Как выбрать профессию? правила и рекомендации
Содержание:
- Инструкция по прохождению методики
- Почему правильный выбор так важен
- Кратко о сложности правильного выбора
- Методика А. Голомштока по определению профессиональных интересов
- Для кого подходит методика Голомштока?
- Профессиональные склонности при выборе профессии
- Карта интересов Голомштока
- Этапы выбора
- Гуманитарий или технарь – Центр тестирования и развития
- Пробуйте разные виды деятельности
- Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
- Как попасть на работу по душе
- Какие профессии будут востребованы в будущем?
- Профориентационная анкета – Смартия
- Методика А. Голомштока по определению профессиональных интересов
- Рекомендации по выбору профессии
- Главный результат деятельности педагога — дети
- Что такое профессиональные интересы
- Предварительный просмотр:
- Четыре шага к работе своей мечты
- Как рассказать о своей работе
Инструкция по прохождению методики
Прохождение опросника на выявление профессиональных интересов не требует специальной подготовки, и Вы всегда можете пройти тест прямо на нашем сайте онлайн.
Опросник представляет собой 100 несложных вопросов, касающихся Ваших способностей, занятий и интересов. Вам только нужно будет выбрать подходящий ответ:
- очень хотелось бы, нравится этим заниматься;
- нравится, но не очень сильно;
- затрудняюсь ответить;
- не хотелось бы, не нравится;
- очень не хотелось бы, совершенно не нравится.
Опросник рекомендуется проходить, когда у Вас в запасе имеется достаточное количество времени и Вы не испытываете сильных эмоций, способных повлиять на результаты теста (грусть, злость и др.).
Почему правильный выбор так важен
Выбор будущей профессии имеет огромное значение. На работе люди проводят большую часть своей жизни. Одно дело — получать удовольствие от профессиональной деятельности, другое — ходить на работу ради зарплаты. Когда профессиональная деятельность позволяет вам раскрыть свой внутренний потенциал, реализовать свои лучшие качества, она становится любимым хобби. Оплачиваемым хобби! Не поленитесь задаться вопросом о своем будущем еще в 8-9 классах, чтобы у вас было достаточно времени на анализ полученной информации и принятие верного решения.
Конечно, никогда не поздно что-то изменить в своей жизни и, разобравшись в себе, получить еще одно, уже точно нужное образование. Но на учебу уходят годы. Время — это самый ценный и невосполнимый ресурс, который есть у человека. Помните об этом, когда решаете, куда и на кого идти учиться!
Кратко о сложности правильного выбора
В 15-17 лет сделать правильный выбор бывает нелегко. О большинстве профессий школьники имеют лишь общее представление, а о существовании некоторых, встречающихся редко, не подозревают вообще. Поэтому к выбору специальности необходимо подойти максимально разумно, выяснить о ней как можно больше, взвесить все «за» и «против».
Найти не просто интересную, а высокооплачиваемую и востребованную на рынке труда профессию не так просто.
Нужно учитывать несколько важных факторов:
Интересы и склонности. Обязательно нужно принимать в расчет желание человека заниматься определенной деятельностью, интерес к каким-либо предметам и явлениям, которые хочется изучать более детально.
Способности. Важно оценить творческие и индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечат успешное выполнение какой-либо деятельности, запоминание большого объема информации.
Современные реалии. Школьники должны четко осознавать, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какая вероятность быстро трудоустроиться после окончания университета, какая оплата труда у специалистов в выбранной сфере.
Методика А. Голомштока по определению профессиональных интересов
А.Е. Голомшток – советский педагог, который занимался изучением профессиональных интересов школьников и их выбора профессии. Он является автором знаменитого пособия «Выбор профессии и воспитание личности школьника», который стал основой для этой области психологии.
Педагог выделил и обозначил 23 основных профессиональных направления такие, как и медицина, искусство, педагогика, военное дело, физика и математическое направление, химия, журналистика и др. Карта интересов А. Голомштока представляет собой ряд несложных вопросов, затрагивающих Ваши предпочтения и интересы, которые и помогают определить, какая специальность Вам больше всего подходит.
Методика Голомштока неоднократно подвергалась различным проверкам и участвовала в научных исследованиях, в результате чего считается одним из эффективных способов определить профессию.
Для кого подходит методика Голомштока?
Выбрать правильную профессию сложно, ведь предполагается, что Вы будете работать в этой сфере всю жизнь. Именно поэтому стоит уделить этому вопросу много внимания, чтобы в будущем не пожалеть о своем выборе и развиваться в той сфере, где Вы будете успешны. Опросник по определению профессиональных интересов Голомштока, в первую очередь, рекомендуется проходить старшеклассникам, которым необходимо делать свой профессиональный выбор. Помимо этого, метод стоит опробовать студентам, которые сомневаются в своей специальности; людям, задумывающимся о смене профессии; работникам, которые довольны своей профессией, но желают улучшить навыки.
Профессиональные склонности при выборе профессии
Одна девочка говорит, что хочет быть психиатром. Как видите, она интересуется не школьным предметом, а прямо-таки профессией! Но читала ли эта девочка о психиатрии хотя бы что-нибудь? Странно, но нет, не читала. Зато она много читала про другое — про организм человека, про системы органов, про правильное питание и работу мышц — про это она уже очень много знает!
Но почему же девочка не читает про психиатрию и видео не смотрит? Выясняю. Оказывается, ей не интересно узнавать про психиатрию. Получается, что сама девочка к психиатрии не склоняется. Оказалось, что психиатрия — это была мамина идея и нереализованная мечта. Вот так так!. Однако на мамином интересе долго не продержишься. Нужен свой. И настоящий девочкин интерес дал плоды — она теперь много знает о том, чем реально она сама интересовалась. Она не просто так читает, изучает анатомию и физиологию движения и питания — а с прицелом на будущую профессию. Так что мы тут можем смело сказать, что это ее профессиональная склонность к соматической медицине.
Карта интересов Голомштока
Опросник интересов А. Е. Голомштока предназначен для изучения склонностей и способностей учеников старших классов в разных сферах деятельности. Автор карты выделяет 23 сферы: математика, физика, филология, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, журналистика, искусство, история, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, электротехника, техника. Полный вариант представлен в виде теста и содержит 174 вопроса. Тест позволяет выявить структуру предпочтений. Поэтому методика карты интересов Голомштока актуальна в профориентации и при приёме на работу. В последнем случае работодатель получает информацию о ведущих увлечениях потенциального работника.
Сокращенная карта интересов Голомштока выделяет 10 направлений профессиональной деятельности:
- физика и математика;
- химия и биология;
- радиотехника и электроника;
- механика и конструирование;
- география и геология;
- литература и искусство;
- история и политика;
- педагогика и медицина;
- предпринимательство и домоводство;
- спорт и военное дело.
При заполнении бланка карты познавательных интересов и склонностей, вы увидите 10 колонок, которые соответствуют вышеперечисленным видам деятельности. В результате обработки своих ответов, вы сможете выявить склонность и расположенность к каким-либо профессиональным сферам из этого перечня (как правило, их получается несколько).
Вопросы касаются отношения человека к различным сферам деятельности. Если вам нравится делать то, о чем говориться в опроснике, то в бланке ответов рядом с номером вопроса о, если не нравится, то «–».
Номера вопросов | Сумма баллов | |||
1 | 11 | 21 | 31 | 41 |
2 | 12 | 22 | 32 | 42 |
3 | 13 | 23 | 33 | 43 |
4 | 14 | 24 | 34 | 44 |
5 | 15 | 25 | 35 | 45 |
6 | 16 | 26 | 36 | 46 |
7 | 17 | 27 | 37 | 47 |
8 | 18 | 28 | 38 | 48 |
9 | 19 | 29 | 39 | 49 |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Нравится ли вам:
- Узнавать об открытиях в области физики и математики.
- Смотреть передачи о жизни растений и животных.
- Выяснять устройство электроприборов.
- Читать научно-популярные технические журналы.
- Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
- Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
- Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
- Наблюдать за работой медсестры, врача.
- Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
- Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
- Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
- Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
- Ремонтировать бытовые электроприборы.
- Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
- Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
- Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
- Участвовать в общественной жизни школы, города.
- Объяснять одноклассникам учебный материал.
- Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
- Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
- Проводить опыты по физике.
- Ухаживать за животными растениями.
- Читать статьи об электронике и радиотехнике.
- Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
- Коллекционировать камни, минералы.
- Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
- Читать биографии известных политиков, книги по истории.
- Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
- Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
- Участвовать в военных играх, походах.
- Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
- Замечать и объяснять природные явления.
- Собирать и ремонтировать компьютеры.
- Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
- Участвовать в географических, геологических экспедициях.
- Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
- Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
- Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
- Искать и находить способы зарабатывания денег.
- Заниматься физической культурой и спортом.
- Участвовать в физико-математических олимпиадах.
- Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
- Разбираться в принципах работы электроприборов.
- Разбираться в принципах работы различных механизмов.
- «Читать» географические и геологические карты.
- Участвовать в спектаклях, концертах.
- Изучать политику и экономику других стран.
- Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
- Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
- Участвовать в спортивных соревнованиях.
Подсчитайте сколько плюсов получилось в каждой строчке. Чем их больше, тем выше ваш интерес к данному занятию. Даже если вы не используете бланк, вы без труда сможете определить к какой сфере тяготеете, подсчитав положительные ответы
Обратите внимание на формулировку вопроса и сопоставьте его с перечнем профессиональных сфер
Этапы выбора
Ответственный подход к определению своего призвания предполагает поэтапную профессиональную самоидентификацию. Выделяют следующие этапы:
- Детский возраст, когда в процессе игры ребёнок примеряет на себя различные роли. Хорошо поступают те родители, которые отдают детей в различные кружки и секции, где дети не только физически и интеллектуально развиваются, но и осваивают азы деятельности.
- Средний школьный возраст ассоциируется с первыми, порой слишком романтичными представлениями о различных видах работы.
- Старшеклассники имеют уже относительно чёткий план своего профессионального будущего, который может постоянно корректироваться. Но это благо, т. к. тщательный анализ даёт больше шансов на успешную карьеру в дальнейшем. Нужно получить как можно больше информации об учебных заведениях, где готовят подобных специалистов.
- По окончании школы выпускник принимает решение о получении той или иной специальности с учётом прохождения профориентации.
- Обучение профессии, включающее практическую часть, – знакомство с рабочими буднями.
- Начало трудовой деятельности, в состав которой входит и психологическая адаптация.
Перед окончательным выбором проходит несколько этапов подбора, начиная с самого детства
Важно, чтобы на каждом этапе подросток/молодой человек получал объективную информацию о работе, и если необходимо, то советы по выбору профессии
Гуманитарий или технарь – Центр тестирования и развития
Тест Гуманитарий или технарь предназначен для определения склонностей, интересов и способностей человека в профессиональной сфере. В результате сервис выдаст вердикт, гуманитарий вы или технарь, т. е. какое направление вам ближе.
Области деятельности у обеих специальностей обширны. Например, гуманитарному вектору принадлежат следующие направления:
- дизайнер,
- менеджер,
- педагог,
- психолог,
- журналист,
- юрист,
- экономист и т. д.
А к техническому:
- электрик,
- шахтер,
- сварщик,
- строитель,
- токарь,
- металлург и т. д.
Еще пара опросников от Центра тестирования и развития:
- Личность и профессии
- Профперспектива
Пробуйте разные виды деятельности
Чтобы определиться с профессией мечты, априори не нужно бояться пробовать разные виды деятельности. Например, как вы поймёте, что педагогика — это ваша страсть, если ни разу не попробуете идти на контакт с группой детей? И такой же принцип касается абсолютно любой специальности.
Подключите фантазию и придумайте, как бы вы могли организовать «демо-версию» желаемой профессии. Рискуйте, пробуйте новое, стажируйтесь, увлекайтесь и разочаровывайтесь, ищите себя в кардинально разных направлениях и вы обязательно подберёте для себя оптимальный вариант!
К слову, многие университеты сейчас практикуют дни открытых дверей, где каждый человек может поближе познакомиться с тонкостями желаемой профессии. Первым шагом на пути к мечте может стать и посещение кружков по интересам.
Отлично, если в вашем окружении есть человек, который уже занимает должность мечты. Спросите его о нюансах профессии, а также о задачах, которыми он занимается ежедневно — на базе этих знаний будет гораздо проще принять правильное решение.
Если выбор профессии загоняет вас в тупик, вы можете обратиться за помощью к карьерному консультанту. Этот человек как супергерой позволит вам понять, что не бывает такого, чтобы вас ничего не интересовало, а также направит в нужное русло.
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьнгых предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
Как попасть на работу по душе
На этом этапе вы уже знаете, что вам нравится делать, что у вас получается и какие профессии востребованы на рынке. Теперь нужно свести всю информацию вместе и начать поиски. Где искать возможности для старта карьеры:
- Обучающие программы. После их прохождения часто помогают с трудоустройством. Но лучше пообщаться с предыдущими выпускниками курсов, чтобы удостовериться, что помощь с поиском работы — не очередной маркетинговый трюк компании, а реальный бонус.
- Программы стажировок. Такие часто запускают корпорации, международные предприятия, крупные компании. И не только для студентов.
- Сайты поиска работы.
- Телеграм-каналы, Facebook-группы с вакансиями. Лучше искать тематические, где публикуют предложения в 1-2 сферах деятельности.
- LinkedIn. Для этого стоит подписаться на аккаунты HR-менеджеров тех компаний, где бы вы хотели работать.
- Через знакомых. Необязательно, чтобы они договаривались о вашем трудоустройстве. Достаточно, если они просто расскажут о вакансиях в своих компаниях.
- Центры трудоустройства в университете (подойдет студентам-выпускникам).
- Ярмарки вакансий.
- Страницы предпринимателей в соцсетях.
Итак, как выбрать профессию?
Найти работу мечты самостоятельно реально! Но нужно быть готовым к работе над собой. Ведь пока вы не знаете, что вам интересно делать, а что — не нравится. Что мотивирует, какой тип деятельности подходит, какие навыки развиты хорошо, а какие — не очень. Так можно еще очень долго искать себя и не находить! Поэтому обязательно следуйте рекомендациям выше, и у вас все получится!
Какие профессии будут востребованы в будущем?
Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.
Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.
С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.
В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.
Профориентационная анкета – Смартия
Профориентационная анкета – это тестирование, нацеленное в первую очередь на определение командного игрока и одиночки. После прохождения 27 вопросов станет понятно, что является вашей целью:
собственный успех и самореклама;
слаженная командная работа и максимальная польза для каждого члена группы;
положительный конечный результат, достигнутый неважно какими путями.
Опросник можно использовать для подбора сотрудников в компанию, где стоит на первом месте ориентация на командную работу.
Другие тесты от Смартии:
- Профессиональный тип личности: какие профессии вам подходят
- Что вам подходит
Методика А. Голомштока по определению профессиональных интересов
А.Е. Голомшток – советский педагог, который занимался изучением профессиональных интересов школьников и их выбора профессии. Он является автором знаменитого пособия «Выбор профессии и воспитание личности школьника», который стал основой для этой области психологии.
Педагог выделил и обозначил 23 основных профессиональных направления такие, как и медицина, искусство, педагогика, военное дело, физика и математическое направление, химия, журналистика и др. Карта интересов А. Голомштока представляет собой ряд несложных вопросов, затрагивающих Ваши предпочтения и интересы, которые и помогают определить, какая специальность Вам больше всего подходит.
Методика Голомштока неоднократно подвергалась различным проверкам и участвовала в научных исследованиях, в результате чего считается одним из эффективных способов определить профессию.
Рекомендации по выбору профессии
Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.
Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.
Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.
Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:
- способности,
- личные качества,
- возможные перспективы.
Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.
Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.
Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.
Главный результат деятельности педагога — дети
Для того чтобы рассказать о том, чему и как вы научили детей, приведите сравнительные данные из двух диагностических исследовании. Например, в начале учебного года и в конце. Значительное повышение показателя по какому-то из направлений работы, будет свидетельствовать об активной работе воспитателя в этом направлении.
Информация об участии воспитанников в соревнованиях, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, дополненная ксерокопиями дипломов и сертификатов, покажет уровень работы педагога с талантливыми детьми.
Даже если ваши дети не стали победителями каких-то соревнований, а их творческие работы, по вашему мнению, просто шедевры, добавьте фотографии выставок рисунков, поделок, других творческих работ в готовое портфолио воспитателя.
Что такое профессиональные интересы
Каждый человек рано или поздно задумывается о своей профессии и о том, кем он хочет работать. Поиски своего предназначения в профессиональной сфере не всегда бывают простыми и понятными, и могут занять много времени. Для того чтобы не ошибиться, необходимо трезво оценить свои таланты, способности, особенности личности, склонности к наукам, спорту или творческой деятельности, а также профессиональные интересы, которые помогут определить будущую специальность.
Профессиональные интересы – это позитивное отношение к определенной сфере деятельности, а также Ваша личная заинтересованность заниматься именно этим делом.
Определить Ваши профессиональные интересы, понять себя и свои желания развиваться в определенной сфере Вам поможет специальный тест, основанный на методике «Карта интересов» А. Е. Голомштока.
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие
со старшеклассниками с ограниченными возможностями здоровья
ТЕМА: «МОИ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ»
Цель:
Способствовать определению направленности и интересов личности школьников.
Задачи:
- Определить важнейшие качества, необходимые для адекватного профессионального выбора.
- Формировать адекватную оценку себя и своих возможностей.
- Развивать умения самостоятельно организовывать полезный досуг.
Участники:
школьники старшего подросткового возраста.
Ведущий:
педагог-психолог.
Форма проведения
: диагностический практикум.
Оборудование:
- Тема занятия;
- Рабочие листы участников;
- Опорные карточки-круги: «УЧЕБА», «ТРУД», «ДОСУГ»;
- Карточки с названиями профессий;
- Схема-таблица «Интересы учащихся»;
- Маркеры, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Вводная часть.
1. Упражнение «Угадай профессию»
Водящий молча изображает какую-либо профессию.
Остальные участники отгадывают и доказывают свое мнение.
2. Вводная беседа.
- Осмысление темы «Мой круг интересов».
- Определение сфер интересов человека.
- Продолжить фразу «Больше всего я люблю заниматься…».
- Основная часть.
- Определение и обозначение основных сфер интересов человека
УЧЕБА ТРУД ДОСУГ
(их устная характеристика)
- Диагностика направленности личности участников
Тестовый материал:
- Наибольшее удовольствие я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Того, что работа сделана хорошо;
В. Того, что меня окружают друзья.
- Если бы я занимался спортом, то я хотел бы быть:
А. Тренером;
Б. Известным игроком;
В. Капитаном команды.
- Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем хорошие отношения;
Б. На кого можно положиться;
В. Кто может многого добиться в жизни.
- Больше всего я не люблю:
А. Когда что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с друзьями;
В. Когда меня критикуют.
- В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. играть;
В. Когда меня хвалили.
- Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Написали о моих качествах;
Б. Написали о моих достижениях в учебе, спорте, труде;
В. Рассказали о моих друзьях.
- Больше всего я ценю:
А. Успех;
Б. Возможность Быть с друзьями;
В. Практичный ум и смекалку.
- Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями;
Б. Просматривая фильмы, слушая музыку;
В. Занимаясь любимым делом.
- Подбор приоритетных качеств направленности человека на труд и на общение с людьми
ТРУД ОБЩЕНИЕ
Выдержка, настойчивость, верность, чувство собственного достоинства, добросовестность, честность, ответственность, бережливость, власть, забота, внимательность, скромность, инициативность, аккуратность, упорство, честность, хозяйственность, общительность, бережливость, воспитанность, чувство юмора.
- Цветограмма отношения к своему настоящему и будущему
Настоящее Будущее
Труд
Общение
Учеба
Труд
Общение
Учеба
С помощью цветных карандашей обозначьте ваше отношение к учебе, труду, общению в настоящий момент вашей и в будущей жизни.
- Определение приоритетных интересов для каждой направленности личности
Через групповую дискуссию выявить наиболее значимые интересы учащихся в учебе, труде, досуге.
- Заключительная часть.
-
Подведение итогов занятия.
(Коллективное обсуждение)
- Полезность информации;
- Наиболее интересные моменты.
- Комфортность пребывания на занятии.
На рабочем листе участники выставляют оценку занятию по шкале от 0 до 3.
- Взаимные пожелания на дальнейшую совместную деятельность.
РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАСТНИКА
- Продолжи фразу:
Я учусь в ____________ классе, мне _________ лет, мой пол ___________________ .
Больше всего я люблю заниматься ___________________________________________
_________________________________________________________________________
- Направленность личности:
Ирина Алексеевна Началова
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»
Педагог – психолог, методист Началова И. А.
Лекция для учащихся
«Интересы
, склонности
, способности и их роль в профессиональном самоопределении
»
Цели лекции
:
1. Дать определения понятий «профессиональный
«интерес
»
, «склонности
»
, «задатки»
«способности
»
; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей
.
2. Развивать умение осуществлять самоанализ
уровня выраженности профессиональных интересов
, склонностей и способностей
.
3. Способствовать
формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей
Четыре шага к работе своей мечты
Учитывайте свои интересы
Представьте работу своей мечты. Существует старая поговорка: «Если вы пытаетесь выбрать профессию, нужно подумать о том, чтобы вы делали, если бы вам не нужно было работать».Учитывайте собственные увлечения.Проанализируйте те предметы, которые вам нравились в школе.
Проанализируйте свои умения
Подумайте, в каких сферах деятельности вы преуспевали в школе. Какие предметы давались вам легко? Подумайте, что вам легко дается, в каких занятиях вы действительно хороши.Проанализируйте свои навыки межличностного общения.Если вы не уверены в своих достижениях, спросите об этом у окружающих. Иногда нам трудно увидеть те сферы жизни, в которых мы преуспеваем.
Проанализируйте свое сегодняшнее положение
Проанализируйте свои способности. Если вы хотите быть счастливым, занимаясь любимым делом, вам нужно очень хорошо осознавать свои желания и увлечения. Проанализируйте свое финансовое положение. Овладение или перемена профессии может зависеть от финансовой ситуации. Изучите возможные варианты обучения с минимальными затратами: государственные программы помощи, получение стипендий, грантов и профессионального обучения.Подумайте, какое образование требуется для желаемой профессии, поговорите с консультантом по вопросам карьеры, чтобы выяснить, какие профессиональные возможности вам доступны.
Планируйте свое будущее
Подумайте, какими профессиями вы можете овладеть с легкостью. Какие перемены в карьере доступны вам? Если ваши возможности ограничены, выберите профессию, которую легко освоить.Проанализируйте вашу будущую финансовую стабильность. Определите сколько вам нужно будет зарабатывать денег, чтобы обеспечить себя и свою семью.Проанализируйте, насколько стабильной является ваша будущая профессия. Рынок труда достаточно неустойчив, поскольку у нашего общества потребности меняются в разные периоды времени.
Просмотрите классификатор профессий.
На чём основывается выбор профессии?Сознательный выбор профессии основывается:- на знаниях о мире профессий;- на знаниях о выбранной конкретной специальности;- на изучении своих интересов;- на изучении своих способностей;- на состоянии своего здоровья;- на знании своих сильных и слабых качеств;- на учёте ситуации, на рынке труда;- на учёте материальных возможностей.
Как рассказать о своей работе
На наш взгляд, аттестационное портфолио должно отражать овладение педагогом необходимыми компетенциями, поэтому предлагаем включить в него следующие материалы.
Продемонстрировать проектировочные умения воспитателя, ставить цели воспитания и развития, подбирать формы и методы работы, разрабатывать программы помогут конспекты занятий, непосредственно образовательной деятельности, мероприятий, разработанные педагогом программы, планы и другая учебная и методическая документация.
Для рассказа о своих диагностических и оценочных умениях педагог может привести перечень современных методик диагностирования, контроля и оценки достижений воспитанников, которые он использует в работе, привести примеры диагностических карт или итоги мониторинга.
Если педагог самостоятельно разрабатывает анкеты, опросники или другие контрольно-оценочные материалы, то стоит и их поместить в готовое портфолио воспитателя детского сада.
Умение делать выводы из полученных результатов покажут справки по итогам диагностики.
Ещё одним важным умением является выявление воспитанников, способных к тому или иному виду деятельности (например, творческой или спортивной). Подтвердят наличие этого умения результаты участия воспитанников в различного уровня конкурсах и соревнованиях. Но для них предназначен следующий раздел.
Таким же образом педагог может рассказать о том, как использует информационно-коммуникационные технологии, как создаёт условия для развития детей.
Обязательно размесить материалы, свидетельствующие об активном участии воспитателя в методической и инновационной деятельности. Грамоты, дипломы, сертификаты и другие документы следует поместить в этот раздел портфолио воспитателя.
Готовое заполненное пространство следующего раздела составят достижения воспитанников.