Музыкальные вузы россии 2021
Содержание:
- Кто такой музыкант?
- Высшее образование в Греции и странах Европы
- Поступление в музыкальный вуз
- Особенности профессии
- Среднее-специальное образование
- Плюсы и минусы профессии
- Особенности обучения
- Музыкальные ВУЗы
- Начальное музыкальное образование
- Структура образовательной программы «Музыкальное образование»
- О специальности
- Как поступить в музыкальный вуз
Кто такой музыкант?
Музыкант — это очень широкое понятие для профессий, которые связаны с исполнением и созданием музыкальных произведений. Профессия относится к творческому типу личности.
Музыкальные вузы: как стать музыкантом?
Рассмотрим самые распространенные профессии, связанные с музыкой:
- Композиторы и аранжировщики. Композиторы сочиняют музыку, аранжировщики, в свою очередь, адаптируют музыку для исполнения (например, для одного вокалиста или для целого хора).
- Исполнители музыки. Это большая плеяда музыкантов, включающая не просто певцов и вокалистов, но и исполнителей инструментальной музыки, а также дирижеров.
- Продюсеры и арт-менеджеры. В сфере музыки также можно заниматься менеджментом и организовывать разнообразные концерты и мероприятия.
- Звукорежиссеры. Без этих людей мы не смогли бы нормально смотреть наши любимые сериалы на Нетфликсе или слушать любимых исполнителей.
- Музыкальные критики и обозреватели, педагоги. Этот блок профессий более узких. Критики и обозревали всегда в курсе последних событий в мире музыки и могут разбить в пух и прах новый альбом модного рэпера.
Специальности среднего профессионального образования из приказа Министерства Образования РФ:
53.02.02 |
Музыкальное искусство эстрады (по видам) |
53.02.03 |
Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) |
53.02.04 |
Вокальное искусство |
53.02.05 |
Сольное и хоровое народное пение |
53.02.06 |
Хоровое дирижирование |
53.02.06 |
Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель |
53.02.07 |
Теория музыки |
53.02.08 |
Музыкальное звукооператорское мастерство |
53.02.09 |
Театрально-декорационное искусство (по видам) |
Направления подготовки высшего образования из приказа Министерства Образования РФ:
Бакалавриат
53.03.01 |
Музыкальное искусство эстрады |
53.03.02 |
Музыкально-инструментальное искусство |
53.03.03 |
Вокальное искусство |
53.03.04 |
Искусство народного пения |
53.03.05 |
Дирижирование |
53.03.06 |
Музыкознание и музыкально-прикладное искусство |
Специалитет
53.05.01 |
Искусство концертного исполнительства |
53.05.02 |
Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором |
53.05.03 |
Музыкальная звукорежиссура |
53.05.04 |
Музыкально-театральное искусство |
53.05.05 |
Музыковедение |
53.05.06 |
Композиция |
53.05.07 |
Дирижирование военным духовым оркестром |
Магистратура
53.04.01 |
Музыкально-инструментальное искусство |
53.04.02 |
Вокальное искусство |
53.04.03 |
Искусство народного пения |
53.04.04 |
Дирижирование |
53.04.05 |
Искусство |
53.04.06 |
Музыкознание и музыкально-прикладное искусство |
Высшее образование в Греции и странах Европы
Хотите получить престижное и конкурентное высшее образование в Греции с приобретением ВНЖ в Европе? Компания «PIFAGOR ACADEMY» станет вашим надежным проводником на пути к диплому единого европейского образца.
Сегодня Греция декларирует лояльное отношение к студентам-нерезидентам, вплоть до зачисления только на основании стандартного аттестата о среднем образовании, обширных программ льготного и грантового обучения. Такие привилегии обусловлены заинтересованностью государства в молодых и амбициозных иностранных специалистах. Автоматизированная процедура отбора, свободная система выбора ВУЗа, пять образовательных векторов, включая юриспруденцию, менеджмент и медицину, а также право на работу в стране – все это предлагает иностранным студентам Родина Пифагора.
Европейское образование в Греции – преимущества:
- Беслатное обучение с поступлением без экзаменов
- Обучаться в Греции означает получить качественное и доступное высшее образование. Несмотря на кризис, Греция продолжает предоставлять привилегии для иностранцев.
- Зачисление может осуществиться без физического присутствия абитуриента на территории греческого государства.
- Право сменить факультет в рамках ВУЗа в течение первого года обучения.
- Право притязать на стипендию при условии успешной учебы.
- Возможность участвовать в программах обмена студентами со странами Европы и проходить стажировку в престижных европейских компаниях.
- Греческий диплом свободно котируется в странах ЕС, СНГ, а также в Северной и Южной Америке.
- При поступлении иностранный студент может обрести вид на жительство в Греции с правом свободно перемещаться по всей территории шенген-зоны Европы.
- Иностранным студентам, не владеющим греческим, после поступления предоставляется год для изучение языка.
С образовательной компанией PIFAGOR ACADEMY у вас есть отличная возможность отправиться в Грецию и самостоятельно выбрать ВУЗ, в котором вы хотели бы учиться. Находясь на территории Греции, с помощью наших специалистов вы также сможете получить высшее образование за рубежом, включая престижные британские и американские учебные заведения. Языковые программы, образовательные экскурсии по Топовым греческим ВУЗам, доступные каникулярные программы, качественная подготовка к международному экзамену IELTS – все это превращается в реальность с PIFAGOR ACADEMY.
Поступление в музыкальный вуз
Итак, если вы все же решили связать свой профессиональный путь с музыкой, то выбор перед вами открывается большой: и направлений много, и вузов. Везде свои требования.
Творческое/профессиональное испытание в вузе
Для музыкального направления естественно наличие дополнительного экзамена, который оценивает способности абитуриентов. Каждый вуз здесь устанавливает свои правила, регламентируемые приемной комиссией. Рекомендуем ознакомиться с ними заранее на сайте приемной комиссии и готовиться по рекомендуемой вузом программе.
Например, в Консерватории имени Чайковского следующие испытания:
Раздел «Приёмная комиссия»
Поступление в музыкальный вуз по олимпиаде
Есть еще возможность попасть в музыкальный вуз мечты — поучаствовать в олимпиадах из перечня Министерства Образования:
- Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных колледжей
Провидится Нижегородской Государственной Консерваторией им. М.И. Глинки. На сайте консерватории можно почитать об олимпиаде. Ее результаты учитываются при поступлении в вузы, однако регламентируется каждым вузом в отдельности. По некоторым направлениям победителям олимпиады присуждается 100 баллов по профильному ЕГЭ.
- Межрегиональная открытая олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам
Проводится Саратовская консерватория имени Л.В. Собинова для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств. Эта олимпиада также учитывается при поступлении, порядок также регламентирует вуз, но возможности приравнять победу к 100 баллам по профильному ЕГЭ нет.
Особенности профессии
Сонграйтер – это призвание, ведь в эту профессию нередко входят люди, которые являются новичками в мире музыки. Ими движут талант и бурная фантазия, однако начальное или высшее музыкальное образование станет несомненным плюсом. Сонграйтеры должны не только уметь работать с текстами и музыкой, но и устанавливать полезные деловые знакомства. Если сонграйтер отличается низкой коммуникабельностью, то ему будет сложно наладить сотрудничество с известными продюсерами или исполнителями.
Многие сонграйтеры начинают с малого, например, подбирают аккорды на гитаре, потом осваивают синтезаторы и цифровые пианино, за чем следует изучение мастерства аранжировок. Путь от новичка до опытного сонграйтера может занять годы, однако потраченное время того стоит: талантливые songwriter в мире музыки ценятся на вес золота
Обратите внимание на то, что сонграйтера нельзя сравнивать с музыкантом или автором песен. Человека, который занимается написанием текстов песен, в индустрии называют поэтом, музыку – композитором
Сонграйтер – универсальный специалист, который создает самостоятельную композицию.
Среднее-специальное образование
С того момента, когда ученик музыкальной школы принимает для себя решение заниматься музыкой профессионально, начинается этап подготовки к поступлению в музыкальное училище или колледж. При поступлении абитуриент должен будет пройти творческие испытания по той специальности, которую он выбрал, а также сдать экзамены по общеобразовательным дисциплинам, которые являются обязательными. Сегодня выбор средне-специальных учебных заведений широк. Это не только музыкальные училища и колледжи, которые совершенствуют игру на том или ином музыкальном инструменте или профессионально оттачивают вокальные навыки вчерашних школьников. С начальным музыкальным образованием можно поступать в училища культуры, чтобы по окончании реализовать себя в сфере культуры. Можно выбрать музыкально-педагогическую специальность, для дальнейшего преподования музыки в детском саду, школе, студии, музыкальной школе. А вот для того, что бы выступать на эстраде, можно закончить эстрадно-цирковое училище или колледж.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Сонграйтеры являются очень востребованными специалистами, однако уровень популярности определяет талант.
- Достойный доход, ведь стоимость одной песни может превышать сотни тысяч долларов.
- В случае успеха сонграйтер имеет перспективы сотрудничества с известными музыкантами, певцами, другими представителями творческой среды.
- Возможность работать в сфере без профильного образования, но без музыкального слуха осуществить это невозможно.
- Сонграйтеры могут сменить сферу деятельности, став поэтом-песенником, композитором, продюсером и т. д.
- Талантливые сонграйтеры получают контракты с крупными российскими и зарубежными лейблами.
Минусы
- Для работы в этой сфере нужен природный талант, дополненный усердностью и трудолюбием.
- Высокая конкуренция, ведь лишь единицы из всех сонграйтеров восходят на звездный Олимп.
- Не все песни, созданные начинающим сонграйтером, будут пользоваться популярностью и продаваться. Из 100 созданных композиций, возможно, продадутся лишь 1-2.
- Профессиональное выгорание, связанное с повышенными эмоциональными нагрузками.
Особенности обучения
Особенностями обучения в российских вузах музыкальной направленности, разумеется, является упор в основном на получение профессиональных знаний в выбранном предмете (будь это вокальное или инструментальное направление, мастерство звукорежиссуры, искусство дирижирования и т.д.). Что касается остальных учебных циклов, определённых новыми ФГОС для музыкального ВПО, то содержание планов обучения в них следующее:
- в экономическом, гуманитарном и социальном цикле студентам преподают историю, философию, русский язык и культуру речи, а также иностранные языки;
- в педагогический цикл входят занятия по методике преподавания всех, относящихся к музыкальному искусству, дисциплин, а также музыкальной психологии и педагогике;
- отдельным циклом для вузов этой направленности является цикл, посвящённый изучению истории развития и теоретических основ российского и зарубежного музыкального искусства, а также эстетику искусства, обязательные занятия по фортепиано и основы безопасности жизнедеятельности;
- цикл профильной подготовки включает в себя – в зависимости от выбранной специальности – предметы по музыковедению, музыкальной журналистике, изучение этноса и фольклора. Отдельной строкой – древнерусское певческое искусство, работу с партитурами, изучение особенностей аранжировки, компьютерную обработку звука и, наконец, ведение менеджмента в музыкальной индустрии.
Качество обучения
Как уже было сказано выше — несмотря на не всегда должный уровень финансирования и некоторые другие проблемы, даже среднее качество обучения по вузам музыкальной направленности в России остаётся очень высоким
И, наряду с эстрадно-цирковым и театральным искусством, выпускники этих учебных заведений могут похвастаться высочайшим вниманием и уважением к ним в любой, серьёзно относящейся к музыкальному искусству, стране мира
Одной из причин такого уровня является высокая степень преемственности, принятая в музыкальных семьях. Благодаря которой внуки зачастую идут по стопам отцов – как те, в своё время, шли по стопам дедов. В результате в музыкальных академиях и консерваториях очень велико влияние ещё прежней, советской школы и вокального, и хорового, и инструментального, и дирижёрского искусств – и единственной проблемой на сегодняшний день служит старение элиты преподавательского состава.
Музыкальные ВУЗы
Чтобы стать магистром в музыке, получить статус «маэстро», музыканты, прошедшие первые две ступени музыкально образования, поступают в высшие музыкальные заведения: консерватории, институты культуры, университеты с музыкальной специализацией, академии искусств и т. п. Что дает им такое образование? Музыкальные ВУЗы дают своим ученикам узкоспециальные знания академического уровня, совершенствуют и корректируют музыкальные умения своих студентов в игре на инструменте или в вокале, доводя их до самого высокой степени, какая доступна каждому отдельному студенту, с учетом величины его таланта и приложенных им усилий и старания. Целью обучения в ВУЗе является приобретение студентом высокого профессионализма.
В подтверждение этого можно упомянуть о том, что из консерваторий и музыкальных академий вышли виртуозные музыканты, известные композиторы, знаменитые певцы мирового уровня, талантливые признанные дирижеры и великолепные педагоги.
Начальное музыкальное образование
Традиционно базовым музыкальным образованием является обучение в музыкальной школе по установленной программе с основными обязательными учебными дисциплинами. Классические музыкальные школы максимально нацелены на дальнейшую профессиональную ориентацию своих учеников в музыкальной сфере. Поэтому здесь дети не только осваивают игру на конкретном выбранном инструменте, но и изучают нотную грамоту, теорию и историю музыки, сольфеджио и основы композиции, сольного и хорового пения, обучаются игре в ансамбле или оркестре. Срок обучения в этих школах строго определен, и выпускники получают свидетельство об окончании 7, 8 или 10 лет учебы. Базовое 7-8 летнее музыкальное образование дает право для поступления в средние специальные учебные заведения с музыкальным уклоном.
Еще больше преимуществ получают выпускники специализированных музыкальных школ. Особо талантливые, с высоким уровнем успеваемости, ученики таких школ могут даже претендовать после 10-летнего обучения на поступление сразу в музыкальные ВУЗы.
В отличие от классических музыкальных школ, музыкальные студии и кружки, а также частные школы неполного цикла образования, даже отдельные педагоги-музыканты, могут давать узкое музыкальное образование или факультативное, например, обучая только вокалу или только сугубо игре на определенном инструменте. В результате такого обучения дети не всегда получают весь объем необходимых музыкальных знаний и навыков, которые бы позволили им в дальнейшем пройти конкурс в средне-специальные музыкальные заведения. Однако положительным итогом подобного обучения становится эстетическое и культурное развитие ребенка, расширение его кругозора и объема знаний.
Структура образовательной программы «Музыкальное образование»
Основная профессиональная образовательная программа для имеющих основное общее образование предусматривает изучение следующих дисциплин, сформированных в учебные циклы:
Компонент среднего (полного) общего образованияИностранный язык, обществоведение (включая экономику и право), математика и информатика, естествознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, русский язык, литература.
Общегуманитарный: основы философии, история, иностранный язык, физическая культура;
Математический и общий естественнонаучный:
Математика, информатика и информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
Общепрофессиональный: педагогика, психология, возрастная анатомия, физиология, гигиена, правовое обеспечение профессиональной деятельности, история музыки и музыкальная литература, элементарная теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений, сольфеджио, ритмика и основы хореографии, безопасность жизнедеятельности;
Профессиональный модуль: теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, вокальный класс, хоровой класс и управление хором, музыкально-инструментальный класс, основы методической работы учителя музыки и музыкального руководителя.
В основной профессиональной образовательной программе для имеющих среднее (полное) общее образование исключается цикл Компонент среднего (полного) общего образования.
О специальности
Областью профессиональной деятельности выпускников является музыкальное образование детей в учреждениях дошкольного и среднего образования.
Основными видами профессиональной деятельности являются:
- Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях;
- Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в образовательных учреждениях;
- Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность;
- Методическое обеспечение процесса музыкального образования.
Как поступить в музыкальный вуз
Экзамены
Как и в любом другом вузе РФ, для поступления необходимо сдать соответствующие ЕГЭ. Обычно требуется обязательная сдача экзаменов по двум предметам: русский язык и литература, но некоторые направления требуют сдачи и других дисциплин, например, истории.
Помимо ЕГЭ, обязательно нужно пройти дополнительные вступительные испытания (ДВИ).
Дополнительные вступительные испытания
Одно из них зависит от факультета, второе одинаково для всех направлений — экзамен по сольфеджио (дисциплина, изучающая нотную грамоту и развивающая слух), который обычно включает в себя:
- написание музыкального диктанта;
- пение по нотам с тактированием незнакомой мелодии;
- пение любой гаммы;
- пение главных трезвучий, их обращения; септаккордов; доминантсептаккордов, их обращения;
- определение на слух аккордов.
Третий экзамен по музыкальной грамоте, включает в себя различные для каждого из направлений части, к примеру, для фортепианного и струнного отделения:
- чтение хроматических гамм мажора и минора;
- построение от звука аккордов;
- демонстрирование знания пауз, длительностей, ступеней гаммы, основных видов метра и видов тональностей, названий элементов грамоты (октав и пр.), знаков в ключе мажорной и минорной тональности, знаков альтерации (диез, бемоль, бекар), обозначений мажорных и минорных тональностей, квинтового круга тональностей;
- демонстрирование умения играть на фортепиано гаммы (мажорные и минорные), ноты в басовом и скрипичном ключах, увеличенные и уменьшенные интервалы (с последующим разрешением).
Четвертый экзамен проводится в форме коллоквиума — определения преподавателем глубины знаний музыкальной литературы и истории музыки в форме разговора.
Кроме того, необходимо исполнить произведение (романс, этюд, сонату и пр.) на самостоятельно выбранном инструменте, уровень сложности зависит от требований конкретной организации (при поступлении на дирижирование или музыкальную теорию произведение исполняется на фортепиано).
Документы
Перечень необходимых документов:
- заявление с просьбой о поступлении;
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- аттестат, диплом или любой другой документ, удостоверяющий предыдущее образование;
- информация о результатах ЕГЭ (достаточно просто указать действительные баллы);
- медицинскую справку формы 086/y;
- две фотографии 3х4;
- военный билет (если имеется).
Если абитуриенту на момент поступления еще не исполнилось 18 лет, он обязан прийти с родителем или официальным представителем. Некоторые вузы позволяют принести согласие на обработку персональных данных, подписанное родителем/представителем, но эту информацию нужно уточнять на официальном сайте учебной организации.
Помимо этого, некоторые учебные заведения в обязательном порядке требуют свидетельство об окончании ДМШ (Детской музыкальной школы), в особенности отделения фортепиано, скрипки, аккордеона-баяна. Другим же вузам и отделениям, например, эстрадного или классического вокала, его предоставлять желательно, если есть.
Порядок действий
Чтобы успешно поступить в высшее учебное заведение, а еще лучше — на бюджетной (то есть бесплатной) основе, нужно придерживаться следующего порядка действий:
- Определиться с вузом и отделением заранее.
- Узнать, какие ЕГЭ требует желаемое место поступления.
- Сдать ЕГЭ на необходимое количество баллов.
- Подать копии документов в вуз в числах, указываемых на официальном сайте.
- Пройти дополнительные вступительные испытания.
- Дождаться публикации рейтинга поступающих и отслеживать его.
- В случае поступления подать заявление о согласии на зачисление и подлинники аттестата и/или диплома.