Лучшие онлайн курс обучения менеджеров по туризму
Содержание:
- Особенности профессии
- На каких должностях вы сможете работать, пройдя обучение?
- Сложности подготовки
- Обучение на туроператора
- Обучение на турагента
- Особенности работы в разных городах и странах
- Насколько востребована профессия?
- Кто такой режиссер индивидуальных туров?
- Туризм
- Особенности профессии
- Плюсы и минусы туризма как учебной специальности
- Академия социального управления (СВАО)
- Перечень высших учебных заведений
Особенности профессии
Туристический бизнес набирает все большую популярность в России, особым спросом пользуются маршруты в экзотические страны, гастрономические и экстремальные поездки. Проработкой направлений занимаются представители туроператоров, а готовые предложения они реализуют через разные каналы, в том числе и через туристических агентов. В обязанности последних входят следующие виды работ:
- поиск клиентов, заинтересованных в путешествиях;
- проведение небольших рекламных кампаний;
- оказание помощи в выборе тура с учетом индивидуальных пожеланий заказчика: количество человек, наличие/отсутствие детей, заданный бюджет, требования к уровню комфорта и типу транспорта, иные;
- решение финансовых вопросов с клиентами и операторами, бронирование;
- предоставление достоверной информации о турах и выбранном регионе: этнические, социально-демографические, культурные, кулинарные и иные особенности;
- заключение договора на предоставление услуг;
- предоставление карт, буклетов и других видов полиграфической продукции, которая поможет заказчикам хорошо ориентироваться в выбранной стране;
- отправка туроператору документов и информации, необходимых для оформления виз, ваучеров, страховки и т. д. В некоторых случаях занимается самостоятельным оформлением всей необходимой документации.
Обязанности агента зависят от особенностей его деятельности, условий туристического оператора, с которым он взаимодействует, иных факторов. Он должен великолепно знать географию, основы менеджмента и экономии, конфликтологии.
На каких должностях вы сможете работать, пройдя обучение?
Профессий, в которых требуется квалификация в сфере туризма достаточно много.
Это непосредственно специалисты турбизнеса
Сотрудники туроператорских офисов. Специфика их работы заключается в более узкой специализации по странам, видам отдыха, туристическим услугам. Туроператор как организатор поездок и относительно крупная компания может себе позволить иметь специалистов визовых, билетных, экскурсионных и др. отделов. Туроператор больше ориентирован на B2B сектор.
Турагенты — специалисты широкого профиля. Турагентство заключает договора с различными туроператорами и становится их официальным магазином. Ориентирован в основном на B2C сектор. Задачей его сотрудников является подобрать из всех предложений на туристическом рынке то, которое наиболее подходит запросу туриста и обеспечить его информацией необходимой для путешествия. Турагент должен знать максимальное количество поставщиков услуг, специфику разных направлений отдыха, ориентироваться во всех странах и турпродуктах, предлагаемых на туристическом рынке.
Также знания и навыки в области туризма необходимы:
Специалистам компаний, помогающих организовать обучение, стажировки, работу, покупку недвижимости, праздники и различные мероприятия за рубежом. Некоторые туристические компании имеют отделы, занимающиеся такими специфическими направлениями.
Организаторам выставок, конференций, фестивалей и других мероприятий в России.
Помощники руководителей, секретари неизбежно сталкиваются с задачами по организации поездок руководителей и командировок сотрудников компании.
Сложности подготовки
Туристический бизнес в России – сравнительно молодая отрасль, которая тем не менее уже успела обзавестись высококлассными экспертами. По их мнению, многие выпускники профильных вузов после завершения обучения не могут продемонстрировать высоких рабочих навыков, которые хоть сколько-нибудь отличали бы их от студентов любой другой специальности.
Основную причину такого положения дел эксперты видят в том, что целый ряд вузов туризма не может обеспечить собственных студентов надлежащей практикой, хотя ее объем должен намного превосходить количество часов читаемой преподавателями теории. Как бы ни была сильна академическая подготовка, хорошего владения иностранным языком и знания назубок мировой географии не достаточно для подбора (и тем более самостоятельной разработки) подходящих туров для тех, кто планирует отдых.
Среди недостатков современного высшего образования в сфере туризма эксперты отмечают:
- отсутствие коммуникационных навыков работы с клиентами (особенно в стрессовых ситуациях);
- незнание инструментов и техники продаж (в том числе через социальные сети);
- низкая тяга к саморазвитию (большинство выпускников, окончивших институт туризма, чаще всего ошибочно полагает, что они и так все знают).
Все это приводит к тому, что выпускник оказывается не в состоянии делать стабильно высокие продажи в условиях перенасыщенности рынка турпродуктов. Отсюда и скептическое отношение к необходимости профильного высшего образования в этой области.
Большинство руководителей высших учебных заведений понимает необходимость практико-ориентированного подхода к обучению студентов. Для его воплощения в жизнь лучшие университеты привлекают к образовательному процессу опытных работников туристических компаний. Несмотря на все усилия, в целом основной проблемой вузов остается острая нехватка преподавателей-практиков при избытке теоретиков, а ведь среди сотрудников агентств немало тех, кто смог бы читать полезные лекции в вузах, зато среди университетских профессоров единицы тех, кто сумел бы успешно работать в туристическом бизнесе.
В то же время теоретические знания, которые студент получает в вузе, необходимы для дальнейшей работы. В первую очередь высшее образование дает крепкую базу в отношении всего, что касается правовых сторон туризма и географии путешествий.
Из всего этого следует, что к выбору учебного заведения, в котором стоит получать образование в сфере туризма, надо подойти взвешенно и с особой тщательностью. К тому же престижность вузовского диплома далеко не всегда может считаться показателем качества. Нередки ситуации, когда сотрудники агентств, окончившие сначала колледж, а затем в целях карьерного роста и вуз туристического профиля, утверждали, что ссуз дал им на порядок больше применимых на практике знаний.
Главным ориентиром выбора института туризма для поступления должны стать отзывы бывших студентов и показатели их трудоустройства. Хороший маркер качества образования, которое дает каждое конкретное учебное заведение, – прохождение практики за рубежом, участие вуза в международных проектах, стажировки в иностранных университетах.
Обучение на туроператора
Работодатели не требуют от молодых туроператоров высшего образования, поэтому можно окончить колледж или профильные курсы. Однако обучение в вузе позволит получить более глубокие знания и навыки, что в перспективе положительно скажется как на уровне оплаты труда, так и на скорость продвижения по карьерной лестнице
Обратите внимание на следующие программы бакалавриата, реализуемые на базе вузов:
- «Туризм» (код: код: 43.02.10). Для поступления нужно хорошо сдать профильный экзамен по истории, остальные – на выбор вуза, чаще всего требуется ЕГЭ по географии, обществу, иностранному языку, математике или биологии;
- «Менеджмент» (код: 38.03.02) с профилем «Менеджмент объектов туристской инфраструктуры». Для этого направления профильным ЕГЭ является математика.
В колледжах выбирайте направление подготовки «Туризм». В вузе срок обучения составляет 4 года или 4,5 для очной и заочной форм обучения соответственно. Колледж, поступить в который вы можете после 9 или 11 класса, придется посещать в течение 22-46 месяцев.
Обучение на турагента
Стать турагентом может каждый выпускник 9-11 класса, выбирая один из способов получения профильного образования:
вуз после 11 класса. Приоритетное направление подготовки – «Туризм» (код: 43.02.10), где доступны очная (4 года) и заочная (4,5 лет) формы обучения, а также экстернат
Профильный ЕГЭ – история, дополнительные (1-3 на выбор вуза) – география, общество, биология, иностранный язык или математика (профиль);
колледж после 9 и 11 классов. Поступая в колледж, обратите внимание на направление «Туризм» или «Гостиничный сервис», где придется учиться от 22 до 46 месяцев, что зависит от начальной школьной подготовки. Экзамен – конкурс аттестатов зрелости;
курсы. Открыты при школах туризма, иных образовательных организациях
Обучение может быть очным или дистанционным, сроки зависят от выбранной программы.
Если вы желаете претендовать на более высокие оклады и стремитесь к карьерному росту, то стоит сразу поступать в вуз или колледж. Курсы лучше выбирать для повышения квалификации и развития профессиональных навыков, обновления знаний.
Особенности работы в разных городах и странах
Менеджер по туризму в Москве обязан быть мобильным, уметь реагировать на все изменения в сфере туристического бизнеса, а также в его обязанности входит умение работать с разными категориями клиентов.
В столице любой страны, в том числе в России, можно встретить людей с разным уровнем дохода. Нужно учитывать эту особенность для того, чтобы правильно подобрать тур для клиента. Если в столичное туристическое агентство обращаются бизнес-клиенты, у них наверняка есть уже готовый план того, что им нужно получить, а также конкретные требования к организации тура или мероприятия. Как правило, в эти требования входит помощь в переезде или перелете, в зависимости от туристического направления, организация делового события, при необходимости, бронирование конференц-зала, а также, возможно, подготовка и рассылка пригласительных.
Кроме этого, клиентами столичного туристического агентства нередко становятся иностранцы. Менеджеру по продажам в турфирме необходимо учитывать особенности их менталитета и, по возможности, общаться с ними на их родном языке.
Примерно так же происходит в других крупных городах любой страны. В случае с городами поменьше, не такими как, например, Москва или Санкт-Петербург, у менеджеров по туризму работы несколько меньше. Во-первых, из-за того, что количество людей, проживающих в этих городах, отличается от количества жителей городов-миллионников. А во-вторых, основной поток клиентов происходит именно в крупных городах, в том числе, в областных центрах или в столице.
По этой причине столичные туристические агентства и туристические агентства крупных городов в любых стран отдают предпочтение настоящим профессионалом своего дела в сфере туризма. Это обеспечивает престиж туристической фирмы, позволяет владельцам компаний быть уверенными в своем персонале. Также им гораздо проще организовать курсы по повышению квалификации для тех людей, у которых уже своя неплохая профессиональная и образовательная база в сфере туризма. Как показывает практика, намного сложнее обучить человека тонкостям продаж в туристической сфере, если у него абсолютно нулевая подготовка или нет хотя бы минимальных необходимых навыков для этой профессии.
Насколько востребована профессия?
По данным Ростуризма в России насчитывается порядка 12 тыс. турагентств и 4 тыс. туроператоров. Кризис туроператорского бизнеса 2014 года, когда в результате жесткой конкурентной борьбы признало себя банкротами почти половина туроператоров России, привел к появлению большого количества новых туроператорских компаний и расширению направлений работы и ассортимента предложений у тех туроператоров, которые выстояли и продолжают эффективно работать.
Идет интенсивное перераспределение туроператорских потоков и обновление туристического бизнеса. На смену приходят новые компании и новые люди. Востребованность в свежих кадрах в турбизнесе остается достаточно высокой.
В тоже время обучение на туристических курсах можно рекомендовать не только тем, кто собирается работать в турагентских или туроператорских компаниях.Знания и навыки, полученные на курсах, будут незаменимы для секретарей и личных помощников руководителей, трэвел-экспертов крупных компаний, организаторов конференций, выставок, фестивалей, и др. подобных мероприятий, помогут занять более высокую позицию работникам аэропортов, авиакомпаний, гостиничных служб, так как расширят сферу их профессиональной компетенции.
Иногда мы слышим мнение, что Интернет вытесняет живое общение с турагентом и делает эту профессию не нужной. Действительно обилие информации в Интернете создает иллюзию, что можно легко подобрать себе то путешествие, которое вы хотите. Но на практике сталкиваешься с тем, что большинство сайтов содержит недостоверную, а то и откровенно ложную информацию. Каждый сайт имеет свою структуру и логику поиска и найти нужную информацию оказывается совсем не так просто.
Человек неизбежно оказывается перед выбором или тратить огромное количество времени и труда, рисковать, доверяя незнакомым ресурсам, или обратиться к профессионалу и сэкономить время, нервы и деньги. На определенном этапе поиска, а тем более при возникновении нестандартных ситуаций, которыми так богата жизнь, возникает необходимость консультации специалистов.
Даже сайт, реализующий элементарные туристические продукты, не может существовать без штата консультантов. Когда речь идет о более комплексных и сложных по составу турах, то полная автоматизация процесса покупки оказывается на практике не достижимой.
Кто такой режиссер индивидуальных туров?
Режиссер индивидуальных туров – специалист, который разрабатывает и отвечает за организацию уникальных туров, отвечающих запросам клиентов. У этой профессии нет исторического прошлого. Она лишь немного похожа на работу персонального гида или экскурсовода, а в более отдаленном прошлом – проводника.
Согласно последним исследованиям, туристические агентства (а вместе с ними, персональные гиды и экскурсоводы) скоро полностью исчезнут. Их поглотит не мировой кризис или санкции, не опасность отдыха в странах с нестабильной политической ситуацией, а шлемы Oculus Rift и цифровые программы, способные в считанные секунды перенести путешественника в любую точку мира. Кстати, виртуальная реальность уже вошла в нашу жизнь в виде фильмов в формате 3D и 4D. Остается только применить эту технологию в сфере туризма.
При этом клиент, благодаря способностям и воображению своего персонального режиссера туристического путешествия, сможет даже стать участником исторических событий прошлого или перенестись в будущее. Можно предположить, что туристические компании смогут к этому времени перестроиться: например, накладывать виртуальные события прошлого на современную карту мира или дополнять существующую реальность участием клиента в любимом шоу, с участием звезд.
Реальность такова, что вторая, параллельная жизнь протекает в виртуальном мире и люди все чаще погружаются в нее для удовлетворения обычных потребностей. Любители туризма все меньше интересуются стандартными групповыми турами или экскурсиями. Что не удивительно, поскольку вкусы клиентов турагентств индивидуальны, а персональный гид должен соответствовать запросам каждого заказчика. Поэтому в обязанности режиссера виртуальных туров входит:
- составление реального и виртуального маршрута, тура;
- подбор программы для клиента, желающего увидеть место, выбранное на карте, в прошлом или будущем;
- подбор города (страны) для посещения и экскурсий по интересам клиентов;
- покупка билетов;
- организация питания;бронирование отелей;
- обсуждение и согласование составленного графика;
- другие организационные вопросы.
Во время путешествий, виртуальных и реальных, специалист должен лично сопровождать клиента в любое время суток и всегда быть готовым к выполнению любых требований своего заказчика.
Туризм
Колледж туризма осуществляет подготовку специалистов по специальности 43.02.10 – «Туризм», выпускная квалификация – специалист по туризму.
Колледж туризма готовит студентов к деятельности по формированию и продвижению туристических услуг, реализации туристского продукта, организации туристского обслуживания.
Поступить в колледж туризма можно после 9, 11 классов , переводом из другого колледжа или техникума без потери курс а .
Сроки обучения в колледже зависят от выбора формы обучения:
Функциональные обязанности: осуществление связи с туристическими агентами, занимается поиском наиболее выгодных и подходящих туристических фирм, оформлением документов, бронированием мест в отелях, авиа и железнодорожных билетов, обязан быстро решать возникшую негативную ситуацию и найти из нее оптимальный выход. Много путешествует, изучает и владеет информацией о странах и городах.
Поступившие в колледж туризма изучают информацию о наиболее перспективных направлениях туристических услуг, на протяжении всего обучения изучают иностранные языки, проходят практические занятия в туристических фирмах.
Для поступления в колледж туризма необходимо связаться с методистом приемной комиссии или заполнить форму обратной связи.
Специальность 43.02.10 (100401) «Туризм»
Квалификация «специалист по туризму»
Нормативные сроки освоения профессиональной образовательной программы СПО :
На базе 9 классов
Заочная форма 3 года 10 месяцев
На базе 11 классов
Заочная форма 2 года 10 месяцев
Сроки и стоимость обучения по специальности 43.02.10 — Туризм
Колледж туризма и гостиничного сервиса в Москве осуществляет подготовку специалистов по туризму с высокой квалификацией и уверенными знаниями в предметной области. Высококвалифицированные специалисты востребованы на рынке туристических услуг, что делает возможным получение выпускниками высокооплачиваемой работы в сфере туризма и гостиничного дела.
На сегодняшний день на рынке туристических услуг меняется полярность, и все более востребованными становятся внутрироссийские маршруты, что позволяет выпускникам иметь уверенность в развитии сферы деятельности и собственном будущем.
Особенности профессии
Туроператор должен любить свою работу, он обязан быть красноречивым человеком, умеющим убеждать и располагать к себе собеседника. Крупные компании нанимают целый штат менеджеров, возлагая на каждого из них определенные обязанности: бронирование, общение с клиентами, ознакомление с рекламными турами. Компетентный туроператор самостоятельно может выполнить целый комплекс подготовительных работ:
- поиск и анализ информации о туристических регионах, последующая разработка тура на базе полученных данных;
- проработка новых маршрутов, оценка спроса, расчет стоимости туристского продукта;
- решение вопросов, касающихся визового обслуживания и бронирования;
- поиск каналов для реализации готовых предложений, основные – туристические агентства;
- поиск партнеров и заключение договоров с ними: страховые, медицинские, транспортные компании, а также представители гостиничного бизнеса, сферы общественного питания, экскурсионных и иных видов услуг;
- посещение выставок и иных деловых мероприятий;
- осуществление подготовки документации, рекламных материалов, в которых отображается достоверная информация о том или ином туристском продукте.
Также туроператор вносит данные о турах в профильные базы и систематизирует их, общается с клиентами и принимающей стороной, купируя конфликтные ситуации. Несет ответственность за достоверность той информации, которую передает заказчику, и качество предоставляемых услуг. Он должен отлично знать основы экономики, маркетинга, бухгалтерии в сфере туризма, конфликтологии.
Плюсы и минусы туризма как учебной специальности
Чтобы лучше понимать, чего можно ожидать от профессии менеджера по туризму при обучении на нее, следует заранее изучить позитивные и негативные стороны подобной работы и делать вывод, исходя из имеющихся фактов, а не догадок. Как и у любой другой профессии, здесь есть и положительные, и отрицательные стороны. К преимуществам туризма как сферы деятельности можно отнести следующие ее особенности:
- Простота вхождения. Совсем не обязательно получать профильное высшее образование, чтобы работать в туристической сфере. Иногда может быть достаточно знания иностранного языка, а в некоторых случаях можно попасть на работу по данному направлению и вовсе не имея никакого специального или высшего образования, особых навыков или стажа.
- Возможность путешествовать. Работа в сфере туризма открывает больше возможностей для совершения путешествий, чем в большинстве других направлений деятельности. Поэтому получение соответствующей профессии может быть хорошим решением для людей, которые сами по себе любят туризм.
- Востребованность. Сфера туристических услуг ежегодно расширяется и относится к тем направлениям деятельности, где научно-технологический прогресс не принесет ущерба занятым в этой отрасли людям. Поэтому большинство связанных с туризмом профессий не устареют в обозримом будущем в принципе.
- Возможность заниматься частной практикой. Наличие профессиональных познаний в сфере туризма поможет открыть свой собственный бизнес в виде туристического агентства либо стать частным гидом, или вовсе начать реализовывать иные проекты, ориентированные на туристов и туристическую деятельность.
Конечно, есть и негативные стороны у данной профессии, которые тоже стоит учитывать при выборе направления для обучения или трудоустройства. К минусам туризма можно отнести:
- Потребность в знании языков. Хоть в некоторых случаях менеджеру по туризму можно обходиться знанием лишь одного языка, в целом, развиваться и достигать успеха в данной сфере получится только при наличии хороших навыков общения на иных языках.
- Нетривиальный карьерный рост. Часто менеджерам по туризму просто фактически «некуда» расти — эта должность не предполагает возможности длительного карьерного развития за пределами компаний, являющихся туристическими операторами.
- Необходимость наличия ряда личных качеств. Для работы в сфере туризма практически всегда нужны определенные личностные качества — умение общаться с людьми, приятная внешность, хорошо поставленная речь. Это может серьезно ограничить перспективы развития в данном направлении.
- Невысокая зарплата. Для начинающих специалистов в сфере туризма не стоит рассчитывать на высокую зарплату. Это стоит учитывать при выборе такой специальности. В то же время с точки зрения перспектив, то за счет опыта работы впоследствии можно добиться хороших успехов в бизнесе.
- Повышенный стресс. Практически всегда работа в сфере туризма может быть сопряжена со стрессом. Часто может потребоваться срочно продать горящий тур, помочь клиентам, находящимся в другой стране, решить проблемы с документами и перевозчиками — все это так или иначе вызывает стресс и требует наличия высокой устойчивости к нему.
Академия социального управления (СВАО)
Академия социального управления – молодой и перспективный вуз, который создан постановлением Правительства Московской области для решения задач, стоящих перед Московской областью в начале XXI века. Создавать новое высшее учебное заведение трудно, но очень заманчиво. Многие вузы существуют много десятилетий, а иные и столетий. У них – сложившиеся традиции, коллективы, учебные планы и программы. Это и хорошо, и в то же время, сопряжено с трудностями проведения изменений, которые диктуются самой жизнью. Для новой, динамично развивающейся Академии, нет этих трудностей преодоления консерватизма. Поэтому с самого начала у нас и программы обучения, и сам процесс обучения построены с учетом требований, которые продиктованы большими изменениями, происходящими в стране и обществе.
Образовательная миссия Академии ориентирована на обеспечение качества подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области государственного и муниципального управления, в сфере образования и в социальной сфере, конкурентоспособных на рынке труда и способствующих интеллектуальному, социально-экономическому и культурному развитию Московской области и России.
Реализация указанной миссии осуществляется через решение следующих основных задач:
- Создание и развитие гибкой и эффективной системы управления образовательной деятельностью;
- Интеграция образовательного процесса с фундаментальными и прикладными научными исследованиями, выполняемыми профессорско-преподавательским составом Академии;
- Интеграция потенциала научно-педагогических работников и студентов в области образовательной и научной деятельности с целью получения и применения новых знаний и навыков для решения практических задач;
- Формирование внутриакадемической культуры качества.
Перечень высших учебных заведений
Получить профессию из сферы туризма (менеджера, специалиста по гостиничному делу, например) можно в одном из многочисленных вузов РФ (к слову, их более 200). Подготовку ведут как столичные вузы, так и университеты, расположенные практически во всех регионах страны.
Уже не первый год безоговорочным доверием у работодателей (индустрии туризма в том числе) пользуется МГУ им. Ломоносова. Профессиональные достижения сотрудников кафедры «Рекреационная география и туризм» отмечены на государственном уровне: сразу 10 проектов были удостоены правительственной премии за разработку и внедрение системы подготовки кадров в сфере туризма. Но для поступления в этот вуз требуются близкие к 100 баллы ЕГЭ и за дополнительные вступительные испытания.
Косвенным свидетельством качества преподавания может послужить процент трудоустроенных выпускников (хорошим считается значение 73–78 %). Градация этого параметра по вузам, а также количество бюджетных мест и стоимость обучения специальностям, связанным с туризмом (профильный менеджмент, маркетинг, гостиничное дело), представлены в сводной таблице.
Рейтинг | Название вуза | % трудоустроенных выпускников | Количество бюджетных мест в бакалавриате | Стоимость обучения, руб. в год |
---|---|---|---|---|
1 | МГУ им. М. В. Ломоносова | 74,5 | 350 500 | |
4 | Санкт-Петербургский государственный университет | 77 | 17 | 261 400 |
10 | Петербургский политехнический университет Петра Великого | 75 | 10 | 84 000 |
11 | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ | 73,8 | 60 | 320 000 |
12 | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина | 81,8 | 17 | 138 700 |
14 | Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации | 81,08 | 25 | 260 000 |
15 | Сибирский федеральный университет | 75 | 25 | 141 018 |
16 | Казанский (Приволжский) федеральный университет | 79,87 | 122 460 | |
20 | Российский университет дружбы народов | 65,58 | 4 | 230 000 |
21 | Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова | 80 | 20 | 245 000 |
28 | Дальневосточный федеральный университет | 70 | 25 | 200 000 |
30 | Южный федеральный университет | 75 | 22 | 102 000 |
43 | Воронежский государственный университет | 74,6 | 10 | 94 800 |
48 | Российский государственный гуманитарный университет | 71,78 | 10 | 178 800 |
49 | Московский государственный педагогический университет | 78,84 | 105 000 | |
93 | Донской государственный технический университет | 75 | 5 | 94 900 |
Источник данных: RAEX; федеральный портал «Российское образование».
Конечно, это не все университеты, ведущие подготовку менеджеров, отельеров и других специалистов индустрии туризма, но в сотню лучших по версии РА «Эксперт» они пока еще не вошли.