу, проректорам В.М. Юрьеву и Л.С. Минченко. В начале 1993 г. ТГПИ ходатайствовал о преобразовании института в гуманитарный университет, что было удовлетворено Приказом Министерства образования РФ от 19 января 1994 г. Однако создание гуманитарного вуза консервировало бы сложившую номенклатуру специальностей, что не соответствовало потребностям рынка образовательных услуг и труда. Было принято решение о продвижении модели классического университета. Предварительным итогом стало июньское 1994 г. решение администрации области, мэрии Тамбова и Госкомитета РФ по высшему образованию о формировании на базе ТГПИ и Тамбовского института культуры (ТГИК) государственного университета. 29 декабря 1994 г. вышел Указ Президента РФ о создании ТГУ. Ректором стал профессор В.М. Зубец, ректор ТГИКа профессор В.Н. Окатов – первым проректором. 6 марта 1995 г. вузу присвоено имя Г.Р. Державина.
ТГУ имени Г.Р. Державина
Важнейшим направлением работы стало создание адекватной материальной базы, развитие новых и традиционных направлений подготовки, повышение качества ППС и преподавания. Студенческий контингент: 1995 г. – 7,4 тыс., 1999 г. – 10,2, середина 2000 гг. – 12,7, конец 2000 гг. – свыше 14 тыс., 2018 г. – 13 тыс. Некоторый спад отражает демографическую ситуацию. Вместе с тем, потери компенсируются обучением иностранных студентов (2,4 тыс. в 2018 г.). Университетская учебная структура сегодня – это 6 институтов, 3 факультета, 58 кафедр, более 700 человек ППС.
Достоинством Державинского университета является региональная монополия по подготовке специалистов в области физико-математических, естественных, гуманитарных, социальных, политических наук, в сфере педагогического образования, здравоохранении и многом другом.
Роль ТГУ никогда не замыкалась на собственно основной деятельности. Он играл и играет огромную культуртрегерскую роль, выполняет функцию ключевого социального института региона. ТГУ им. Г.Р. Державина достойно держит интеллектуально-культурную планку – незаменимый атрибут прогрессивного развития области.
История
Педагогический институт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина располагается в здании учебного корпуса №9 по адресу: г. Тамбов, улица Советская, 181 -И
Структура института в своем нынешнем виде существует с 15 июля 2015 года. Однако, само подразделение и основные образовательные программы, подготовка по которым ведется в стенах института, прошли длительный путь развития.
29 декабря 1994 г. Тамбовский государственный педагогический институт и Тамбовский государственный институт культуры указом Президента России № 2229 были объединены в ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина». Переход на университетское образование дал возможность вести обучение по университетским стандартам и планам.
Факультеты психологии и педагогики и социальной работы были созданы на основании решения Ученого Совета Тамбовского государственного университета 7 июня 1996 года (приказ № 104 от 14 июня 1996 года). В 1999 году был создан факультет социальной работы с двумя выпускающими кафедрами (социальной работы и социальной педагогики). В 2001 году в целях совершенствования учебно-методической и научной работы были созданы Институт социальной работы (в его состав вошли три выпускающих кафедры: социальной работы, социальной педагогики, социологии) и институт психологии и педагогики (психология и педагогика и методика начального образования).
18 июня 2004 года согласно Постановлению Администрации Тамбовской области N 552 «О развитии системы непрерывного педагогического образования в Тамбовской области», в целях создания механизма эффективного и динамичного развития системы педагогического образования, руководствуясь приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.04.2003 N 1313 «О программе модернизации педагогического образования», и во исполнение областной целевой подпрограммы «Модернизация непрерывного педагогического образования» областной программы «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 года», утвержденной Законом Тамбовской области от 29.10.2003 N 164-З, на базе ГОУ ВПО «Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина» и педагогического колледжа N 1 им. К.Д.Ушинского была создана Академия педагогики и социальной работы. Приказом № 243 от 16 августа 2004 г. была утверждена структура Академии: включившая в себя Институт социальной работы и педагогический колледж N 1. Приказом № 912-3 от 6 сентября 2004 года Институт социальной работы был переименован в Институт педагогики и социальной работы.
В июле 2010 года в целях создания механизма эффективного и динамичного развития системы педагогического образования Институт педагогики и социальной работы переименован в Академию социальных и образовательных технологий (приказ №344 от 12 июля 2010 года). В августе 2010 года в целях повышения эффективности управленческих решений и оптимизации управления структурными подразделениями вуза в составе Академии социальных и образовательных технологий были созданы отделения психологии, социальной работы и социальной педагогики, допрофессионального, начального и среднего образования (приказ № 1196-3 от 24 августа 2010 года).
Педагогический институт был создан 15 июля 2015 года на базе Института психологии и педагогики.
Институт в годы Великой Отечественной войны[править | править код]
Начавшаяся Великая Отечественная война нарушила мирное течение жизни института. В первые годы войны свыше 60 студентов и преподавателей ушли добровольцами на фронт. Десятки студенток-старшекурсниц стали заниматься на курсах медицинских сестер запаса за счет своего отдыха. Студенты своим самоотверженным трудом на производстве, строительстве оборонительных сооружений, в колхозах и совхозах содействовали укреплению оборонной мощи страны. В первый год войны было собрано и передано в фонд обороны 67488 руб. Подчинение всей работы интересам фронта требовало перестройки учебной и научной деятельности института, руководимого в эти непростые годы Георгием Михайловичем Михалевым.
В связи с необходимостью срочной подготовки новых специалистов срок обучения был сокращен до трёх лет. В начавшемся 1941 — 1942 учебном году в институт поступило свыше 400 студентов. В годы войны в нем работало 3 профессора (один из них доктор наук) и 12 доцентов, 10 из которых имели ученые степени кандидатов наук. За военные годы профессорско-преподавательский состав института провел большую научно-исследовательскую работу. Так, ассистент кафедры физики К. И. Картушов работал над конструкцией нового рода оружия; Д. Т. Артеменко усовершенствовал угольный противогаз.
В марте 1943 года, в связи с приказом ВКВШ, обязующим студентов вузов овладеть одной из военных специальностей, в институте введены факультативные курсы медсестер, радиотелеграфии и преподавателей физкультуры. За годы войны институт подготовил 224 медсестры запаса. Собрано 110942 руб. в фонд обороны (в том числе 17469 руб. на бронепоезд «Тамбовец» и 1527 руб. в фонд танковой колонны «За передовую науку»), выработано в колхозах и совхозах свыше 15 тысяч трудодней. Для воинских частей и населения было прочитано 1500 лекций.
В сентябре 1944 года, в связи с тем, что здание по Ленинградской улице, 1, было занято Суворовским училищем, институт переведен в здание по Советской улице, 93, в котором размещался госпиталь. В 1944 году были созданы дополнительно кафедры русского языка, литературы, естествознания, географии, английского, немецкого и французского языков. Заведующей кафедрой английского языка стала Е. В. Купфер.
Имена фронтовиков, не вернувшихся с полей войныправить | править код
Л. Е. Борисов, М. Д. Шишкин, П. Ф. Буторин, В. Д. Кочергин, В. И. Удодов и многих другие. Трагически погиб при разрыве бомбы в Тамбове первый руководитель химико-биологического факультета М. Н. Взоров.
На момент объединения[править | править код]
Тамбовский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт имел в своем составе восемь факультетов: физико-математический, русского языка и литературы, иностранных языков, естественный, исторический, физической культуры, экономико-юридический, начальных классов. На очном и заочном отделениях обучалось более пяти тысяч студентов по 22 специальностям. Учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу вели 387 преподавателей, среди которых 25 профессоров, 23 доктора наук, 174 кандидата наук, 115 доцентов. В институте функционировали 33 кафедры, работал вычислительный центр.
Заочная форма обучения
БАКАЛАВРИАТ
39.03.02 Социальная работа, профиль «Социальная работа в системе социальных служб» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Физика» 1 курс, 2 курс
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Педагогика и психология» 1 курс, 2 курс
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика» 3 курс, 4 курс
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование и информатика» 3 курс, 4 курс, 5 курс
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Физика и математика» 3 курс, 4 курс, 5 курс
МАГИСТРАТУРА
39.04.02 Социальная работа, профиль «Организация социальной работы в системе социальных служб» 1 курс, 2 курс
44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Педагогическая инноватика» 1 курс, 2 курс
44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Светская этика и культура конфессий» 1 курс, 2 курс
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение в образовании» 1 курс, 2 курс
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Современные технологии инклюзивного образования» 1 курс, 2 курс
45.04.02 Лингвистика, профиль «Прикладная лингвистика и лингводидактика» 1 курс, 2 курс
АСПИРАНТУРА
37.06.01 Психологические науки, профиль «Психология развития, акмеология» 1 год обучения, 2 год обучения, 3 год обучения
37.06.01 Психологические науки, профиль «Педагогическая психология» 1 год обучения, 2 год обучения
44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» 1 год обучения, 2 год обучения
44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» 1 год обучения, 3 год обучения, 4 год обучения
44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание)» 4 год обучения
Создание ТГУ
В начале XX в. обширная Тамбовская губерния испытывала, как и вся империя, нужду в квалифицированных специалистах. Губернское земское собрание в январе 1918 г. приняло решение открыть в Тамбове университет. Всей текущей деятельностью занималось временное бюро (правление) «Общества Тамбовского университета» (первый председатель – Е.И. Бунин).
Первоначально обязательства по содержанию вуза взяли на себя губернские власти. Университету были выделены здания под размещение администрации и учебные корпуса. 4 июля 1918 г. будущий Тамбовский университет, как и все высшие учебные заведения России, получил статус государственного. В июле – сентябре 1918 г. он организационно подчинялся Народному комиссариату земледелия, а с 1 сентября 1918 г. перешел в ведение отдела высших школ Народного комиссариата просвещения.
30 сентября 1918 г. Губернский исполком разрешил Коллегии по управлению делами Тамбовского университета изготовить круглую печать и штамп с государственной символикой.
15 октября 1918 г. в университете начались занятия на двух факультетах – педагогическом (гуманитарная, естественно-научная специализации и дошкольное воспитание) и аграрном.
19 октября 1918 г. Коллегии по управлению делами Тамбовского университета назначила дату его торжественного открытия. 27 октября 1918 г. в театре «Колизей» (ныне – областной театр драмы) прошло торжественное учреждение университета.
16 декабря 1918 г. Наркомпрос постановил обратиться в Совет народных комиссаров (СНК) с представлением издать декрет об учреждении государственного университета в Тамбове.
21 января 1919 г. соответствующий Декрет СНК был подписан В.И. Лениным, что завершило институционализацию университета. Тамбовский государственный университет, в ряду нескольких других университетов, учреждался СНК с 7 ноября 1918 г. – к годовщине Октябрьской революции.
Профессорско-преподавательский состав (ППС) формировался за счет приезжих (среди них – будущие академики филолог П.Н. Сакулин и историк В.И. Пичета) и местных специалистов, закончивших столичные вузы.
Контингент: 1918-1919 учебный год – более 2,6 тыс. слушателей; в т.ч., более 1,4 тыс. – педфак. 2 ноября 1919 г. при университете создан рабфак (к лету 1920 г. – 166 слушателей). В ноябре – декабре 1919 г. педфак реорганизуется в Тамбовский практический институт народного образования имени Н.К. Крупской (ТПИНО). Тяготы гражданской войны стали причиной оттока части столичных совместителей и сокращения контингента: 1920-1921 учебный год – 280 слушателей – агрофак, 198 – ТПИНО, 175 – рабфак.
8 августа 1921 г. Наркомпрос закрыл ТГУ с 1 сентября 1921 г. Попытки ректората и местных властей сохранить вуз успехом не увенчались.
Награждённые преподаватели вуза[править | править код]
- Кудрявцев П.С. – ордена Ленина, Октябрьской революции и медали;
- Хайкин А.Л. – орден Трудового Красного Знамени;
- Яковлев В.А. – два ордена Трудового Красного Знамени;
- Рузаев В.А. – орден «Знак Почета», за Отечественную войну – орден Боевого Красного Знамени, два ордена Красной Звезды;
- Громакова Т.А. – медаль «За трудовое отличие»;
- Иванов Л.А. – медаль «За трудовое отличие»;
- Минченко Л.С. – орден «Знак Почета»;
- Артеменко Д.Т. – орден «Знак Почета»;
- Карандеев В.Е. – орден «Знак Почета»;
- Банова А.В. – медаль «За трудовую доблесть»;
- Мисник К. – орден Отечественной войны 2 степени, два ордена Красной Звезды;
- Дымова М.М. – орден Красной Звезды;
- Саяпин И.Г. – ордена Боевого Красного Знамени и Красной Звезды;
- Следников А.А. – орден Боевого Красного Знамени;
- Окатов Н.А. – орден Отечественной войны 2 степени;
- Аникин В.И. – орден Боевого Красного Знамени;
- Подъяпольский И.Л. – орден Славы;
- Максимова К.Ф. – орден Трудового Красного Знамени;
- Михалев Г.М. – ордена Ленина и «Знак Почета»;
- Поздняков Д.И. – орден «Знак Почета»;
- Рогов Д.А. – орден Трудового Красного Знамени;
- Успенский И.В. – орден Трудового Красного Знамени.
Ректоры
- Тамбовский государственный университет (1918—1921) — врио ректора — Бунаков А. Н. (1918 г.), ректоры — Никифоров М. К. (1918—1920), Шлезингер Н. А. (1920—1921), Андреев В. Д. (1921).
- Тамбовский практический институт народного образования (ТПИНО) (1921—1923)- ректор — Абиндер Алексей Иванович (1921—1923).
- Тамбовский сельскохозяйственный институт (ТСХИ) ректор — Пуссеп А. И. (1921—1923)
- Агропедагогический институт (1930—1932) — директора — Михаил Игнатьевич Суслин (1930—1931), Постановлениями ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 года институт был назван Педагогическим, директор Кондратьев Ф. И. (1931—1932).
- Тамбовский государственный педагогический институт (ТГПИ) (1932—1935) — директора — Кондратьев Ф. И. (1932), Басов А. С. (1932—1933), Серов И. И. (1934), Кудряшов А. Т. (1934—1935), Хаустов А. А. (1935)
- Тамбовский государственный педагогический институт (ТГПИ) (1938—1994) — директора — Духовский С. И. (1938), Онуфриев Н. М. (1938—1941), Михалев Г. М. (1941—1951), Стащук Н. И. (1951—1955), Леонюк Л. С. (1955—1959), директор/ректор Винокуров С. В. (1959—1968), ректоры — Виноградов В. Д. (1968—1973), Рузаев В. А. (1973—1979), Василий Михайлович Зубец (1973—1994)
«Почетная Книга» института[править | править код]
В неё занесены имена многих известных преподавателей: В.А. Яковлев, П.С. Кудрявцев, А.А. Следников, Л.И. Чуистова, Б.Б. Горелов, М.И. Рыженко, Т.К. Малахова, С.А. Говердовская, Л.К. Чугай, А.Л. Хайкин, Г.Е. Борисов, Л.С. Минченко, Н.А. Окатов, Н. Полянская, Г.И. Захарова, Л.Г. Дьячков, О.В. Щекочихин, В.П. Панина, С.Б. Прокудин, Г.А. Протасов, А.Я. Киперман, Я.Н. Циколь, В.К. Мисник и др.
Славу институту принесли и такие известные преподаватели как Б.Ф. Билимович, автор книги «Физические викторины в средней школе», В.В. Никитин, Н.И. Кравцов, под руководством которого коллективом кафедры был написан учебник «История русской литературы второй половины XIX века», Б.Н. Двинянинов, автор фундаментальных работ по «Слову о полку Игореве» и т.д.
Очная форма обучения
БАКАЛАВРИАТ/СПЕЦИАЛИТЕТ
37.03.01 Психология 1 курс, 4 курс
37.05.01 Клиническая психология, профиль «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс, 5 курс, 6 курс
39.03.02 Социальная работа, профиль «Социальная работа в системе социальных служб» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Английский язык» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» 1 курс, 2 курс, 3 курс
44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Педагогика и психология» 2 курс
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика» 4 курс
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Дошкольное образование и иностранный язык» 4 курс
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «История и обществознание» 1 курс, 2 курс, 3 курс
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «История и культура конфессий» 4 курс
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Русский язык и литература» 1 курс, 4 курс
45.03.02 Лингвистика, профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс
МАГИСТРАТУРА
37.04.01 Психология, профиль «Психология развития»1 курс, 2 курс
39.04.02 Социальная работа, профиль «Организация социальной работы в системе социальных служб» 2 курс
44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Высшее образование» 1 курс, 2 курс
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение в образовании» 1 курс, 2 курс
45.04.02 Лингвистика, профиль «Прикладная лингвистика и лингводидактика» 1 курс, 2 курс
АСПИРАНТУРА
37.06.01 Психологические науки, профиль «Психология развития, акмеология» 1 год обучения
37.06.01 Психологические науки, профиль «Педагогическая психология» 1 год обучения
44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» 1 год обучения, 2 год обучения
44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» 1 год обучения, 2 год обучения, 3 год обучения
44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» 2 год обучения, 3 год обучения
Научно-исследовательский институт «Нанотехнологии и наноматериалы»
Научно-исследовательский институт «Нанотехнологии и наноматериалы» был преобразован в 2015 г. из научно-образовательного центра «Нанотехнологии и наноматериалы», созданного в 2007 г. в рамках реализации Тамбовским государственным университетом имени Г. Р. Державина приоритетного национального проекта «Образование».[источник не указан 450 дней]
Оборудован за счет средств Приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ», других грантов и программ, а также собственных средств университета. Стоимость оборудования превышает 300 млн руб.[источник не указан 450 дней]
Тамбовский государственный педагогический институт (ТГПИ)
В 1930 г. местные власти открыли в Тамбове агропединститут с трехлетним очным сроком обучения и с заочным отделением. В связи с переменами в образовательной политике Центра институт несколько раз менял статус: 1932-1935 гг. – четырехлетний педагогический, 1935-1938 гг. – двухгодичный учительский, 1938-1994 гг. – четырёх-, а затем пятилетний педагогический. Восстановлению полноценного статуса способствовало образование в 1937 г. Тамбовской области в составе РСФСР.
Перемены сопровождались пересмотром структуры, учебных планов, подстраивающими основную деятельность вуза (подготовка учителей-предметников для общеобразовательных школ) к потребностям сферы образования. Бурно рос контингент: 1930 г. – 77 первокурсников, 1940 г. – почти 1200, 1941 г. – 1,5 тыс. Постепенно укреплялся ППС, первоначальное ядро которого составили преподаватели воронежских вузов: 1930 г. – 24 преподавателя (17 совместителей), 1940 г. – 78, в т.ч. один профессор и 10 доцентов.
Коллектив ТГПИ пережил репрессии (репрессированы ректоры А.И. Абиндер, А.И. Пуссеп, А.А. Хаустов) и выдержал тяготы 1941-1945 гг. Ударная работа по сбору средств в фонд обороны – 151561 руб. на строительство торпедных катеров – в апреле 1944 г. удостоилась приветствия Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
После окончания Великой Отечественной войны ТГПИ обеспечил непрерывный рост контингента: 1945 г. – около 1 тыс., 1950-1980 гг. – примерно по 4 тыс. студентов, продолжил стационарную, заочную и вечернюю подготовку учителей. В 1980 г. в связи с пятидесятилетием ТГПИ награжден орденом «Знак Почета». Перемены 1980-1990 гг. институт встретил в составе 8 факультетов (исторического, иностранных языков, русского языка и литературы, физико-математического, начальных классов, химико-биологического, естественно-географического, физического воспитания), пятидесятипроцентной остепененностью, планово стабильным контингентом.