Сколько длятся пары в колледже: режим обучения, требования санпина
Содержание:
- В чем разница?
- Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
- Правильный выбор
- Направления колледжей, специальности
- Какие профессии предлагают колледжи и техникумы после 9 класса
- Чему на самом деле учат будущих учителей
- Преимущества и недостатки домашнего обучения
- Характеристика образования, полученного в колледже, преимущества
В чем разница?
На картинке – система профессионального образования в России:
Подростки часто задаются вопросом «А техникум – это ПТУ или нет?». Профессионально-техническое училище дает начальную профессиональную категорию образования. После техникума получают диплом о среднем профессиональном образовании. Также выпускники получают разную квалификацию – рабочий и техник соответственно.
Техникум или училище – это не колледж. Все эти учебные заведения имеют различные системы обучения, сроки учебного процесса. Выпускники имеют разные профессиональные квалификации.
Чем отличается колледж от техникума:
- Системой обучения;
- Сроками обучения;
- Уровнем подготовки (у выпускников колледжа он на порядок выше).
Колледж отличается от высшего учебного заведения (ВУЗа) сроками обучения. При выпуске из колледжа студенты получают диплом о средней категории образования. Учатся здесь три – четыре года, по окончании получая категорию старший специалист (старший техник).
Если сравнивать, какое учебное заведение престижнее, то можно ответить так – это зависит от рейтинга учреждения и того, насколько выбранная вами профессия востребована на рынке труда.
Итоги:
- ПТУ дает начальное профессиональное образование с категорией рабочего. Техникум – среднюю профессиональную категорию с квалификацией младшего специалиста (техника). Колледж – среднее специальное образование со званием старшего специалиста (старшего техника).
- ПТУ обучает на протяжении трех лет, поступление происходит после 9 класса. Техникум обучает два-три года с поступлением после 9 или 11 класса. В колледже обучаются 3-4 года с поступлением после 9 или 11 класса.
- ПТУ и техникумы преподают по школьной системе, тогда как колледж установил систему обучения ВУЗа, на базе которого работает учреждение. Колледж дает возможность получить творческую специальность.
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
Минпросвещения выпустило рекомендации по организации дистанционного обучения в школах и колледжах. Официально каникулы объявлены с 23 марта до 12 апреля, но в условиях сложной эпидситуации школы готовятся переходить в режим онлайн-обучения. С какими проблемами они сталкиваются при этом? Рассказывают директора и педагоги.
В Интернете люди проводят очень много времени и за годы успевают изрядно «наследить» в Сети. Теперь при поиске сотрудников солидные организации тщательно изучают не только документы соискателя, но и содержимое его аккаунтов. А что думают об этом руководители российских школ и вузов? Просматривают ли они странички своих учеников, студентов, сотрудников? Вадим Мелешко провел опрос.
Сколько поваров требуется, чтобы накормить всю школу? Какие пирожки больше всего любят школьники? Во сколько обходится обед одного ученика? Как родители влияют на вкусовые предпочтения детей? Татьяна Масликова побывала в святая святых – столовой – школы №2 небольшого городка Поворино в Воронежской области и узнала о секретах местной кухни.
В профессиональной биографии Киры Прошутинской было все – от должности ведущей детских программ до работы руководителя телекомпании. На ее глазах звездами становились Тина Канделаки, Дмитрий Быков и Леонид Парфенов. Она не боялась менять жанры, экспериментировать и развиваться в своем деле. О цензуре на ТВ, премии ТЭФИ, школьных годах и многом другом читайте в нашем эксклюзивном интервью с известным журналистом.
Правильный выбор
По некоторым социологическим данным, обучение после техникума продолжает около 70% выпускников. Это достаточно высокий процент, говорящий, что ценность университетского диплома в современной России не утрачена.
Условия обучения в колледже различны, в зависимости от того, после какого класса поступил в него ребенок. От этого же зависят и дальнейшие его возможности. Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно четко осознавать преимущества вариантов обучения.
Поступить после 9 классов
Окончив школу с базовым образованием 9 классов, выпускники для получения специальности выбирают либо техникум, либо училище. Основное преимущество такого выбора — возможность избежать выпускных экзаменов, что вполне подходит для слабых учеников. Чтобы поступить в некоторые ПТУ, не важны даже результаты ГИА, достаточно аттестата.
Конечно, колледж продолжает подготовку по важным школьным предметам, но основной упор делается на специальные, для овладения профессией.
Еще несколько плюсов обучения в колледже после 9 классов:
- Получение диплома узкой специализации, с ним устроиться на работу будет гораздо проще.
- Экстернат при прохождении общей школьной программы.
- Диплом о специальном образовании дает возможность поступления в институт по своей профессии сразу на 2 курс. Это сократит время учебы.
- Невысокая конкуренция даже на бюджетные места.
Обучение в колледже после 11 классов
Считается, что в колледж поступают только те, у кого минимальные шансы на зачисление в ВУЗ. На самом деле это заведение можно рассматривать как ступеньку к образовательным вершинам. Это один из самых легких путей к заветному университетскому диплому.
Что получают поступающие в колледж после 11 класса:
- Поступление в ВУЗ на 3 курс по выбранной в техникуме специализации, соответственно окончить университет можно быстрее.
- Конкурс на поступление как в техникум, так и впоследствии в институте гораздо меньше.
- Получение конкурентоспособной профессии. Это позволит устроиться на хорошую с перспективой работу. Если дополнительно выбрать заочную форму обучению в ВУЗе, то преимущества станут неоспоримы.
- Учеба в колледже на бюджете предполагает выплату стипендии студентам.
- Если обучение на бюджетной основе по каким-то причинам недоступно, есть возможность найти работу и поступить на заочный курс. Стоимость обучения в колледже значительно ниже, чем в ВУЗе.
Работа для выпускников техникума
В образовательной системе колледж и техникум являются промежуточным звеном между школой и университетом. Где и сколько учиться — каждый человек решает самостоятельно, и поступление в ВУЗ после колледжа не всегда является единственно правильным выбором.
Примерно 30% учеников, посчитав, что уже обладают востребованной профессией, устраиваются на работу и начинают строить карьеру.
В большинстве случаев это:
- выпускники престижных заведений;
- получившие техническую специализацию или профессию в сфере ИТ;
- отучившиеся на узкой специализации, например, в медицинском или педагогическом колледже, для наработки профессионального стажа.
Отдельно необходимо упомянуть о престижных колледжах и техникумах.
И еще один важный момент: какое дает такой колледж образование, хорошее или все-таки придется доучиваться в вузе. В реальности, диплом престижного заведения ценится гораздо выше, чем полученный в некоторых институтах и академиях.
Самые авторитетные образовательные учреждения Москвы:
- колледж Международной академии бизнеса и управления;
- ЭБК;
- МГКЭИТ;
- колледж Московского университета им. Витте.
Для того чтобы сделать правильный выбор, в стране ежегодно публикуются рейтинги 100 лучших ссузов (так в общем называются все средние специальные учебные заведения). Конкурс на звание лучшего поддерживает Министерство просвещения РФ и насчитывает на сегодняшний день около 10 критериев отбора.
Направления колледжей, специальности
Не всегда можно получить желаемое в плане образования. Например, медицинские специальности не рассчитаны на заочное или дистанционное освоение – диплом получают только при очном обучении. Это связано со спецификой профессии – нужно видеть своими глазами, что происходит в аудитории или на практических занятиях. Возможно, человеку не подходит данная специальность и ее лучше сменить поскорее.
Медицинский колледж или вуз лучше заканчивать по месту жительства, если родители не отпускают далеко.
Нельзя учиться удаленно по специальностям искусства или художественному направлению. Студенты колледжей искусства Москвы также обучаются очно. Заочное образование доступно по некоторым теоретическим дисциплинам в вузах. Объясняется это тем, что индивидуальные уроки нельзя провести дистанционно, потому что обучение будет неполноценным из-за отсутствия контроля преподавателя.
Педагогический колледж можно окончить заочно или дистанционно. Но, скорее всего, дистанционный формат придется искать в Москве, так как региональные учебные педагогические заведения не имеют возможности передавать материалы удаленно, а ограничиваться одной электронной почтой или по скайпу – малоэффективно. Практическая деятельность студентов педагогических колледжей в удаленном формате должна проходить более интенсивно. Желательно, чтобы студент уже начал работать в данной сфере. Дело в том, что в колледже очники часто посещают детские сады, школы, чтобы увидеть, как проходит учебный процесс и что должен делать преподаватель.
Но дома студент имеет под рукой только теоретический материал. Чтобы помочь себе разобраться, нужно попробовать поработать некоторое время в детском учреждении хотя бы помощником воспитателя. Так легче будет писать дипломную работу, которая является обязательным условием получения диплома, будет легче общаться с преподавателями.
Какие профессии предлагают колледжи и техникумы после 9 класса
Выбор учебных заведений, куда можно поступать после 9 класса, велик. Их делят на три категории:
- училища;
- техникумы;
- колледжи.
Кажется, между ними нет никаких отличий, кроме названий, но это не так. Отличаются и образовательная программа, и аттестат выпускников, а значит, и возможность дальнейшего трудоустройства.
Училище
Первая ступень средне-специального образования. Сюда принимают выпускников только после 9 класса, а обучение длится до трех лет. Список профессий после 9 класса определяется направлением училища. В наибольшей степени распространены профессионально-технические, где обучают:
- маляров;
- штукатуров;
- машинистов;
- монтажников;
- мотористов;
- станочников;
- токарей;
- фрезеровщиков;
- слесарей.
Училище может иметь медицинскую, военную, художественную, педагогическую направленность, что расширяет перечень профессий, которые позволяет освоить средне-специальное образование. Выпускник получает «рабочий» диплом и может после окончания учебного заведения работать по специальности в статусе рабочего или младшего специалиста.
Техникум
Эти учебные заведения считают промежуточным звеном между училищем и колледжем, но это некорректное определение. Техникум и колледж — это почти одно и то же, с той разницей, что программа обучения в техникуме не дает углубленных знаний. Срок обучения может составлять 2-4 года. Выпускник получает квалификацию младшего специалиста, а поступать в техникум, в отличие от училища, можно после 9 и после 11 класса.
Обучение в техникуме выбирают в случае, если нужно освоить профессию быстро, но в то же время есть желание в будущем продолжить образование и поступить в вуз. Училище полного среднего образования не дает, а значит, и права поступать в высшее учебное заведение у его выпускников нет.
Список хороших профессий после 9 класса, которые можно освоить на базе техникума, велик:
- архитектура;
- автоматизация производств;
- банковское дело;
- государственное и муниципальное управление;
- правоведение;
- дизайн;
- гостиничный сервис;
- издательское дело;
- косметика и визажное искусство;
- медицинская оптика;
- организация перевозок;
- парикмахерское искусство;
- машиностроение;
- экономика и бухгалтерский учет.
Выпускники техникумов могут работать в каждой из сфер производства, торговли, транспортного сообщения. В техникумах можно освоить азы как модных сегодня специальностей — маркетолога, специалиста по рекламе, менеджера, — так и профессии, которые всегда будут востребованы: повар, кондитер, портной, слесарь, мастер по ремонту автомобилей и техники.
Колледж
Учебные заведения этого типа тоже называют промежуточным звеном между средним профессиональным и высшим образованием. От училища и техникума колледжи отличаются качеством профессиональной подготовки. Обучение предусматривает основную и углубленную программы, поэтому и срок его составляет минимум 4 года, а выпускники получают дипломы специалистов со средним полным образованием.
В колледж поступают в том случае, если в перспективе планируют дальнейшее обучение в вузе. А срок получения профессии не так важен, как качество образования. В колледжах учатся дольше, чем в училищах и техникумах, а после окончания обучения выпускники могут работать в должности старших специалистов.
Нужные профессии после 9 класса, которые можно освоить на базе колледжа, аналогичны тем, которым обучают в техникумах. К ним можно добавить:
- разработчик web- и мультимедийных приложений;
- администратор баз данных;
- специалист по информационным ресурсам;
- графический дизайн;
- техник по защите информации;
- мастер декоративных работ;
- оператор станков с ПУ;
- метролог;
- оператор беспилотных летательных аппаратов;
- наладчик промышленного оборудования.
Одни из самых востребованных профессий после 9 класса — это специальности в сфере IT, технических наук, программирования, обслуживания сетей и защите информации. Чтобы освоить эти профессии, не нужно учиться в вузе. Поступив в колледж и получив азы специальности, можно начинать строить карьеру раньше. А если возникнет необходимость, например для получения престижной должности, через несколько лет можно и в вуз поступить.
Чему на самом деле учат будущих учителей
Я уже писала для «Мела», но теперь решила завести собственный блог. Хочу описать ситуацию, которая складывается в вузе, где я учусь. Ситуация тревожит меня, моих однокурсников и даже преподавателей. Но никто ничего не делает, чтобы что-то исправить.
Небольшое отступление. Я поступала в педагогический вуз в Москве осознанно: я хотела учить, мне это нравилось и нравится до сих пор. Есть мнение, что в педагогический идут те, кого в другие университеты не приняли. Если говорить о платном обучении, это, возможно, и так. А вот бесплатно «случайно учиться» невозможно: у нас было десять бюджетных мест. Спасибо большое, что на свете есть ЕГЭ: я вовремя нашла отличные курсы подготовки, смогла сдать экзамены на высокие баллы, хотя школа моя, мягко говоря, нас не готовила.
Сумма баллов — 262, я прохожу во вторую волну, я счастлива, я рада, я будущий учитель английского языка! Десять человек — бюджет, остальные 35 — коммерция. 170 тысяч в год (бедные родители). Но какое мне дело? Я была в группе номер один, где все были бюджетники. Ура!
Я до сих пор вспоминаю первый семестр с ужасом. Безумные нагрузки, тексты наизусть, домашнее задание до трёх ночи. Это ещё было ничего, я говорила себе: «Учись, студент, так и должно быть». Я не хотела халявы. Но я выделялась. Мои одногруппницы — девочки из британских школ, углублённое изучение, знания, на которые опираются преподаватели… И тут я такая на их фоне fool от full отличить на слух не могу. Я училась в физико-математическом лицее в Подмосковье, английский язык знала по песням the Beatles. Я выделялась.
Помню слова препода по практике речи: «Не идут в математику те, кто в школе не научился в столбик считать. Ты чего сюда пришла? Ты читер, сдала ЕГЭ как-то хорошо, а сама ничего не знаешь. Ты не достойна здесь учиться»
Шок, желание забрать документы, потеря веры в себя. Да, я не достойна, да, я ничего не знаю. Но потом я подумала: я пришла сюда учиться или что? Неужели в вуз приходят только те, кто уже знает всё? А позже я вспомнила о существовании ещё трёх групп, где ЕГЭ 50-60 баллов. Они что, справились лучше меня? Они достойны, а я нет?
Наверное, это не лучшее дело — сравнивать себя с другими. Но эти мысли заставили меня притормозить с решением «заберу документы» и перевестись в группу номер четыре.
«Не боец, убежала от трудностей», — скажут многие. Возможно. Сейчас речь о другом. Один и тот же вуз, одна и та же программа, но, господи, как же мне легко стало учиться. Тексов наизусть больше не было, домашки в три раза меньше, на контрольных преподаватель выходит «попить чаю». Неожиданно мой статус «почти вылетела» превратился в «отличницу с повышенной стипендией». Главное — не палиться, что я бюджетница.
Здесь можно возразить, что те, кто остался в группе, которую заставляют делать в три раза больше, чем нас, станут отличными учителями с глубокими знаниями. Но как-то раз я спросила их, помнят ли они те тексты наизусть, те виды рыб и деревьев на английском, которые нас заставляли учить? Они не помнят.
Итак, в новой группе у меня появилась куча свободного времени, я пошла работать, набираться опыта в общении с детьми, в преподавании. Я преподаю уже третий год, обожаю свою работу, обожаю моих учеников.
Но когда я задумываюсь о том, что дало мне обучение в вузе за эти три года, мне становится не по себе. Спасибо, что это бесплатно
А для тех, кто платит за то, чтобы не делать толком ничего, переходя из семестра в семестр… Хотя нет, вру, в этом году у нас была очень требовательная Наталь Витальна по дисциплине «Методика образования». Я даже обрадовалась, что наконец-то будет нечто практически полезное. К слову, я проходила курс методики на работе. Там меня научили, как нужно держаться в классе, как двигаться, как смотреть, как готовиться к уроку, как управлять голосом. Методика стоит рядом с практикой. На работе я постоянно проходила «симуляции»: выходила к доске и проводила урок для коллег, которые устраивали драки, хамили, задавали неловкие вопросы. Я получала опыт.
Когда я, полная надежд, пришла на эту самую пару по методике и увидела «основы коммунистического воспитания» в книжке, а потом нам рассказали про цели и задачи. А ещё, что можно развлечь класс диафильмом. Я думаю, все слышали ужасный грохот моих рухнувших надежд
Надежд на то, что будет что-то интересное, полезное для будущих преподавателей. Я не боюсь войти в класс и дать урок. Но за это я не скажу «спасибо» педагогическому университету. Смогут ли это сделать мои одногруппницы? Сомневаюсь. Они смогут составить ориентировочную карточку, оформить титульный лист, скачать из интернета доклад. И это не мои злобные домыслы: каждый из нас отдаёт себе отчёт, что без опыта, без дополнительной практики, мы не будем готовы. И в чём же тогда смысл?
Преимущества и недостатки домашнего обучения
Дистанционное обучение в школе сопровождается такими плюсами:
- есть возможность получить образование экстерном – если способности и активность ребенка позволяют, то не обязательно тратить целый год на освоение программы одного класса. С другой стороны, если ученик не справляется, он может заниматься дольше положенного по стандартам времени;
- нет привязки к определенному месту и времени – у ребенка появляется возможность путешествовать, заниматься любимыми делами, вести при необходимости профессиональную деятельность;
- ребенок не слышит ошибок других учеников – он работает с чистой информацией, не сталкиваясь с тем, что может «засорить» его память, сбить с правильной мысли;
- школьник может надеяться только на самого себя – отсутствие друга, у которого можно списать, вынуждает ученика заниматься с полной отдачей, осваивать материал в заданном объеме;
- практикуется индивидуальный подход – дети на дистанционном обучении могут самостоятельно подбирать график, распределять время на освоение отдельных дисциплин. Даже следуя рекомендациям программы, они получают возможность больше заниматься теми предметами, которые им интересны, а «ненужные» походить в пределах обязательного минимума;
- время не тратится впустую – на уроке в школе каждому ребенку отдельно отводится в среднем буквально пара минут. При домашней форме получения образования все выделенное на обучение время школьник тратит только на себя;
- ребенок учится самостоятельности, ответственности – успеваемость детей при дистанционной работе во многом зависит от их отношения к учебе. Если учащийся не имеет серьезных проблем с дисциплиной, он быстро начинает понимать, что, чем активнее он старается, тем меньше времени у него уходит на школьные задания. Это становится стимулом, который подталкивает его к еще более активной работе;
- исключение личных конфликтов – занимаясь в домашних условиях, можно избежать столкновений с ровесниками, напряжения от общения с учителями и других негативных последствий пребывания в коллективе;
- для начала учебы нужен только интернет, что очень удобно в регионах, где ребенку сложно добираться до школы.
Главный минус направления в том, что домашнее обучение в России пока развито довольно слабо, но все же уже появился перечень заведений, достойных внимания. Также негативным моментом некоторые считают отсутствие живого общения с одноклассниками. При активной социальной жизни этот пробел будет легко заполнен. Еще родителей настораживает тот факт, что ребенок буквально посвящен сам себе в плане учебы. Современные программы составлены так, чтобы вызывать интерес у учащихся, а система родительского контроля поможет следить за успеваемостью школьника.
Характеристика образования, полученного в колледже, преимущества
Часто занятия ведут преподаватели из ВУЗа
Колледжи осуществляют углубленную подготовку по выбранной специальности. Обучение в них производится на срок от 3 до 4 лет, это одно из отличий от ВУЗа. Зачастую создаются на базе университета, и занятия ведут вузовские преподаватели. Поэтому выпускники, сумевшие окончить среднее специальное учебное заведение, считается, имеют намного больше преимуществ для поступления в ВУЗ, чем школьники.
Для поступления в техникум требуется аттестат, в котором важную роль для участия в конкурсе является средний балл. После зачисления бывшие школьники становятся студентами, где их ждут сессии, семестры и прочие атрибуты студенческой жизни.
Студентов ждет такое же расписание, как и при учебе в университете
Как и в ВУЗе, в колледже учеба организуется по семестрам, после чего сдается экзамен и наступают зимние или летние каникулы. Здесь проводятся лекции, семинары, сдаются курсовые и контрольные работы. В системе образования преобладают многопрофильные учебные заведения, где студенты получают гуманитарное, экономическое, техническое и другие виды образования.
Меньше конкурс на место
В стране около 1950 таких заведений, т. е. шанс поступить хоть в одно училище, высокий. По итогам 2018 года большой конкурс проходил при поступлении на экономические специальности 4 человек на место.
Конкурс при поступлении ниже
Средний балл аттестата для поступления должен быть от 3,% до 5, здесь все зависит от выбранной специальности и конкурса. В 2018 году большое количество школьников поступало с баллами от 4,5 до 4,9. С таким баллом поступают на востребованные специальности, среди которых — юридические, информационные направления, технические и медицинские.
Среди популярных колледжей с высоким статусом можно выделить:
- Кемеровский областной медицинский колледж;
- Московский колледж градостроительства, транспорта и технологий №41;
- Экономико-технологический колледж №22;
- Московский государственный колледж электромеханики и информационных технологий и др.
Техникум отличается широким выбором специальностей
Очень большой выбор самых разнообразных специальностей
В колледже производится подготовка студентов по многим специальностям:
- банковское дело;
- дизайн;
- флористика;
- правоохранительная деятельность;
- программирование;
- медицина;
- преподавание в начальных классах;
- экономика;
- туризм;
- реклама;
- парикмахерское искусство;
- юриспруденция и много других.
Студенты получают более углубленную подготовку при окончании учебы
Студентам колледжа легче поступить в ВУЗ. Объясняется это не только углубленной подготовкой по специальности, но и тем, что многие колледжи образованы на базе ВУЗов, и выпускные экзамены здесь приравниваются к вступительным в высшие учебные заведения.
Выпускникам колледжей легче поступить в университет, не сдаются вступительные экзамены
Процесс обучения построен аналогично ВУЗам, здесь 6-ти дневная рабочая неделя, занятия по 1 часу 30 минут. Предусмотрены маленькие перемены по 5-10 минут, и большая – 20 минут. Проводятся теоретические, практические, лабораторные занятия, самостоятельная подготовка, практика, курсовые и дипломные работы. В году проводятся две сессии, где студенты сдают зачеты и экзамены, после чего идут на каникулы. Проводится это зимой и летом, т.е., учебный процесс делится на два семестра.
Можно получить больше практики
Получение практических навыков
Колледж дает больше практики. Причиной тому ориентированность ССУЗов на получение практического опыта, нежели теоретического. При этом обязательна производственная практика, в результате, студент средне-специального заведения больше подготовлен к работе.
Закончить срок обучения можно раньше
Срок учебы короче на 1-2 года
При поступлении в колледж после 9 класса, срок обучения 3-4 года, а после 11 он уменьшается до 2-3 лет. Основное преимущество состоит в том, что по истечению короткого промежутка времени в 3-4 года, можно закончить обучение и выйти на работу по специальности, а также пойти заочно получать высшее образование.
Есть возможность учиться и участвовать во внеучебной деятельности
На базе ССУЗов создается большое количество спортивных секций, общественный организаций и прочего. Можно участвовать в соревнованиях и конкурсах от колледжа, при этом хорошо себя зарекомендовав.