Результаты мониторинга эффективности российских вузов
Содержание:
Анализ, адресные рекомендации
Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных показателей обеспечивает:
-
анализ результатов уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
-
анализ качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций
-
анализ базовой подготовки обучающихся в образовательной организации
-
анализ подготовки обучающихся высокого уровня в образовательной организации
-
анализ организации получения образования обучающимися с ОВЗ в образовательной организации
-
анализ объективности результатов внешней оценки в образовательной организации
-
анализ условий осуществления образовательной деятельности
-
анализ организации профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся в образовательной организации
-
анализ формирования резерва управленческих кадров на территории городского округа город Воронеж ласти
-
анализ результатов оценки компетенций руководителей образовательных организаций
Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:
-
педагогам образовательных организаций
-
руководителям образовательных организаций
- Письмо ВИРО им. Бунакова № 01-12:109 от 03.02.2020 «О направлении аналитических материалов»
Основные показатели эффективности ВУЗов
В исследовании 2017 года приняли участие 769 ВУЗов и 692 филиала образовательных организаций разной формы собственности (государственные, муниципальные и частные).
Эффективность деятельности ВУЗов оценивалась на основании показателей, характеризующих:
- Образовательную деятельность – средний балл ЕГЭ;
- Научно-исследовательскую деятельность – объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного сотрудника;
- Международную деятельность – процентное соотношение иностранных студентов к общей численности обучающихся;
- Финансово-экономическую деятельность – доходы образовательной организации в расчете на одного сотрудника;
- Зарплата профессорско-преподавательского состава – процентное соотношение зарплаты сотрудников к средней зарплате по региону;
- Трудоустройство – процентное соотношение выпускников, трудоустроившихся в следующем после выпуска году, к общей численности выпускников;
- Дополнительные показатели – доля студентов-спортсменов, доля сотрудников, имеющих государственные награды, доля обучающихся по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки и т.д.
Зачем нужен мониторинг?
Развитие и улучшение, поднятие образования на новый, более высокий уровень – основная цель регулярного мониторинга эффективности ВУЗов.
Мониторинговые исследования показывают:
- качество работы преподавательского состава, а также степень усвоения программного материала студентами;
- системность, цели и задачи обучения, методы изложения материала. Использование технических средств обучения и контроля знаний существенно упрощают учебный процесс и помогают рационально расходовать время студента и преподавателя, отведенное для учебы;
- структуру и формы, дающие возможность получать знания в оптимальных условиях. Статистические данные мониторинга отражают количество профильных ВУЗов в каждом регионе, стационарные и заочные формы обучения, а также материальные условия, созданные для самостоятельной учебной и научной деятельности;
- результативность учебного процесса, которая отображается в данных о трудоустройстве выпускников по специальности.
Мониторинг включает ряд других пунктов оценивания, касающихся контроля и управления учебным процессом. Регулирование бюджетных средств, направляемых на повышение качества высшего образования, также опирается на результаты исследований.
Отметим, что по сравнению с прошлогодними результатами исследований количество ВУЗов, улучшивших результаты по четырем и более показателям, увеличилось в 2,5 раза. То есть, мониторинги доказывают свою эффективность и положительное влияние на повышение качества обучения.
Практически все направления подготовки повысили свою привлекательность для абитуриентов
Это отражает развитие экономики России, ее диверсификацию. Сегодня практически каждый хороший профессионал, в какой бы области он ни работал, может рассчитывать на успешную карьеру и достойное вознаграждение. Постепенно представление об этом распространяется среди населения, формируя спрос сильных абитуриентов на самые разные направления и специальности. С другой стороны, выросло качество образовательных программ, они становятся более привлекательными.
На 32 из 67 укрупненных направлений подготовки зачислено больше половины отличников. Это те направления, которые пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов и их родителей. В прошлом году таких направлений было 28 – на 4 меньше.
11 направлений имеют средний балл 80+: традиционно среди них юриспруденция, востоковедение, реклама и связи с общественностью, лингвистика и экономика. В этом году к ним впервые добавились политология и дизайн.
Еще 21 направление имеет от 70 до 80 баллов. В их числе здравоохранение, информатика и вычислительная техника, математика, физика, нефтегазовое дело. В этом году порог 70+ перешагнули такие направления, как химия, химическая и биотехнология, информатика и вычислительная техника.
Буквально «на пороге», имея 69 баллов, остановились педагогическое образование, авиационная и ракетно-космическая техника, приборостроение и оптотехника, автоматика и управление. В этом году не осталось ни одного направления подготовки, где в целом по стране было бы принято больше половины «троечников». Несколько улучшили свои результаты металлургия и сельское и рыбное хозяйство.
При этом надо отметить, что такие крупные группы направлений подготовки, как сельское и рыбное хозяйство, транспортные средства, технологические машины и оборудование, экология – до сих пор имеют неприемлемо низкий уровень знаний очень большой части студентов, зачисленных на бюджетные места.
Далеко не во всех случаях это объясняется недостаточным спросом на таких специалистов в соответствующем регионе. Ответственность лежит и на вузах, прикладывающих недостаточные усилия к модернизации своих учебных программ, и на учредителях этих вузов.
Качество бюджетного приема в вузы 2018-2017рейтинг по данным ФИС «Прием» (по состоянию на 14.09.18)
Качество бюджетного приема в вузы 2018-2017 (включены вузы с приемом на бюджет больше 300 чел.)рейтинг по данным ФИС «Прием» (по состоянию на 14.09.18)
Основные показатели мониторинга по округам
В последнем мониторинге принимали участие ВУЗы всех отраслевых направлений, расположенные в восьми федеральных округах и почти во всех региональных центрах РФ.
Центральный округ
В мониторинге приняло участие 438 организаций высшего образования (в том числе 156 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 49 ВУЗов, в том числе:
- Ярославский государственный медицинский университет;
- Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина;
- Тверской государственный университет;
- Российский государственный университет туризма и сервиса;
- Государственный университет по землеустройству.
Северо-Западный округ
В мониторинге приняло участие 152 организаций высшего образования (в том числе 60 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 20 ВУЗов, в том числе:
- Череповецкий государственный университет;
- Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена;
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
- Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина;
- Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта.
Приволжский округ
В мониторинге приняло участие 273 организаций высшего образования (в том числе 155 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 40 ВУЗов, в том числе:
- Вятский социально-экономический университет;
- Тольяттинский государственный университет;
- Самарский государственный экономический университет;
- Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки;
- Башкирский государственный университет.
Южный округ
В мониторинге приняло участие 151 организаций высшего образования (в том числе 92 филиала). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 16 ВУЗов, в том числе:
- Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина;
- Ростовский государственный экономический университет;
- Донской государственный технический университет;
- Армавирский государственный педагогический университет;
- Волгоградский государственный университет.
Северо-Кавказский округ
В мониторинге приняло участие 95 организаций высшего образования (в том числе 50 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли только 2 ВУЗа, а именно:
- Северо-Кавказский институт (филиал РАНХиГС);
- Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.
Уральский округ
В мониторинге приняло участие 112 организаций высшего образования (в том числе 59 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 12 ВУЗов, в том числе:
- Уральский федеральный университет им. Б.Н.Ельцина;
- Курганский государственный университет;
- Тюменский индустриальный университет;
- Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет;
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.
Сибирский округ
В мониторинге приняло участие 165 организаций высшего образования (в том числе 80 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 22 ВУЗа, в том числе:
- Новосибирский государственный университет экономики и управления;
- Сибирский государственный университет геосистем и технологий;
- Омский государственный технический университет;
- Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф.Войно-Ясенецкого;
- Иркутский государственный университет.
Дальневосточный округ
В мониторинге приняло участие 75 организаций высшего образования (в том числе 40 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли только 3 ВУЗа, а именно:
- Дальневосточный федеральный университет;
- Владивостокский филиал Российской таможенной академии;
- Дальневосточный институт управления (филиал РАНХиГС).