Физический факультет мгу

Наука

Все преподаватели факультета одновременно являются научными сотрудниками физических институтов РАН, некоторые из них ищут себе студентов для работы в лаборатории. «Мой научный руководитель, Александр Юрьевич Кунцевич, оказался в их числе, — рассказывает Арслан. — Полтора года назад он предложил мне попробовать себя в роли экспериментатора

Это очень важно — в первые годы обучения определиться, кем именно тебе нравится быть в физике — теоретиком или экспериментатором, так что я сразу же согласился»

Арслан осмотрелся в институте, «параллельно делая что-то руками и разбираясь со всякими приборами», и понял, что этого его. Сейчас он ходит в институт дважды в неделю на полдня.
«Под руководством Александра Юрьевича я занимаюсь подготовкой эксперимента: хочу увидеть предсказанный в теории один гальваномагнитный эффект в кристалле теллурида ртути, — рассказывает Арслан. — Для того, чтобы этот эффект проявился, необходимо на образец воздействовать магнитным полем высокой частоты, а чтобы эффект стал заметным, нужно подготовить образец специальной формы. Я уже нашёл необходимый стеклянный криостат (стеклянный — потому что привычный металлический будет греться магнитным полем), внутри которого будет проводиться эксперимент при низких температурах, достигаемых при помощи жидкого гелия; смоделировал и распечатал на 3D-принтере необходимой формы бобину, намотал на неё катушку из сверхпроводящей проволоки, которая и будет создавать высокочастотное магнитное поле большой амплитуды, и спроектировал схему подключения образца к измерительным приборам. Осталось протестировать катушку при низких температурах, подготовить образец — и можно производить измерения».

По словам Арслана, этот эксперимент имеет настоящую научную ценность: эффект предсказан, но никем в этом кристалле еще не померен. «Так что я буду первым, кто это сделает, — уверен он. — И лично для меня проведение такого эксперимента имеет большую ценность: я получаю новые знания, знакомлюсь с приборами, программами, технологиями и людьми, а также создаю свою экспериментальную установку, которую можно будет совершенствовать и использовать для других измерений в новых экспериментах».

Софью, несмотря на ее успехи на лабораторных, больше привлекает теоретическая физика, и она планирует сотрудничать с Институтом теоретической физики им. Л.Д. Ландау РАН.

Остаточные знания по радиофизике 3 курс!!!

Для проверки остаточных знаний по радиофизике в виде теста будут применяться дистанционные ресурсы. Начало тестирования с 23.03.2021 по 25.03.2021 включительно. После этого тестирование закроется и будет выставлена оценка неудовлетворительно, если тест студентом не будет пройден. Время прохождения теста 45 минут. Проходить тест можно ТОЛЬКО ОДИН раз, указав только ОДИН электронный адрес. Все остальные попытки не засчитываются. Будьте аккуратными, не надо пробовать посмотреть тест, попытка тогда сгорит.

Команда по организации тестирования по радиофизике С.Е. Стрыгин, А.В. Журавлев, С.Н. Манцевич

Биофизика фотосинтеза

   Группа занимается изучением физических проблем, связанных с различными стадиями фотосинтеза высших растений. К ним относятся: теоретическое описание изменения во времени возбужденных состояний светособирающих пигментов, кинетика и механизмы переноса электронов, теоретическое описание регуляции фотосинтеза. В группе также проводятся экспериментальные и теоретические исследования кинетики быстрой и замедленной флуоресценции листьев растений в связи с задачами мониторинга растений и окружающей среды.

   Руководитель направления: профессор Тихонов Александр Николаевич.

Работа практикума колебаний в весеннем семестре 2021г.

Практикум начинает работу 8 февраля. Последний день выполнения задач — 20 мая.

Время работы:

понедельник 9.00 – 14.00

четверг 9.00 – 14.00

суббота 10.50 – 15.50

Предварительная запись на задачи – по контактному адресу.

Задачи сдаются дистанционно. Студент делает отчет по задаче и отправляет его по контактному адресу. Отчет направляется преподавателю практикума, который ведет дальнейшие контакты по сдаче задачи.
Отметку в практикантской книжке ставит любой преподаватель практикума.
Срок сдачи задач – две недели со дня выполнения. Студенты, не сдавшие две и более задачи, к работе не допускаются.

Контактный адрес: Усанова Антонина Юрьевна usanova.snab@mail.ru

Форма отчета. Название работы, день выполнения (обязательно). Указать цель работы, какое явление, устройство исследовалось, принцип работы и схема (в общем виде, без частных подробностей). Для всех упражнений. Название упражнения. Как проводилось измерение, наблюдение (принцип). Результаты (графики, численные значения). Объяснение результатов и комментарии: что показывают результаты в контексте изучаемого явления, устройства. Отчет готовится в общепринятом формате (Word, Excell. PDF), можно сфотографировать рукописный отчет.

Информатика

Павел Николаевич Труфанов — призёр Всероса по информатике, преподаватель олимпиадных сборов.

Ведущие университеты

Московская Вышка стала популярным вузом по направлению «Информатика», когда в 2014 году «Яндекс» предложил НИУ ВШЭ сделать совместный факультет. Так появился факультет компьютерных наук и программа «Прикладная математика и информатика», где сочетаются сильная математика и информатика. Проходной балл складывается из результатов ЕГЭ по трём предметам и индивидуальных достижений.

Перечень ведущих вузов и проходные баллы, 2019 год

На второй строчке рейтинга физтех-школа прикладной математики и информатики МФТИ с проходным баллом 301. Чтобы поступить туда, нужно сдать ЕГЭ на максимальные баллы, либо стать призёром олимпиад, и добрать ещё несколько баллов с помощью портфолио.

Проходной балл на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ — 440 баллов из 510. Абитуриенты сдают 5 вступительных испытаний, и хотя общий балл выглядит внушительно, отдельные экзамены не нужно сдавать на максимальный балл:

1) Математика (ДВИ);

2) Математика (ЕГЭ);

3) Физика (ЕГЭ);

4) Информатика и ИКТ (ЕГЭ);

5) Русский язык (ЕГЭ).

В четвёртой строчке таблицы проходные баллы в ИТМО указаны для разных кафедр в рамках одного направления. Чем выше проходной балл, тем популярнее кафедра. Санкт-Петербургский ИТМО является семикратным чемпионом мира по спортивному программированию. Некоторые абитуриенты выбирают ИТМО, чтобы учиться у преподавателей, которые готовят команды к соревнованиям.

Завершают список Петербургский филиал НИУ ВШЭ (бывший университет АУ) и СПбГУ. Питерская Вышка тоже популярна у олимпиадников, поскольку там делают упор на алгоритмистику

В СПбГУ стоит обратить внимание на программу «Математика, алгоритмы и анализ данных». Она открылась в 2019 году при поддержке компаний Яндекс и JetBrains

Проходные баллы везде высокие, поступить сложно, но это топовые вузы. Если вы понимаете, что ваш балл будет ниже, есть другие хорошие вузы, где учат информатике:

  • МГТУ им. Баумана;
  • МИФИ;
  • МАИ;
  • Казанский Иннополис;
  • КФУ;
  • УрФУ.

Учёба в вузе

В основном абитуриенты поступают на два направления, но есть и другие. В НИУ ВШЭ на факультете ПМИ (прикладная математика и информатика) готовят специалистов по data science, учат машинному обучению, разработке искусственного интеллекта. Первые два года из информатики будет только алгоритмистика (по сути математика) и какой-нибудь язык программирования. С третьего курса начнутся прикладные дисциплины: распределённые системы, компьютерная безопасность, машинное обучение.

Второе направление — ПИ («Программная инженерия») — более прикладное, где математики меньше и заканчивается она раньше. Здесь учат разрабатывать приложения, программировать десктопные устройства и системы, где нужен качественный код.

Первое направление более престижное: это научная сфера, и зарплата там выше, но лучше выбирать то, что по душе.

Во всех вузах на первых курсах есть математический анализ, аналитическая геометрия, линейная алгебра, общая физика, программирование. Нужно знакомиться с разными направлениями, смотреть, что вам интересно и что из этого востребовано.

Перспективы выпускников

Павел Труфанов: «Лучше начать работать ещё во время учёбы: стажировка, работа с частичной занятостью 20 часов в неделю. Во многих вузах можно успевать совмещать работу и учёбу».

Выбор стажировок не всегда зависит от вуза. Обычно студенты сами ищут и подают заявки на стажировки, «Вышка» сотрудничает с Яндексом — там немного проще устроиться в компанию. Знания, которые дают в вузе, сейчас максимально практические, на рабочем месте вы не услышите «забудьте всё, чему вас учили в вузе и выкиньте диплом».

Чтобы попасть на стажировку, придётся отправить 20-30 писем, прежде чем вас пригласят на собеседование. Инициатива — залог успеха.

Тем, кто задумывается о профессии разработчика игр стоит уделять время и программированию, и физике. Будущие создатели игр изучают искусственный интеллект или занимаются вычислениями на видеокартах, программируют шейдеры.

«Мы с Полиной смотрели вакансии на hh.ru — требуются разработчики компьютерных игр со знанием прикладной физики и информатики», — Михаил Пенкин.

Хиральная диссиметрия в живых системах

    Полтора века назад великий Пастер обратил внимание на то, что живая природа построена из неодинакового количества «левых» и «правых» молекул, отличающихся по оптическим свойствам и, следовательно, по своим структурам, связанным с симметрией. Данное явление нарушения симметрии названо «хиральностью» (χειρ = греч

«рука»). Так, все аминокислоты в белках – левые (L), все сахара, в т.ч. рибоза и дезоксирибоза в нуклеиновых кислотах, – правые (D), липиды в мембранах клеток – левые и т.д. Все годы исследователей занимал вопрос, каким образом произошло подобное нарушение симметрии на заре возникновения Жизни на Земле. Ответа до сих пор нет.

     Руководители направления:

     к.ф.-м.н. Малышко Екатерина Владимировна,

     профессор Твердислов Всеволод Александрович

Подробнее…

ОБУЧЕНИЕ

I смена (очно)
с 13 по 25 июня
Физика (8-10 класс); Математика (8-10 класс); Информатика (8-10 класс); Химия (9-10 класс);

II смена (очно)
с 18 по 30 июля
Физика (7-10 класс); Математика (7-10 класс);

III смена (очно)
с 1 по 13 августа
Физика (7-10 классы) Информатика (7-10 классы) Информатика «C/C++ с нуля» (7-10 классы) Химия (8-9 классы)

II смена (онлайн)
с 18 по 29 июля
Физика (7-10 класс); Информатика (6-10 класс); Информатика «C/C++ с нуля» (6-10 класс); Химия (8-10 класс);

III смена (онлайн)
с 1 по 12 августа
Физика (7-10 класс); Математика (6-10 класс);

Подробное описание направления Физика смотрите здесь

Подробное описание направления Химия смотрите здесь

Подробное описание направления Математика смотрите здесь

Подробное описание направления Информатика смотрите здесь

О трудностях и нагрузке

Арслан Галиуллин: Отношение к учебе зависит от настроя. Наш курс можно условно разделить на две группы: в одной будут те, кто очень хочет учиться, а в другой — те, кто просто учится. У первых нет проблем с учебой, они спокойно реагируют на нагрузку, даже если приходится не спать полночи и готовиться. Вторые считают, что у нас учиться сложно

Мне кажется, непросто приходится тем, у кого была не очень сильная подготовка в школе, но в этом случае уже не важно, в Вышке они учатся или в любом другом университете. Конечно, здесь сложнее, чем в школе, если подходить к учебе сознательно и ответственно, но можно особо не стараться и получать свои «пятерки» и «шестерки»

ред.>,  это личное дело каждого. Да, у тех, кто хочет учиться, бывают бессонные ночи, ну и что. Если бы я не хотел учиться, это было бы затруднительно, а так мне вполне комфортно.

Алексей Лужнов: Я из тех, кому достаточно получать «семерки» и «восьмерки», ложусь спать до полуночи, по ночам не учусь. Но я еще и работаю по семь-восемь часов в неделю. Кстати, после школы я мог сразу пойти преподавать. С этого учебного года астрономия в школах стала обязательным предметом, а преподавателей по ней очень мало. Я участвовал в разработке учебной программы, планировалось даже выпустить новый учебник, в который я писал одну главу, но проект, к сожалению, пока закрыли, учебник так и не вышел.

Алексей Лужнов/  Михаил Дмитриев

Авиатехнический факультет

Специальность авиационного инженера немыслима без глубоких знаний физики. Этот предмет вместе с математикой будет самым важным на протяжении всего курса обучения на факультете. Для прохождения конкурса нужно набрать максимум баллов по физике и профильной математике.

Данная профессия напрямую связана с разработкой навигационных систем, конструированием авиационной техники и бортового оборудования. Кроме того, инженеры должны вести своевременный контроль за техническим обслуживанием воздушных судов. Такие специалисты всегда получают перспективную и высокооплачиваемую должность в ведущих авиакомпаниях страны.

История

Главный корпус МФТИ до ремонта

В конце 1945 — начале 1946 года группа видных советских ученых, включая, в частности, будущего лауреата Нобелевской премии Петра Капицы , лоббировала в правительстве создание высшего учебного заведения, радикально отличного от того типа, который был установлен в советской системе высшего образования. Кандидаты, тщательно отобранные путем сложных экзаменов и личных собеседований, будут обучаться у выдающихся ученых и работать вместе с ними. Каждый студент будет следовать индивидуальной учебной программе, созданной с учетом его или ее конкретных областей интересов и специализации. Эта система позже стала известна как Система Физтеха .

В письме к Сталину в феврале 1946 года Капица обосновал необходимость создания такой школы, которую он условно назвал Московским физико-техническим институтом , чтобы лучше поддерживать и развивать оборонный потенциал страны. Институт будет следовать изложенным выше принципам и должен управляться советом директоров ведущих научно-исследовательских институтов Академии наук СССР . 10 марта 1946 года правительство издало постановление о создании «Физико-технического колледжа» (на русском языке : Высшая физико-техническая школа ).

Кампус МФТИ до ремонта

По неизвестным причинам первоначальный план был приостановлен летом 1946 года. Точные обстоятельства не задокументированы, но общее предположение состоит в том, что отказ Капицы участвовать в проекте советской атомной бомбы и его неприязнь к правительству и коммунистической партии. последовал, бросил тень на независимую школу, основанную во многом на его идеях. Вместо этого 25 ноября 1946 года было издано новое постановление правительства об учреждении новой школы как физико-технического факультета Московского государственного университета . 25 ноября отмечается как дата основания МФТИ.

Четыре старейших общежития находятся через дорогу от учебных корпусов.

Капица предвидел, что в рамках традиционного учебного заведения новая школа столкнется с бюрократическими препятствиями, но даже несмотря на то, что первоначальный план Капицы по созданию новой школы как независимой организации не реализовался в точности так, как предполагалось, его наиболее важные принципы остались нетронутыми. Новый факультет пользовался значительной автономией в МГУ. Его объекты находились в Долгопрудном (два здания, которые он занимал, до сих пор являются частью нынешнего кампуса), вдали от кампуса МГУ. У него была своя собственная независимая система приема и обучения, отличная от той, которая предусмотрена централизованно для всех других университетов. Его возглавил «проректор МГУ по специальным вопросам» — должность, созданная специально для защиты кафедры от руководства университета.

Как и ожидал Капица, особый статус новой школы с ее иными «правилами участия» вызвал в университете большой ужас и сопротивление

Непосредственный культовый статус, который Физтех приобрел среди талантливой молодежи, привлеченной вызовом и романтизмом работы на переднем крае науки и технологий и над проектами «государственной важности», многие из которых были засекречены, сделало его неприкасаемым конкурентом любой другой школы. в стране, в том числе на физическом факультете МГУ

В то же время усиливающаяся неприязнь Капицы к правительству (в 1950 году он фактически находился под домашним арестом) и антисемитские репрессии конца 1940-х годов сделали Физтех легкой мишенью для интриг и обвинений в «элитарности» и « беспризорном космополитизме» . » Летом 1951 года физтех-факультет МГУ закрыли.

Группе академиков при поддержке генерала ВВС Ивана Федоровича Петрова, который был достаточно влиятельным сторонником Физтеха, чтобы заручиться личным одобрением Сталина в этом вопросе, удалось восстановить Физтех в качестве независимого института. 17 сентября 1951 года постановлением правительства Физтех был преобразован в Московский физико-технический институт.

Помимо Капицы, среди других выдающихся ученых, которые преподавали в МФТИ в последующие годы, были лауреаты Нобелевской премии Николай Семенов , Лев Ландау , Александр Прохоров , Виталий Гинзбург ; и члены Академии наук Сергей Христианович , Михаил Лаврентьев , Мстислав Келдыш , Сергей Королев и Борис Раушенбах . Среди выпускников МФТИ — лауреаты Нобелевской премии по физике 2010 года Андре Гейм и Константин Новоселов .

Система Физтех

Ниже приводится краткое изложение ключевых принципов системы Phystech, изложенных Капицей в его письме 1946 года, в котором обосновывается основание МФТИ:

  • Строгий отбор талантливой и творческой молодежи.
  • Привлечение ведущих ученых к обучению студентов, тесный контакт с ними в их творческой среде.
  • Индивидуальный подход для поощрения развития творческого потенциала учащихся и предотвращения их перегрузки ненужными предметами и механическим заучиванием, обычным для других школ и необходимым для массового образования.
  • Проведение обучения в атмосфере исследований и творческой инженерии с использованием лучших существующих лабораторий страны.

В своей реализации Система Phystech сочетает в себе высококонкурентный прием, обширное фундаментальное математическое образование, а также теоретическую и экспериментальную физику в бакалавриате и погружение в исследовательскую работу в ведущих исследовательских учреждениях Российской академии наук, начиная со второго. или третий год.

Биофизика наносистем

Создание новых материалов и устройств с улучшенными или уникальными свойствами и характеристиками является важнейшей предпосылкой и условием научного и технологического прогресса. Тенденции развития современных высоких технологий делают актуальным разработку подходов, позволяющих эффективно контролировать структуру и, соответственно, свойства материалов на наноуровне. Выяснение механизмов структурообразования и самоорганизации на наноуровне позволит разработать фундаментальные основы новых эффективных методов получения нанофазных материалов и функциональных супрамолекулярных структур, имеющих перспективы широкого практического применения в различных областях от нанотехнологии и наноэлектроники до медицины и биоинженерии. В связи с этим изучение фундаментальных механизмов структурообразования и физико-химических свойств межфазных границ, систем с пониженной размерностью, различных супрамолекулярных структур и наноструктур, в том числе биологической природы, становится одной из важнейших задач современного естествознания.

Чем известен Московский университет имени Ломоносова

Учебное заведение имени Ломоносова расположен в центре города Москва, столице Российской Федерации, на Воробьевой горе. МГУ является очень ценным культурным наследием Российской Федерации. В его распоряжение находится больше 600 строений. Университет имеет право самостоятельно создавать программы для обучения. Такой большой известности МГУ во многом обязан своим преподавателям, которыми были академики с мировыми именами, доктора, кандидаты наук и члены-корреспонденции РАН.

История создания университета

Изначально университет имел три факультета:

  1.  Философский
  2.  Медицинский
  3.  Юридический

Обучаться могли все, кто прошел вступительные испытания. Исключением были только крепостные крестьяне. Чтение лекций проводили наилучшие академики, зачастую собиралась огромная аудитория, поскольку они были открыты всем желающим. При университете Ломоносов сразу создал типографию, где начали печатать первую в Москве газету — «Московские ведомости». Постепенно печатное дело расширилось, здесь стали издавать учебники, научную и художественную литературу. 

Учебное заведение приобрело популярность и начало активно развиваться.  В старом здании уже не хватало места. Было решено для расширения выкупить княжий двор Репнина, а следом барские усадьбы. В 1785 году императрица приняла решение о строительстве новых корпусов университета, архитектором проекта был Матвей Казаков. К сожалению, пожар 1812 года уничтожил это здание. Реконструкция длилась два года 1817-1819, после чего продолжились занятия.

Современники говорили, проходить обучение в университете было сложно и одновременно интересно. Лекции начинались с девяти утра, после чего шли семь пар. Тогда не было сильного разграничения по факультетам, была возможность посещать на выбор лекции профессоров по различным специальностям.

МГУ в 20 веке

Начало двадцатого века ознаменовалось для России драматическими событиями:

  • смена политического стоя;
  • революция;
  • расстрел императорской семьи.

Эти моменты оставили свой след в политике университета. В коллективе произошли сильные разногласия. Студентам и преподавателям, которые не захотели принимать новую власть, не оставалось другого выбора, как покинуть университет. Это привело к закрытию целых научных направлений.

Выдержав все эти испытания МГУ смог удержать лидерство среди высших школ. Но как только процесс обучения начал восстанавливаться, страну постигли новые тяжёлые испытания. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло более 5 тысяч учащихся и преподавателей. Это привело к прекращению учебной деятельности.

В послевоенное время стране нужны были квалифицированные специалисты и научные кадры. В 1947 году на Воробьевых горах началось строительство нового высотного комплекса здания МГУ, которое длилось с 1949 по 1953 год. Сейчас это главные корпуса университета.

Об этом здании сложено множество тайн и легенд. Например, никто точно не знает сколько подземных этажей в подвале здания. По официальным данным всего – три, но некоторые студенты добирались до восьмого подвального этажа, а ещё нижние этажи под серьёзной охраной.

Сам корпус построен так, что при взрыве не сможет рухнуть вниз, падать будет лишь в сторону Воробьевой горы, сохраняя доступ к подземным бункерам.

Куда идти учиться

Многие абитуриенты идут за техническим образованием в политехнические вузы. Там действительно есть специальности, которых в классических вузах не найти. Но последние годы все вузы живут в конкурентной борьбе, потому открывают одинаковые направления, которые больше всего нужны работодателям.

Поэтому при выборе вуза не обращайте внимания, технический он или классический. Лучше изучите специальности и сравните учебные планы.

Например, есть МФТИ с классическим образованием и МГТУ им. Баумана с прикладным. Оба вуза конкурируют друг с другом за лучших абитуриентов и готовят кадры для схожих работодателей.

Уважаемые студенты 1-2 курсов! 28.04.2017!

Приглашаем вас на чай с группой квантовых и прецизионных измерений.

Мы занимаемся ГРАВИТАЦИОННЫМИ ВОЛНАМИ (проект LIGO, самое громкое открытие прошлого года).

А именно:

— Разрабатываем новые схемы и методы измерений, позволяющие «обмануть» соотношение неопределенностей и обойти стандартный квантовый предел

— Изучаем эффекты, связанные с накоплением большой оптической энергии в гравитационно-волновых детекторах

— Экспериментально исследуем эффекты, ограничивающие чувствительность гравитационно-волновых детекторов следующего поколения.

— Создаем, изучаем и используем оптические микрорезонаторы с модами шепчущей галереи

Встречаемся в пятницу, 28 апреля, в 12:30 в комнате 3-62.

Уважаемые студенты 1-2 курсов! 12.05.2017!

Уважаемые второкурсники!
Приглашаем вас на чай и встречу с группой фотоники и спинтроники

Чем мы занимаемся?

-  Открываем и исследуем физические эффекты для новых «незарядовых» областей электроники - спинтроники и фотоники
- Проводим эксперименты с электрическим "надуванием" магнитных доменов и магнитным разогревом наночастиц  
- Разрабатываем методы распознавания деградации мощных полупроводниковых лазеров по «симптомам» в их излучении
- Рассчитываем свойства искусственных "левых" материалов, нарушающих привычные законы преломления и отражения

— Изучаем механизмы флуктуаций в физических системах, разрабатываем методы анализа сложных и шумовых сигналов.

Ждем вас в пятницу, 12 мая 2017 г., на большой перемене (12:30 – 13:25)
встречаемся в комнате 3-62

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector