Дистанционка: все за и против

Это вообще законно?

Ещё как! Государство разрешило дистанционную форму образования в 2012 году в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Об этом говорит короткая 16-ая статья. Закон обязывает вузы сделать все, чтобы студенты освоили программу в полном объеме, где бы они не находились. Например, вас точно обеспечат электронными ресурсами.

В него входят специальности среднего профессионального образования, для освоения которых нужно много практики. Например, сварщик или электромеханик по лифтам. Правда, есть и странности: в перечень попали архивариус и программист…

Но есть приятный момент: в перечне не даны программы дополнительного профобучения, поэтому, например, Сеченовка проводит курсы повышения квалификации для медицинского персонала.

Еще один факт в пользу ценности онлайн-образования: с 2017 года вузы вводят практику перезачета учебных дисциплин на основе онлайн-обучения. Выглядит это так: ты студент МИФИ и прошел курс по высшей математике самостоятельно на сайте Сoursera. Приносишь преподавателю сертификат вуаля! Дисциплина засчитана.

Правда есть ряд условий: понятно, что сертификат именно твой, какая программа у курса… Но возможность все равно классная!

Плюсы и минусы дистанционного образования

Онлайн-обучение в России получило широкое распространение относительно недавно, но уже очевидны его достоинства:

  • учащийся самостоятельно устанавливает сроки полного обучения;
  • учеба базируется на индивидуальном подходе, учитывающем жизненные обстоятельства и интеллектуальные возможности ученика;
  • время встреч с преподавателем в режиме онлайн выбирается с учетом пожеланий студента/школьника;
  • доступность абсолютно любых видов дистанционного обучения;
  • возможность закончить понравившийся вуз,где бы он ни был расположен;
  • высшее образование по выбранной профессии могут получить все желающие, независимо от состояния здоровья и социального положения в обществе.

К преимуществам также можно отнести возможность использования и изучения прогрессивных интернет-технологий.

Несмотря на все плюсы, минусы в дистанционном способе получения образования все-таки имеются:

  • необходимость в специально оборудованном рабочем месте;
  • неполноценная эмоциональная составляющая из-за отсутствия прямого контакта с однокурсниками и преподавателями;
  • ощущается явный недостаток практических занятий;
  • ограниченная возможность излагать мысли в устной форме;
  • лекционные материалы не всегда достаточно полно и грамотно составлены.

Эксперты высоко оценивают эффективность дистанционного обучения, но рекомендуют первое высшее (или среднее специальное) образование получать в удаленном режиме только при наличии объективной причины, по которой невозможно учиться очно. А вот для второго (дополнительного) дистанционный формат вполне подходит.

Какие школы в России ушли на карантин по Ковид-19

99 классов в образовательных учреждениях, а также 178 групп в детсадах Нижегородской области закрылись на карантин по причине вируса Covid-19 и ОРВИ. Ограничительные меры затронули и дошкольные учреждения. Всего на карантин отправлено 2,28% от общего числа групп в детских садах в Нижегородской области.

В Свердловской области школы официально на карантин не закрылись, однако 51 класс в 33 школах ушёл на дистант, из них 34 класса – по гриппу и ОРВИ, 17 – по Ковид-19. При этом в 350 школах идут плановые каникулы, и на каникулах находятся 248 389 ребёнка.

Карантин по коронавирусу ввели в 19 образовательных учреждениях Рязани. На 29 марта в ряде образовательных учреждений регионе выявили заболевших коронавирусом, в связи с этим некоторые классы вынуждены были снова обучаться дома. Всего на каникулы в Рязани ушли 6 детсадов, 10 школ и 3 университета. В учреждениях, где обучение проходит обычном режиме, проводятся обязательные противоэпидемические мероприятия.

Дистанционное образование в России

В нашей стране законодательно закреплены следующие формы обучения:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная.

Такого понятия как «дистанционное образование» в нормативных документах России не существует. Однако в них используется другой термин — «дистанционные образовательные технологии (ДОТ)».

Применение ДОТ регламентируется статьей 16 Закона «Об образовании в РФ». В соответствии с документом, они представляют собой технологии, использующие телекоммуникационные системы при опосредованном общении учащихся и преподавателей.

Их вправе применять организации, осуществляющие образовательную деятельность. А в каком объеме — решает само учебное учреждение. С ДОТ разрешается не только вести обучение, но и проводить семинары, осуществлять контроль успеваемости и проводить аттестационные испытания.

Дистанционный формат может вводиться в совокупности с очным обучением. Тогда часть занятий проходит с преподавателем, а другая часть — онлайн. Также ДОТ применяются в чистом виде, без посещения учебной организации.

В среднем профессиональном звене определен перечень профессий, которым запрещено обучать, используя только дистанционные технологии. Список содержит более 200 специальностей, среди которых:

  • архитектор;
  • акушер;
  • пилот;
  • токарь;
  • сварщик;
  • машинист и т. д.

В упомянутом выше законе есть норма о том, что список образовательных программ высшего уровня, по которым должно действовать такое же ограничение, утверждается федеральным органом исполнительной власти. Однако такого перечня пока нет.

Преимущества и недостатки домашнего обучения

Дистанционное обучение в школе сопровождается такими плюсами:

  • есть возможность получить образование экстерном – если способности и активность ребенка позволяют, то не обязательно тратить целый год на освоение программы одного класса. С другой стороны, если ученик не справляется, он может заниматься дольше положенного по стандартам времени;
  • нет привязки к определенному месту и времени – у ребенка появляется возможность путешествовать, заниматься любимыми делами, вести при необходимости профессиональную деятельность;
  • ребенок не слышит ошибок других учеников – он работает с чистой информацией, не сталкиваясь с тем, что может «засорить» его память, сбить с правильной мысли;
  • школьник может надеяться только на самого себя – отсутствие друга, у которого можно списать, вынуждает ученика заниматься с полной отдачей, осваивать материал в заданном объеме;
  • практикуется индивидуальный подход – дети на дистанционном обучении могут самостоятельно подбирать график, распределять время на освоение отдельных дисциплин. Даже следуя рекомендациям программы, они получают возможность больше заниматься теми предметами, которые им интересны, а «ненужные» походить в пределах обязательного минимума;
  • время не тратится впустую – на уроке в школе каждому ребенку отдельно отводится в среднем буквально пара минут. При домашней форме получения образования все выделенное на обучение время школьник тратит только на себя;
  • ребенок учится самостоятельности, ответственности – успеваемость детей при дистанционной работе во многом зависит от их отношения к учебе. Если учащийся не имеет серьезных проблем с дисциплиной, он быстро начинает понимать, что, чем активнее он старается, тем меньше времени у него уходит на школьные задания. Это становится стимулом, который подталкивает его к еще более активной работе;
  • исключение личных конфликтов – занимаясь в домашних условиях, можно избежать столкновений с ровесниками, напряжения от общения с учителями и других негативных последствий пребывания в коллективе;
  • для начала учебы нужен только интернет, что очень удобно в регионах, где ребенку сложно добираться до школы.

Главный минус направления в том, что домашнее обучение в России пока развито довольно слабо, но все же уже появился перечень заведений, достойных внимания. Также негативным моментом некоторые считают отсутствие живого общения с одноклассниками. При активной социальной жизни этот пробел будет легко заполнен. Еще родителей настораживает тот факт, что ребенок буквально посвящен сам себе в плане учебы. Современные программы составлены так, чтобы вызывать интерес у учащихся, а система родительского контроля поможет следить за успеваемостью школьника.

Поиск клиентов для школы

Основной канал привлечения — реклама. Рекламироваться можно в любой популярной сети, Инстаграм, ВК, Телеграм, а также через контекст Яндекс и Гугл.

Блогеры — вариант, когда нужно получить максимально целевую аудиторию (работает не у всех). Например, у популярных среди школьников блогеров хорошо рекламируются курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. То же самое с Ютуб-каналами.

Помимо рекламы, существует множество оригинальных способов продвижения:

Экспертные статьи — специалист вашей школы помогает разобраться с проблемой и ссылается на школу;

Сарафанное радио, отзывы — пользователю важно не быть обманутым;

Скидки за приведенных друзей (партнерская программа);

Помощь CPA сетей и вебмастеров, маркетинговый отдел;

SEO — попадание в топ выдачи по ключам;

Тематические сайты, группы, каналы — публикуйтесь в местах схожей тематики, не забывая давать качественный и полезный материал;

Каталоги, подборки курсов;
Контент-маркетинг.

Также не стоит забывать об азах ведения бизнеса в интернете:

  • Общайтесь с клиентами, устраивайте конкурсы, активности, шутите;
  • Всегда предлагайте скидки (за друга, оплату всего курса сразу);
  • Пробный период, занятие за рубль;
  • Красиво оформленные соцсети, быстрая техподдержка.

Начальная цель — привести лид на посадочную страницу (заинтересовать рекламой), следующая — заинтересовать лендингом и предложением (цена+что получит посетитель), последняя — убедить в совершении покупки (отзывы, скидка, триал). Такие простые действия позволят получить новых клиентов. Чтобы удержать старых, используйте разные уловки:

  • Незаконченность курса — без прохождения обучения студент не сможет в полной мере применить знания;
  • Единовременная оплата всего курса;
  • Скидка на второй (третий, четвертый) этап оплаты;
  • Сам процесс. Если человеку понравится продукт, он не откажется от учебы. Сделайте такой продукт.

Таким образом, при получении клиентов упор делается на второстепенные факторы (скидка, красота обложек), а при удержании — на процесс, знания и удобство обучения.

Вывод

Онлайн-школа может приносить в среднем от 50 до 500 тысяч рублей ее владельцу, при этом организовать работу стоит так, чтобы бизнес стал полупассивом и вы тратили время лишь на организацию процесса и устранение возникающих сложностей. Продвижение инфопродукта требует не только безупречных знаний, но и грамотного маркетингового подхода, поэтому не нужно отказываться от услуг специалистов разных ниш. Нельзя полагать, что онлайн-школа — лёгкая возможность заработать. Здесь множество подводных камней, связанных с продвижением, документацией, мелкими трудностями. Однако при ответственном подходе иметь пару-другую тысяч (а то и десяток тысяч) долларов в месяц более, чем реально.

Хотели бы открыть собственную онлайн-школу?
12 голосов

Удаленно

Удаленно

Удаленно

Домашняя школа «Фоксфорда»

Цифры: 7600+  учеников в январе 2021 года, в школе учатся дети из 49 стран

Стоимость: 2100-23400 рублей в месяц, первая неделя бесплатно 

Куратор: есть

Подробнее: на сайте

Варианты обучения 

В «Фоксфорде» можно выбрать базовую и индивидуальную программу обучения. 

Базовая программа — это альтернатива обычной школе. Отличие в том, что учебная нагрузка оптимизирована, и вместо четырёх уроков русского языка в неделю, например, всего два, но подача материала позволяет получить все необходимые знания. В результате освобождается время для дополнительных занятий. 

Индивидуальная программа, помимо основных школьных предметов, включает дополнительные занятия. Это могут быть углубленные курсы по профильным предметам, общеразвивающие курсы, например, шахматы или астрономия, подготовка к олимпиаде или ГИА. Школьники выбирают готовый образовательный маршрут или составляют свой. 

Онлайн-уроки проходят в формате вебинаров на собственной образовательной платформе: базовые предметы в первой половине дня, обычно не раньше 10:00, углубленные — во второй половине. Для 10-11 классов специально разработана программа ускоренного обучения «2 класса за один год». С 2021-22 учебного года планируются занятия в мини-группах.

Особенности

  • Персональное сопровождение (с учениками работают наставники, классные руководители, тьюторы, психолог), бесплатная первая неделя, индивидуальные образовательные маршруты, диагностика интересов и сильных сторон, промежуточная аттестация в школах-партнёрах. Есть возможность сдавать контрольные дистанционно. Ученики могут перейти в онлайн-школу в течение всего года. 
  • Учеников 9-го и 11-го классов зачисляют в школы-партнёры только до октября. 

Дистанционное обучение в России и закон

Нормативно-правое обеспечение дистанционного образования в России сложно назвать доскональным – большинство вопросов решается непосредственно учебными заведениями, в законах указаны только общие понятия.

Основные правовые документы, регулирующие СДО:

  1. Федеральный закон №237 «Об образовании в РФ», в котором указано, что образовательные программы могут быть реализованы при помощи дистанционных технологий. Общие требования к этим программам изложены в ст.16.
  2. Приказ Министерства образования и науки России №22 от 20.01.2014 – в нем обозначены все специальности средне-специального образования, по которым не допускается полностью дистанционная форма обучения. Для обучения в вузах дистанционно перечня с ограничениями нет.
  3. Порядок применения дистанционных технологий.
  4. Методические рекомендации, которые регулярно издают в Минобрнауки.

С точки зрения закона, учебные заведения, которые предоставляют дистанционное обучение, должны обеспечить студента всей необходимой информацией, позволяющей освоить программу в полном объеме без обращения к другим источникам. Это значит, что должна быть создана электронная библиотека, у учащихся должен быть круглосуточный доступ к базам данных и электронным архивам, в реальности выполнить эти условия получается не всегда.

Использование дистанционного метода обучения в России стало настоящим прорывом в системе образования. Метод часто критикуют, называют его образованием второго сорта, но множество выпускников, которые закончили учебу, нашли высокооплачиваемую работу и уверенно продвигаются по карьерной лестнице, подтверждают эффективность этой методики.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Трудности дистанционного обучения

В РФ дистанционное преподавание пока не развито, и потому некоторые трудности неизбежны.

И главное — даже не техническая сторона процесса, а сама организация занятий. Учителя уже сейчас предвидят, что им предстоит столкнуться с целым рядом проблем.

  1. Мотивация учеников. При обучении на дому у многих детей может возникнуть иллюзия каникул, которые начались на несколько месяцев раньше срока.
  2. Контроль. Учитель, который привык ходить между партами и смотреть, все ли ученики работают, не всегда понимает, как организовать контроль за классом при дистанционной работе.
  3. Проблемы с технологическими решениями. Преподавателям приходится в сжатые сроки осваивать онлайн-платформы и интерактивные инструменты — да еще и объяснять принципы их работы ученикам и их родителям. К тому же, не все сайты работают стабильно и надежно, и это лишь добавляет стресса.
  4. Управление временем. Преподавателям приходится заново переизобретать расписание и осваивать тайм-менеджмент, чтобы поддерживать строгий школьный распорядок даже при дистанционном обучении.

    Существуют полезные курсы для учителей, вынужденных быстро перестраиваться на удаленное преподавание. Эксперты онлайн-школы Skysmart и АО «Издательство „Просвещение“» проводят вебинары по темам, которые сегодня волнуют учителей сильнее всего: с чего начать организацию дистанционного обучения, как провести видеоурок, каким популярным платформам для дистанционного обучения можно доверять, как использовать социальные сети и мессенджеры в дистанционном обучении, как повышать уровень компьютерной грамотности среди педагогов. За несколько вебинаров любой учитель сможет сориентироваться в новой реальности — еще и получить сертификат за прохождение цикла экспертных мастер-классов Skysmart.

Переведите учеников на интерактивные рабочие тетради

Подробнее

Новый рейтинг EdTech-компаний

В рейтинг вошли частные российские компании, которые специализируются на онлайн-образовании, игроки формата смешанного обучения с собственными онлайн-платформами и разработчики платформ. На РБК Pro опубликован полный рейтинг компаний, основанный на выручке. За первый квартал 2020 года компании из списка заработали 2,8 млрд руб., а относительно первого квартал 2019 года их позиции в рейтинге изменились:

  1. Skyeng, изменение выручки: 29%. Российская онлайн-школа английского языка, основанная в 2012 году. Компания обучает языку с помощью курсов на сайте, рассылок, мобильного приложения.

  2. Skillbox, изменение выручки: 289%. Онлайн-университет digital-профессий с преподавателями-практиками. Основные направления обучения: дизайн, маркетинг, программирование и управление.

  3. «Учи.ру», изменение выручки: 50%. Образовательная онлайн-платформа, на которой школьники со всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

  4. «Нетология-групп», изменение выручки: 53%. Компания, специализирующаяся на образовании полного цикла. В нее входят несколько проектов, среди которых: «Нетология» — центр обучения digital-профессиям и «Фоксфорд» — онлайн-школа для учеников с 5-го по 11-й класс.

  5. GeekBrains, изменение выручки: 50%. Образовательный портал по обучению digital-профессиям с гарантированными стажировками и ориентацией на трудоустройство выпускников.

  6. MAXIMUM Education, изменение выручки: 34%. Образовательные программы и технологии в сфере дополнительного образования школьников.

  7. GetCourse, изменение выручки: 72%. Цифровая платформа для продажи и проведения обучения онлайн-школ, преподавателей, тренеров и тьюторов. Продюсирование онлайн-школ по рисованию, фитнесу, обучению бьюти-профессиям.

  8. iSpring, изменение выручки: 35%. Платформа-конструктор для создания онлайн-курсов и организации образовательных систем. iSpring разрабатывает программное обеспечение для корпоративного обучения.

  9. Like Центр, изменение выручки: −42%. Группа компаний, состоящая из собственно EdTech-компании Like Центр и инвестиционного фонда Like.

  10. «Актион-МЦФЭР», изменение выручки: 58%. Российская медиакомпания, которая выпускает электронные и печатные профессиональные издания, справочные системы, онлайн-сервисы и курсы.

Компании, которые занимаются сегментами школьного образования и digital-профессий поднялись выше в рейтинге. Эксперты считают, что спрос на новые профессии продолжит расти, поэтому компании ждет кратный рост в третьем и четвертом кварталах 2020 года.

Экономика образования

35 крупнейших EdTech-компаний России: рейтинг РБК

Будет ли заочное обучение с применением онлайн технологий качественным

проведении дистанционного обучения

С учётом того, что практически всё ДО платное, то вузы заинтересованы доводить своих учеников до диплома. Но ответственность за получение знаний лежит в первую очередь на самом обучаемом. Никто извне не будет мотивировать студентов страхом отчисления или двойкой, так как весь объем материала предоставляется полностью и без ограничений в доступе. Далее только от студента зависит, как часто он будет или не будет обращаться к этим материалам. 

Таким образом, вышку можно получить онлайн в государственном или негосударственном вузе. За короткий срок это можно сделать на основе среднего профессионального со смежной специальностью или высшего образования. Экстернат или ускоренная программа обучения может позволить получить очередное высшее образование за один год, или первое за несколько. Темп индивидуального плана обучения будет зависеть только от базовых знаний и познавательных способностей самого студента.

Все прелести ДО в следующем видео:

https://youtube.com/watch?v=e3XMF6YnV4w

Дистанционные технологии: онлайн-занятия и контроль знаний

  • Большую часть времени студент обучается по предоставленным материалам и лекциям (текстовым или видео) с помощью личного кабинета, изучает профильную литературу;
  • Любые возникшие в процессе обучения вопросы студент может задать напрямую профессорам с помощью переписки на почте или в специально созданных чатах;
  • Домашние задания также отправляются на почту или загружаются в специальную систему;
  • Для подготовки групповых проектов используются различные виртуальные доски, дискуссии, программы с общим онлайн-доступом;
  • Онлайн-лекции, семинары, практические занятия проводятся посредством Zoom, Google Hangouts, Skype, Microsoft Teams и других аналоговых сервисов видеоконференций.

прокторинга

Подведем итоги

Мы составили рейтинг институтов дистанционного обучения, однако доступно много других, но менее популярных вузов. Например, негосударственный СибЮУ занимает лидирующие позиции в рейтинге вузов дистанционного юридического образования. Здесь открыта программа «Юриспруденция», которую можно осваивать в рамках бакалавриата и магистратуры. В Институте бизнеса и дизайна дистанционно можно изучать 3 бакалаврских программы: «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Реклама и связи с общественностью» (срок – 4,5 года).

Обратите внимание на то, что дистанционное обучение в вузах России осуществляется только на платной основе. Студент не может претендовать на стипендиальные выплаты и другие виды материального поощрения

Такая форма получения образования дает возможность работать, поэтому студенты самостоятельно оплачивают обучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector