Нейропсихолог

Общие сведения

Нейропсихология – это отрасль медицинской (клинической) психологии, к сфере деятельности которой относятся выявление и коррекция психических процессов, связанных с особенностями функционирования головного мозга человека.

Это междисциплинарная отрасль находится на стыке нейронауки (совокупности научных дисциплин, которые занимаются изучением нейронных процессов) и психологии. Основной задачей нейропсихологии является изучение связи психических процессов и поведения со структурой и функционированием головного мозга.

Психические процессы в нейропсихологии рассматриваются так же, как и в когнитивной психологии — как процессы обработки информации, но нейропсихология при этом обращает внимание на особенности развития, структуры и функционирования мозга человека. К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

  • роли мозга в психической деятельности, а также механизмов, которые влияют на осуществление различных психических процессов;
  • влияния травм и патологий развития мозга на психику;
  • особенностей и этапов развития мозга;
  • нейропсихологических особенностей, которые свойственны детям;
  • методов коррекции различных нарушений психических процессов.

Учитывая различные направления и задачи, присущие данной науке, ее подразделяют на нейропсихологию:

  • Возрастную (детскую или нейропсихологию развития). Этот раздел изучает особенности высших психических функций (ВПФ) и их мозговую организацию у детей, поскольку ВПФ ребенка отличаются от ВПФ взрослого (отличаются более определенным и устойчивым представительством в определенном участке мозга) и меняются от возраста к возрасту. Детская нейропсихология занимается изучением латеральной асимметрии правого и левого полушария, выявляет СДВГ-синдром, минимальную мозговую дисфункцию и другие причины школьной неуспеваемости, а также корректирует выявленные у детей проблемы.
  • Клиническую. Этот раздел занимается изучением нейропсихологических синдромов, которые возникают при поражении определенного участка мозга, и устанавливает связи между травмой, опухолью или кровоизлиянием и происходящими при этом изменениями в психических процессах.
  • Диагностическую, помогающую выявить значение индивидуальных взаимоотношений, которые складываются между полушариями мозга. Нейропсихологический метод помогает решать общие задачи психодиагностики, к которым относятся выявление одаренности, поведение в экстремальных ситуациях и другие индивидуальные различия личности человека.
  • Реабилитационную. Направлена на разработку методов восстановления нарушенных высших психических функций, возникших в результате заболевания как на остром его этапе, так и в виде отдаленных последствий. Нейрореабилитация является комплексной системой, включающей восстановление всех видов высшей психической деятельности (речь, движения и т.д.) и социального статуса пациента.
  • Экспериментальную, которая занимается изучением поведения людей и животных при локальных поражениях мозга. Так, эксперименты А.Р. Лурия позволили изучить и классифицировать нарушения речи и памяти, а в настоящее время этот раздел при помощи нейропсихологических диагностических методов изучает познавательные процессы и эмоциональную сферу человека.
  • Старческого возраста, которая направлена на изучение и терапию различных старческих дегенераций мозга.

Отдельным направлением является нейрокоучинг, позволяющий раскрыть потенциал человека и его когнитивные способности, снизить уровень тревожности и решить другие психологические проблемы с учетом психофизиологических особенностей его развития.

Поскольку нейропсихолог занимается коррекцией психических процессов, его часто путают с психологом. Но эти специалисты отличаются объектом изучения и коррекции – психолог сосредоточен на эмоционально-волевой сфере человека и его эмоционально-личностных проблемах (тревожности, поведенческих нарушениях и т.д.), а нейропсихолог изучает анатомию и физиологию мозга, заболевания ЦНС и корректирует нарушения в развитии, связанные с глубинными мозговыми механизмами.

Нейропсихолог – это специалист, получивший базовое психологическое образование (обычно это клиническая психология) и дополнительное образование по специальности «Нейропсихология».

Сколько длится занятие с нейропсихологом?

Занятие с нейропсихологом длится от 20 минут до часа. Все зависит от конкретного случая, иногда ребенок по определению не готов «выкладываться» более 20 минут. Это его максимум. Постепенно время работоспособности увеличивается. В среднем в одно занятие длится 50 минут.

На занятиях рекомендовано присутствовать родителю (бабушке, няне), который будет заниматься с ребенком дома, ведь коррекция требует регулярности. Представьте, что вы качаете мышцы пресса. Когда вы увидите результат? Не ранее, чем через несколько недель, а то и месяцев. И увидите ли вы его, если будете уделять тренировкам 1 раз в неделю? Нет. В случае с нейропсихологической коррекцией есть параллели. Только качать нужно не мышцы, а мозг. Успешность процесса зависит от его регулярности и закрепления результата.

Нейропсихологическая коррекция в Центре «Доброе Слово»

В первом приёме детский нейропсихолог проводит обследование ребёнка. Диагностика позволяет определить уровень развития ВПФ малыша, его потенциал и имеющиеся проблемы. В зависимости от выявленной патологии нейропсихологом разрабатывается индивидуальная программа коррекции. Она также учитывает возраст малыша, особенности его характера и личности. Индивидуальная коррекционная программа задействует классические методики нейропсихологии детского возраста, сенсорно-ориентированную терапию и приёмы из смежных наук (логопедии, психологии, педагогики, неврологии и пр.).

Занятия включают:

  • дыхательные упражнения;
  • физическую активность;
  • когнитивные игры;
  • сенсорные массажи;
  • логопедические упражнения;
  • задачи на развитие памяти, внимания и концентрации;
  • обучение чтению, письму, счёту и так далее.

Специалист концентрируется не на последствиях, а на причинах, вызывающих сложности в обучении. Например, ребёнок допускает множество ошибок при письме. Это может быть связано не только с безграмотностью, но и с нарушением фонематического слуха, сложностями при концентрации, быстрой утомляемостью и так далее. Выявив причину проблемы, специалист подбирает наиболее эффективный способ её устранения. Заставляя малыша учить правила и переписывать диктанты по несколько раз, вы не добьётесь желаемого результата. Это только приведёт к отторжению, протестному поведению и возникновению комплексов.

Если вы хотите узнать подробнее, что такое нейропсихология детского возраста, запишитесь на консультацию в Центр «Доброе Слово». Наши специалисты всегда готовы помочь родителям получить ответы на желаемые вопросы. Ваш малыш быстро устаёт, плохо ладит со сверстниками, постоянно приносит домой плохие отметки, забывает выполнить домашнее задание? Возможно дело не в его характере, а в особенностях функционирования головного мозга. Обратившись в наш Центр, вы сможете решить подобные проблемы. При этом ребёнок не будет подвергаться стрессу. Занятия проходят в комфортной и доброжелательной атмосфере. Такой подход только мотивирует ребёнка стремиться к новым знаниям.

Кому необходима консультация нейропсихолога?

Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребёнку от 2 до 12 лет.
Дети, которые приходят сегодня на консультацию к нейропсихологу — это дети с задержкой формирования мелкой моторики рук, с общей моторной неловкостью, часто с невнятной речью, слишком подвижные (иногда стоит диагноз гиперактивности с дефицитом внимания).
Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишут и рисуют, у них «оживает» не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – им трудно усидеть на месте).

Нейропсихолог выявит причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы мозга, определит какой его участок «дал сбой», расскажет о сильных и слабых сторонах ребёнка, поможет увидеть его актуальные и потенциальные возможности и предложит пути эффективной помощи в каждом конкретном случае. Ведь банальная безграмотность может быть следствием и неустойчивого внимания, и нарушения различения звуков на слух, и особенностью восприятия, и многого другого. Определив истинную причину, нейропсихолог даст рекомендации по преодолению трудностей процесса обучения, а для детей дошкольного возраста определит индивидуальную стратегию подготовки к школьному обучению и ранней профилактики учебных затруднений. А при необходимости, предложит индивидуальную или групповую программу нейропсихологической коррекции (коррекционно-развивающих и формирующих занятий).

Самый важный довод  для обращения за консультацией к нейропсихологу:

Нарушения работы нервной системы у ребёнка имеют значительно более серьёзные последствия, чем у взрослого. У ребёнка это приводит либо к невозможности дальнейшего развития мозга (остановка развития), либо к развитию патологии (аномальное развитие). У взрослого структура ВПФ (высших психических функций) уже сформирована и нарушения работы нервной системы приводят к нарушению только отдельных её составляющих (например, зрительная пространственная агнозия  у ребёнка приведёт к распаду общих представлений о часах и времени, а  взрослый не сможет лишь правильно определять время по расположению стрелок на часах).

Почему так важно раннее обращение к нейропсихологу (от 2 до 10 лет):

До 10 лет мозговые структуры ребёнка только формируются и в этом периоде возможна результативная психологическая коррекция. Если же время упущено, то ставшие привычными неверные стереотипы поведения ребёнка, создавшиеся сложности в обучении и общении, будут тянуть за собой эмоциональные проблемы ребёнка, общую дезадаптацию и будут с трудом поддаваться коррекционной работе.Нейропсихологическая диагностика показана, если:

  • имеются наследственные заболевания нервной системы, связанные с изменениями генетической информации;
  • беременность или/и роды проходили с патологией;
  • ребёнок был на искусственном вскармливании;
  • ребёнок столкнулся с холодностью и враждебностью матери сразу после рождения;
  • у ребёнка проявились:
  • послеродовая желтуха;  дисгармоничность раннего речевого развития; нарушение срока прорезывания или смены зубов; ранний отказ от дневного сна, нарушение засыпания, беспокойный сон; гипо/гипертонус; метеозависимость; укачивание в транспорте, нарушения равновесия;
  • быстрая утомляемость или возбудимость; частые «простуды»; аллергия; бронхиальная астма; головные боли; проблемы ЖКТ;
  • аутистические проявления или мутизм(отказ разговаривать);навязчивые состояния (навязчивые страхи, навязчивые мысли, навязчивые движения: теребит волосы, дёргает ногами, когда пишет или рисует, грызёт ногти или др.предметы и т.п.); резкие перепады настроения; повышенная тревожность, слезливость, подавленность, другие неадекватные  эмоциональные реакции;
  • диагноз СДВГ(синдром дефицита внимания с гиперактивностью), сложности школьной адаптации; плохое чтение; постоянно  не дочитывает окончания слов или предложений; плохой почерк; обилие грамматических ошибок; трудности счета; непонимание условий задач; «глупые» ошибки «по невнимательности»  (пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально); неровная учёба (то 5, то 2); трудности усвоения понятий право/лево; нарушение звукопроизношения;
  • неусидчивость; невнимательность; суетливость; трудности контактов со сверстниками; неумение организовать свою деятельность; чрезмерная медлительность; случаи «выпадения» из действительности («ребёнок меня как будто не слышит»);
  • неловкость, неуклюжесть, угловатость в движениях;

ребёнок:

  • наблюдается/наблюдался у врача-невролога;
  • получил общий наркоз;
  • пишет, рисует левой рукой;
  • имел ЧМТ(травмы головы);

Кому требуется консультация нейропсихолога

Нейропсихологическое обследование будет полезно пройти каждому ребенку в возрасте 2-12 лет. Сегодня к данному специалисту чаще всего приводят детей, у которых наблюдаются следующие симптомы:

  • недостаточное развитие мелкой моторики рук;
  • общая моторная неловкость;
  • невнятная речь;
  • повышенная подвижность (иногда у таких ребят поставлен диагноз «гиперактивность с дефицитом внимания»);
  • патологические содружественные движения (во время рисования или письма «оживает» язык, ноги, порой все тело)

Нейропсихолог определит причины проблем ребенка, обусловленные спецификой работы его мозга, выяснит, какая его зона «дала сбой». Специалист расскажет родителям о сильных и слабых сторонах маленького пациента, обозначит эффективные способы решения проблем. Ведь, например, банальная неграмотность у школьника может являться следствием неустойчивого внимания, нарушения способности различать звуки на слух, особенностью восприятия и пр.

Определив истинную причину такого состояния, специалист даст конкретные рекомендации, как преодолеть трудности в обучении. Если же ребенок дошкольник, то нейропсихолог подскажет, как подготовить малыша к школе и предупредить возможные проблемы, при необходимости предложит групповую или индивидуальную программу коррекции (специальные занятия).

Как проявляется старение мозга

В зрелом возрасте защитные механизмы уже не успевают исправлять сбои в нервных клетках, поэтому после 30–35 лет появляются первые признаки возрастных изменений — снижается объем оперативной памяти, которая отвечает за запоминание актуальных действий и событий. Например, человек может забыть, где оставил припаркованную машину, купить некоторые продукты из списка покупок или что делал сегодня утром.

Старение мозга означает, что у пожилых людей замедляются когнитивные процессы. Но это замедление некритическое — здоровые пожилые люди без нервных и психических болезней тоже запоминают номера телефонов, номерные знаки или место, где оставили ключи от двери, но для восстановление событий из памяти им нужно больше времени, чем молодым.

С возрастом у пожилых уменьшается объем накопленных знаний, начинают пропадать события из автобиографической памяти. При этом процедурная память, которая отвечает за хранение информации о навыках, практически не нарушается. Например, если юноша когда-то научился ездить на велосипеде или водить машину, то в пожилом возрасте он не забудет, как управлять транспортом, но может забыть, по какой дороге добирался в училище, как звали первого начальника на работе или как называется столица Германии. То же касается мышечной памяти: навыки, например, игра на музыкальном инструменте или умение танцевать, закрепляются практически до конца жизни.

У пожилых людей снижается концентрация внимания. С возрастом становится все труднее сконцентрироваться на задаче или сосредоточиться на разговоре в шумном месте. Также снижается способность к разделению внимания. Если в молодости возможно одновременно готовить ужин и внимательно слушать играющее на фоне радио, то в пожилом возрасте это сделать уже труднее — нужно больше сил, чтобы выполнять несколько дел одновременно.

Чем нейропсихолог отличается от других специалистов, работающих с детьми

— Чем нейропсихолог отличается от невролога, психолога, логопеда, дефектолога? 

— Психологи занимаются в основном эмоциональными проблемами, эмоционально-личностной сферой ребенка, реже — познавательными процессами: памятью, вниманием, мышлением. Логопед специализируется на речевой системе, разных составляющих речи, правильной артикуляции, возможности правильно слышать, развитии фонематического восприятия

В речевой системе много мелких компонентов, на которые он обратит внимание. Это и грамматически правильные фразы, и верное употребление слов, и словарный запас, и умение называть какие-то объекты, которые ребенок увидел — не просто цветок, а конкретный — тюльпан, ромашка. 

Логопед специализируется на речевой системе, разных составляющих речи, правильной артикуляции, возможности правильно слышать, развитии фонематического восприятия

В речевой системе много мелких компонентов, на которые он обратит внимание. Это и грамматически правильные фразы, и верное употребление слов, и словарный запас, и умение называть какие-то объекты, которые ребенок увидел — не просто цветок, а конкретный — тюльпан, ромашка. 

Но, к сожалению, большинство логопедов ставят звуки и на этом работа с ребенком заканчивается. Многие компоненты речевой системы оказываются неразвитыми. И иногда к нейропсихологам приходят такие дети, мы помогаем им научиться говорить связно, грамматически верно, лексически красиво.

Если нейропсихолог — это специалист сопровождения, который часто использует педагогические методы, то невролог — это врач, который ставит диагнозы и назначает лечение. Я как нейропсихолог не имею права ставить диагнозы «дислексия», «дисграфия», «дискалькулия». Я описываю симптоматику, предполагаю механизмы нарушения или трудностей ребенка. 

Врач назначает медикаментозную поддержку, если это нужно. Я некомпетентна даже БАДы предлагать — рыбий жир, витамины. Могу рассказывать только о различных педагогических воздействиях или каких-то других развивающих методиках. 

— «Я еще не родила, но уже записала ребенка к нейропсихологу». Как вам такое сообщение с форума?

— Во время беременности записываться к нейропсихологу точно не нужно. Нейропсихолог — специалист, к которому обращаются, если действительно что-то беспокоит в развитии и обучении ребенка.

И большинство нейропсихологов работают с детьми, начиная от старшего дошкольного возраста. Довольно мало специалистов, которые работают с ранним возрастом, это особая специфика.

Чем нейропсихолог отличается от других специалистов

Сможете с ходу сказать, чем отличаются психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр, дефектолог, нейропсихолог? Давайте попробуем разобраться. Для начала разделим профессии на две большие группы: врачи и… не врачи.

Врачи

К первой категории относятся психиатры и психотерапевты.

Психиатр лечит или стабилизирует тяжелые психические состояния пациентов. Разговаривать и увещевать в таких случаях уже поздно, применяются медицинские препараты.

Психотерапевт — пограничный специалист. Это психиатр, который прошел дополнительное обучение по психологии. Он и лекарство пациенту выписать может, и словом вылечить. Оказывается, не всегда тяжелые состояния поздно лечить словом, комплексная терапия может быть эффективнее.

Не врачи

Вторая группа — это гуманитарные специалисты или педагоги-психологи.

Психолог работает со здоровыми людьми. Он выслушает, поможет найти причину конфликта или ссоры, посоветует, где искать решение. С расстройствами психики он не работает.

Клинический психолог — тоже еще не врач, хотя практикует в медицинских учреждениях. Он не может выписывать лекарства или ставить медицинские диагнозы, просто работает с немного более тяжелыми случаями, чем психолог.

Дефектолог помогает справиться с дефектами психических функций, зона его ответственности — преимущественно дети, хотя и взрослые клиенты тоже бывают. В арсенале дефектолога развивающие упражнения и игры. Если какую-то функцию полностью восстановить не выходит, ищется способ заместить недостающий навык. Например, не выходит читать — будем слушать.

Нейропсихолог работает с теми же дефектами, но ищет их причину в соответствующих зонах головного мозга… Ну об этом мы уже писали выше. Словом, нейропсихолог — тоже не врач, хотя эта педагогическая специальность и граничит с медициной.

Как проводится диагностика?

Нейропсихологическая диагностика осуществляется в светлом просторном кабинете, где нет посторонних людей или отвлекающих факторов и специалист остается с ребенком один на один.

При этом обстановка должна быть спокойной и доброжелательной: ребенок должен чувствовать себя комфортно.

Нейропсихолог общается с ребенком короткими фразами, простым языком. Это нужно для того, чтобы малыш лучше понимал, что от него хотят.

Диагностика проводится в игровой форме, в виде тестов и упражнений. Длительность ее проведения составляет:

  • не более 30 минут для детей дошкольного возраста;
  • 40-50 минут для учащихся в начальной школе;
  • 1-1,5 часа для детей 10-12 лет.

Нейропсихологическая диагностика включает в себя исследования:

  • двигательных функций;
  • письма, счета и чтения;
  • способности узнавать предметы с помощью органов чувств;
  • уровня интеллектуального развития;
  • памяти;
  • речевых функций;
  • межполушарной асимметрии (праворукость и леворукость).

Как работает детский нейропсихолог?

Для успешной работы специалиста необходимы 5 шагов:

Шаг 1. Диагностика ребенка.

Консультация начинается с беседы с родителем. Специалист собирает анамнез (информацию о родах, о том, как развивался с момента рождения и дальше). Например, наличие гипоксии у ребенка в родах может отражаться на его особенностях развития сегодня.

Затем проводится обследование. Ребенку предлагаются различные задания, чтобы понять как развиты его психические функции. Например, рассмотреть и назвать наложенные или недорисованные картинки, запомнить ряд слов или символов, скопировать рисунок, посчитать в уме, описать серию рисунков, выполнить двигательные пробы. Эти, казалось бы, простые задания помогают проанализировать восприятие, зрительную и слухоречевую память, особенности саморегуляции, пространственные представления, тонкую моторику рук и общую координацию движений, процессы мышления, речь.

Скажем, копирование сложного графического рисунка даёт нейропсихологу возможность оценить уровень развития представлений о пространстве и о том, как ребёнок анализирует зрительную информацию. Изменения размеров, разворот отдельных элементов или всего рисунка, рисование отдельными «кусочками» — эти проявления, позволяют понять причины трудностей в овладении письмом, усвоении образа букв, разрядности чисел.

Важно КАК ребенок выполняет задания. Наблюдая, детский нейропсихолог делает выводы о развитии у него саморегуляции и самоконтроля

Это одни из самых сложных функций головного мозга, которые влияют на то, насколько легко ребенок переключается с одного задания на другое, выслушивает ли инструкции до конца или импульсивно бросается их выполнять, насколько сильно отвлекается и какие именно задания вызывают наибольшие затруднения, как хорошо он замечает и исправляет свои ошибки.

Всю эту информацию специалист анализирует и делает выводы об особенностях развития ребенка.

Шаг 2. Составление программы коррекции.

После диагностики и консультации нейропсихолог составляет для ребенка план действий или программу коррекции, которая поможет ему писать аккуратнее, лучше себя контролировать или выполнять спокойно домашние задания — в зависимости от целей нейропсихологических занятий.

Шаг 3. Работа с ребенком.

Занятия могут проводиться как в группе, так и индивидуально. Обычно это 1-2 встречи в неделю.

На этом этапе очень важно выполнение домашних заданий с родителем — отработка упражнений по рекомендации специалиста. Также необходима регулярность занятий

От этих условий зависят результаты.

Сами занятия представляют собой различные игры и упражнения, которые подбираются нейропсихологом исходя из результатов диагностики. Например, если ребенку сложно высидеть урок, то это будут задания, направленные на повышение работоспособности. Если выявлены трудности с самоорганизацией и с усидчивостью, то это будут задания на развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Шаг 4.

В процессе работы с ребенком нейропсихолог проводит дополнительную диагностику, чтобы определить динамику ребенка, поставить новые цели или подвести итоги работы.

Шаг 5.

При необходимости к курсу нейропсихологической коррекции подключаются другие специалисты центра «Август»- логопед или дефектолог и психолог. Их совместные усилия помогают ребёнку улучшить свои результаты.

В нашем психологическом Центре мы придерживаемся мнения, что диагностика и коррекция нужны не для того, чтобы поставить диагноз или повесить ярлык, а для того, чтобы учесть особенности ребенка. Мы хотим помочь ему использовать свои сильные стороны и получить необходимую помощь там, где есть какие-то трудности. Работа со специалистами Центра «Август» поможет вам лучше понять своего ребенка.

Как найти хорошего детского нейропсихолога?

Психолог или детский психиатр — специальности уже привычные для родителей, без их осмотра и заключения практически невозможно «попасть» в детский сад или школу, а вот с нейропсихологами пока, к сожалению, дело обстоит иначе. Эти специалисты еще не успели стать модными и понятными, хотя в специализированных детских образовательных учреждениях, например, потребность в них весьма велика. Именно поэтому квалифицированного детского нейропсихолога в Москве, крупнейшем городе России, достаточно сложно найти, не говоря уже о менее крупных городах и удаленных от центра регионах.

Подготовка такого специалиста должна занимать длительное время, а также требует от него большого количества знаний в смежных областях: нейрофизиологии, психиатрии — детской и возрастной, клинической психологии и многих других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector