Что такое биология?

Что такое биосоциальная природа людей

Говоря о биосоциальной природе человека, уместно употребить высказывание «Человек рождается как биологическое существо, а развивается – как социальное».

Сущность человека имеет двойственный характер. Человеческому организму свойственны определенные физиологические процессы и потребности, обусловленные природой и присутствующие с момента рождения. Жизнью в обществе объясняется становление личности и приобретение социально значимых качеств, реализация иных потребностей, не связанных с природной средой.

Биосоциальная природа – это неразрывное сочетание биологического и социального начал в человеке, отличающее его от всех живых существ.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Человек как биологическое и социальное существо

Человек, являясь частью природы, обладает рядом биологических свойств.  Его организм состоит из органов и систем, постоянно взаимодействующих и функционирующих по определенным правилам. Кроме этих характеристик, человек обладает инстинктами: пищевой, инстинкт самосохранения, родительский. Отказаться от удовлетворения физиологических потребностей организма человек не в состоянии, но, в отличие от животных, он способен действовать вопреки инстинктам (совершить подвиг ради спасения других людей, отказаться от еды в пользу голодающего и т. п.).

Указанные примеры свидетельствуют о проявлении социального начала и подчинении разуму. Человек – единственное существо, наделенное разумом, а потому многие биологические процессы часто обусловлены требованиями социума. В сравнении с другими организмами, человек может преобразовывать окружающий мир и адаптироваться к различным условиям. Полноценное развитие личности происходит только среди других людей в процессе деятельности (учебной, трудовой). Жизнь в обществе способствует возникновению таких потребностей как общение, уважение и признание, труд, познание.

Отрасли фундаментальных наук о жизни

  • Биология — научное изучение жизни
  • Анатомия — изучение формы и функций растений, животных и других организмов или, в частности, людей.
  • Астробиология — исследование образования и присутствия жизни во Вселенной.
  • Бактериология — исследование бактерий
  • Биотехнология — исследование сочетания живого организма и технологий.
  • Биохимия — изучение химических реакций, необходимых для существования и функционирования жизни, обычно на клеточном уровне.
  • Биоинформатика — разработка методов или программных инструментов для хранения, извлечения, организации и анализа биологических данных с целью получения полезных биологических знаний.
  • Биолингвистика — изучение биологии и эволюции языка.
  • Биологическая антропология — изучение людей, нечеловеческих приматов и гоминидов. Также известна как физическая антропология.
  • Биологическая океанография — изучение жизни в Мировом океане и их взаимодействия с окружающей средой.
  • Биомеханика — изучение механики живых существ
  • Биофизика — изучение биологических процессов с применением теорий и методов, которые традиционно использовались в физических науках.
  • Ботаника — изучение растений
  • Клеточная биология (цитология) — изучение клетки как целостной единицы, а также молекулярных и химических взаимодействий, происходящих внутри живой клетки.
  • Биология развития — изучение процессов, посредством которых формируется организм, от зиготы до полной структуры.
  • Экология — изучение взаимодействия живых организмов друг с другом и с неживыми элементами окружающей их среды.
  • Энзимология — изучение ферментов
  • Этология — изучение поведения
  • Эволюционная биология — изучение происхождения и происхождения видов с течением времени
  • Эволюционная биология развития — изучение эволюции развития, включая его молекулярный контроль.
  • Генетика — изучение генов и наследственности
  • Гистология — исследование тканей
  • Иммунология — исследование иммунной системы
  • Микробиология — изучение микроскопических организмов (микроорганизмов) и их взаимодействия с другими живыми организмами.
  • Молекулярная биология — изучение биологии и биологических функций на молекулярном уровне, некоторые пересекаются с биохимией, генетикой и микробиологией.
  • Неврология — исследование нервной системы
  • Палеонтология — изучение доисторических организмов
  • Патология — исследование причин и следствий болезни или травмы
  • Фармакология — изучение действия лекарств
  • Психология — изучение водорослей
  • Физиология — изучение функционирования живых организмов, а также органов и частей живых организмов.
  • Популяционная биология — изучение групп организмов того же вида.
  • Квантовая биология — изучение квантовых явлений в организмах
  • Структурная биология — раздел молекулярной биологии , биохимии и биофизики, связанный с молекулярной структурой биологических макромолекул.
  • Синтетическая биология — разработка и создание новых биологических объектов, таких как ферменты, генетические цепи и клетки, или реконструкция существующих биологических систем (LY).
  • Системная биология — изучение интеграции и зависимостей различных компонентов в биологической системе с особым акцентом на роли метаболических путей и клеточных сигнальных стратегий в физиологии.
  • Теоретическая биология — использование абстракций и математических моделей для изучения биологических явлений.
  • Токсикология — природа, эффекты и обнаружение ядов
  • Вирусология — изучение вирусов, таких как субмикроскопические, паразитические частицы генетического материала, содержащиеся в белковой оболочке, и вирусоподобных агентов.
  • Зоология — изучение животных

Исторические сведения

История биологии имеет очень глубокие корни. Еще древние люди изучали животных, на которых охотились; знали, где найти растения, которые использовали в пищу. Изобретения в медицине и сельском хозяйстве были большими достижениями ранних цивилизаций Месопотамии, Китая и Египта.

Позднее появляются первые ученые-биологи. Аристотель считается первым, кто занимался зоологией с научной точки зрения. В 300 году до н. э. его ученик Теофраст написал ботанический текст о жизненном цикле, структуре и использовании растений. Римский врач Гален использовал свой медицинский опыт для предоставления неотложной помощи гладиаторам на арене, а после писал детализированные тексты о хирургических процедурах.

Во времена Возрождения при вскрытиях тела присутствовал Леонардо да Винчи. На основе увиденного, он рисовал подробные анатомические рисунки, которые и сегодня считаются превосходными.

После изобретения печатного станка появляется первая иллюстрированная книга по биологии. Это ботанический текст, написанный немецким ботаником Леонардом Фучем в 1542 году.

Новый мир для ученых открывает изобретение микроскопа. В 1665 году Роберт Гук использует очень просто сконструированный микроскоп, чтобы исследовать тонкий срез пробки. Он открывает отдельные прямоугольные единицы, названные им клетками. В XVII столетии английский врач Уильям Харви первым описывает полное движение крови по человеческому телу – кровообращение.

Этапы развития биологии

Выдающиеся биологи: Аристотель, Теофраст, Теодор Шванн, Маттиас Шлейден, Карл М. Бэр, Клод Бернар, Луи Пастер, Д. И. Ивановский

Биология как наука возникла с потребностью систематизировать знания о природе, объяснить накопленные знания, опыт о жизни растений и животных. Основателем биологии считают известного древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), положившего начало систематике, описавшего многих животных, решавшего некоторые вопросы биологии. Его ученик Теофраст (372-287 гг. до и. э.) основал ботанику.

Систематическое научное исследование природы началось с эпохи Возрождения. С накоплением конкретных знаний о природе, с представлением о многообразии организмов возникла идея единства всего живого. Этапы развития биологии — это цепь великих открытий и обобщений, подтверждающих эту идею и раскрывающих ее содержание.

Развитие микроскопической техники с конца XVI ст. обусловило открытие клеток и тканей живых организмов. Важным научным свидетельством единства живого стала клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена (1839 г.). Все организмы состоят из клеток, которые хотя и имеют определенные отличия, но в целом построены и функционируют одинаково. К. М. Бэр (1792-1876 гг.) разработал теорию зародышевого сходства, заложившую основу для научного объяснения закономерностей эмбрионального развития. К. Бернар (1813-1878 гг.) изучал механизмы, обеспечивающие постоянство внутренней среды организма животных. Невозможность самозарождения микроорганизмов доказал французский ученый Л. Пастер (1822-1895 гг.). В 1892 году русским ученым Д. И. Ивановским (1864-1920 гг.) были открыты вирусы.

Выдающиеся биологи: Грегор Мендель, Гуго Де Фриз, Карл Корренс, Эрих Чермак, Томас Морган, Джеймс Уотсон, Фрэнсис Крик, Ж. Б. Ламарк

Открытие законов наследственности принадлежит Г. Менделю (1865 г.), Г. Де Фризу, К. Корренсу, Э. Чермаку (1900 г.), Т. Моргану (1910-1916 гг.). Открытие структуры ДНК — Дж. Уотсону и Ф. Крику (1953 г.).

Выдающиеся биологи: Чарльз Дарвин, А. Н. Северцов, Н. И. Вавилов, Рональд Фишер, С. С. Четвериков, Н. В. Тимофеев-Ресовский, И. И. Шмальгаузен

Творцом первого эволюционного учения был французский ученый Ж.Б. Ламарк (1744-1829 гг.). Основы современной теории эволюции разработал английский ученый Ч. Дарвин (1858 г.). Дальнейшее развитие она получила благодаря достижениям генетики и популяционной биологии в научных работах А. Н. Северцова, Н. И. Вавилова, Р. Фишера, С. С. Четверикова, Н. В. Тимофеева-Ресовского, И. И. Шмальгаузена. Появление и развитие математической биологии и биологической статистики обусловили работы английского биолога Р. Фишера (1890-1962 гг.).

В конце XX века значительных успехов достигла биотехнология, то есть использование живых организмов и биологических процессов в промышленности.

Для чего нужна биология?

Знаменитый датский ученый Нильс Бор сказал однажды: если двадцатое столетие было веком физики, то двадцать первое станет веком биологии. Но сегодня мы уже можем убедиться в правоте великого мыслителя.

С помощью биологии можно решить множество различных задач, стоящих перед человечеством. Например:

  • создать новые супер-урожайные культуры растений и суперпродуктивные породы животных, чтобы навсегда избавить человечество от голода;
  • разработать новые методики лечения болезней, которые исцеляли бы весь организм, а не один больной орган;
  • продлить человеческую жизнь;
  • отодвинуть срок старения организма;
  • решить проблему загрязнения окружающей среды.

Пчела на цветке

Но нет никакого сомнения, что это только часть задач, которые стоят перед биологией сегодня.

Точно так же, как в начале двадцатого века нельзя было представить, какую проблему создадут для современной нам медицины антибиотики, так и мы не можем вообразить, какие проблемы будет решать биология в конце этого века.

Поэтому единственное, что можно сказать – человечество ждут новые великие открытия и потрясающие знания.

Основные определения

В этом документе применяются термины, определённые в руководстве Википедия:Оформление статей/Научные названия таксонов:

  • Научное название таксона — название таксона, образованное в соответствии с правилами международных кодексов биологической номенклатуры: для всех таксонов, кроме перечисленных далее в этом пункте — на латинском языке, для видов и безранговых групп вирусов допускается на английском языке, для сортов, групп сортов или грексов — как на латинском, так и на других языках.
  • Русский эквивалент (научного названия таксона) — название на русском языке, соответствующее таксону согласно руководству ВП:ИС/Таксоны.
  • Вирусологический таксон — таксон, регулируемый (МККиНВ). К ним относятся таксоны вирусов, вироидов, сателлитов.
  • Бактериологический таксон — таксон, регулируемый (МКНБ). К ним относятся таксоны архей и бактерий, кроме цианобактерий.
  • Ботанический таксон — таксон, регулируемый Международным кодексом номенклатуры водорослей, грибов и растений (МКН). К ним относятся таксоны растений (в объёме архепластид), грибов, водорослей (фототрофных протистов), включая цианобактерий, грибоподобных протистов.
  • Зоологический таксон — таксон, регулируемый Международным кодексом зоологической номенклатуры (МКЗН). К ним относятся таксоны животных и гетеротрофных протистов (простейших), а также таксоны объёмом более одного царства живой природы (например, Opisthokonta).

Кроме того, в целях унификации, применяются термины:

  • Карточка организма — карточка статьи (инфобокс), предназначенные для краткого информирования читателя об описываемом в статье таксоне, организме или группе организмов.
  • Монотипный таксон (в зоологии и её разделах используют термин «монотипический таксон», в остальных биологических науках — «монотипный таксон») — таксон, к которому относится только один таксон нижнего ранга.
  • Таксон верхнего ранга — объемлющий (родительский) таксон, в который непосредственного включается описываемый таксон.
  • Таксон нижнего ранга — подчинённый (дочерний) таксон, непосредственно включаемый в описываемый.

Хронология открытий

Многие ученые, находясь и работая в разных уголках мира, помогали своим коллегам, трудящимся на том же поприще.

Множество открытий было совершено на базе знаний, сформированной годами и даже веками ранее:

В 1831-м году Роберт Броун при изучении под микроскопом клеток растений, добытых им в Австралии, обратил внимание, что каждая из них имеет круглый непрозрачный элемент. Ученый назвал его ядром клетки

Немецкий естествоиспытатель Теодор Шванн, узнав об открытии своего коллеги, стал искать нечто подобное и в клетках животных: изучению подверглись клетки головастиков. Гипотеза Шванна подтвердилась, ядро было найдено и в клетках животных. На тот период времени это открытие было революционным: оно доказывало связь всего живого на планете.
Спустя почти век после обнаружения ядра клетки немецкий ученый Карл Везе совершил следующее потрясшее научный мир открытие. До того момента считалось, что мир животных состоит из двух больших классов: бактерии (простейшие) и эукариоты (все остальные). Отличались они только расположением ДНК — у простейших она располагалась у стенок клетки, у эукариотов — в ядре. Карл Везе, изучая бактерии, выделяющие метан, обнаружил неизвестную на тот момент их особенность: стена клетки была уникальной и выделяла необычные энзимы. Ученый обнаружил, что данная форма жизни отличается от уже известных. Представители данного вида способны выжить даже в самой агрессивной среде, на дне океана или на нескольких километрах в глубине земли. Этот тип был назван археями.
Еще примерно 30 лет спустя немецкий зоолог Уолтер Флемминг опубликовал труд, в котором он описывает процесс деления клетки, и хотя ученым было известно и ранее об этом факте относительно живой клетки, первооткрывателем в этом вопросе считается именно Флемминг. В процессе работ над этим вопросом ученый использовал мощнейший микроскоп, с помощью которого ему удалось обнаружить определенные структуры, которые он назвал хромосомами. Картинка деления клетки стала ясна для ученого, и он смог подробно описать деление клетки, назвав данный процесс митозом.
Цепочку открытий в области размножения и деления клеток продолжил немецкий биолог Август Вейсман. Биологу принадлежит идея о том, что в определенный момент развивающийся организм дает сигнал клеткам, ответственным за размножение, разделить хромосомы пополам. Данный процесс получил название мейоза.

Примечания[ | код]

  1. Биология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. King, TJ & Roberts, MBV. Biology: A Functional Approach (неопр.). — Thomas Nelson and Sons (англ.)русск., 1986. — ISBN 978-0174480358.
  4. Darwin, Charles (1859). On the Origin of Species, 1st, John Murray
  5. Conway Zirkle (1941), Natural Selection before the «Origin of Species», Proceedings of the American Philosophical Society 84 (1): 71-123.
  6. D. Craig Brater and Walter J. Daly (2000), «Clinical pharmacology in the Middle Ages: Principles that presage the 21st century», Clinical Pharmacology & Therapeutics 67 (5), p. 447—450 .
  7. S. A. Al-Dabbagh (1978). «Ibn Al-Nafis and the pulmonary circulation», The Lancet 1, p. 1148.
  8. Ernst Mayr. The Growth of Biological Thought (неопр.). — Harvard University Press, 1985. — ISBN 978-0674364462.
  9. Magner, L. N. A History of the Life Sciences (неопр.). — TF-CRC, 2002. — ISBN 978-0824708245.
  10. Futuyma, D. J. Evolution (неопр.). — Sinauer Associates (англ.)русск., 2005. — ISBN 978-0878931873.
  11. Coleman, W. Biology in the Nineteenth Century: Problems of Form, Function and Transformation (англ.). — Cambridge University Press, 1978. — ISBN 978-0521292931.
  12. Allen, G. E. Life Science in the Twentieth Century (неопр.). — Cambridge University Press, 1978. — ISBN 978-0521292962.
  13. Fruton, J. S. Proteins, Enzymes, Genes: The Interplay of Chemistry and Biology (англ.). — Yale University Press, 1999. — ISBN 978-0300076080.
  14. Morange, M & Cobb, M. A History of Molecular Biology (неопр.). — Harvard University Press, 2000. — ISBN 978-0674001695.
  15. Smocovitis, V. B. Unifying Biology (неопр.). — Princeton University Press, 1996. — ISBN 978-0691033433.

Некоторые особенности общей биологии и ее взаимосвязи с другими науками

Биология изучает биологическую форму движения материи, т. е. совокупность организмов, живущих на планете Земля, в том числе человека. Из-за огромного разнообразия представителей живого на Земле биология представляет собой комплекс различных биологических наук и включает ботанику, микологию (науку о грибах), зоологию, комплекс наук о человеке как биологическом объекте, общую биологию и другие науки. Ниже рассмотрены общие представления о биологии и ее составляющих.

Биология — комплекс наук, изучающих все живое вещество и организмы, им образуемые.

Какие науки включает в себя биология:

Ботаника — наука, изучающая биологические особенности растений. Совокупность всех растений на Земле называют флорой Земли. Традиционно вместе с растениями в курсе ботаники изучают грибы, бактерии, сине-зеленые водоросли, вирусы, которые в строгом смысле не относятся к растениям, а принадлежат к другим царствам организмов. Так, грибы образуют особое царство Грибы, а наука о грибах называется микологией.

Зоология — наука, изучающая царство Животные.

Совокупность всех животных, населяющих Землю, называют фауной Земли. Принято говорить о фауне той или иной области, того или иного региона и т. д.

Биологические особенности человека изучает целый комплекс наук: анатомия, физиология, гигиена человека (несмотря на то что человек является структурной единицей царства Животные, он относится к типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству человекообразных обезьян, роду человек, виду человек разумный).

Общая биология — особый раздел биологии, изучающий наиболее общие закономерности биологической формы существования материи.

На современном этапе развития биологии общая биология представляет собой комплекс наук, состоящий из отдельных, достаточно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных наук: молекулярной биологии, цитологии, теории развития и размножения, генетики, селекции, эволюционной теории, экологии. В предмете Общая биология эти науки представлены в виде разделов, которыми в курсе Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности являются следующие:

1. Цитология — раздел, изучающий клетку, ее химический состав, биохимические процессы, протекающие в клетке, строение и функции отдельных органоидов клетки.

2. Учение об индивидуальном развитии — онтогенезе — раздел, включающий учение о размножении и развитии организмов (тесно связан с цитологией).

3. Генетика с основами селекции — раздел, рассматривающий закономерности наследственности, изменчивости, их материальные носители (генетика), принципы и методы выведения новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов (селекция); теоретической основой селекции является генетика.

4. Эволюционное учение (теория) — раздел, изучающий филогенез (историческое развитие видов); составной частью этого учения является дарвинизм; основой данного учения (теории) — генетика, селекция и другие биологические науки.

5. Экология с основами природоохранной деятельности — раздел, рассматривающий вопросы взаимосвязи организмов друг с другом, средой обитания, а также воздействие человека на Природу и пути преодоления негативных последствий этого воздействия.

Общая биология тесно взаимосвязана с комплексом медицинских и сельскохозяйственных наук, являясь, с одной стороны, их базой, а с другой — эти науки дают богатый фактический материал для иллюстрации общебиологических закономерностей. Знание и понимание вопросов общей биологии невозможно без владения знаниями математики, химии, физики, геологии, астрономии, философии и других наук естественного и гуманитарного циклов. Так, без знания основ органической химии невозможно понять ни молекулярную биологию, ни проблемы обмена веществ, лежащих в основе экологии, ни вопросы цитологии. Все это делает необходимым глубокое усвоение знаний как общебиологического характера, так и знаний других и естественно-математических и гуманитарных наук.

Знания общебиологических понятий и закономерностей имеют огромное значение для каждого человека, поскольку они являются базой для понимания основных проблем экологии (как специальной отрасли знаний), без овладения которыми современный человек не сможет выжить в постоянно усложняющейся экологической обстановке на нашей планете.

Нейропаразитология

Euhaplorchis californiensis

Если вы знаете о токсоплазмах, в основном живущих в представителях семейства кошачьих, но способных обитать и в других теплокровных, в том числе в людях и крысах, то вы знаете и о нейропаразитологии. Тот факт, что у этих жутких паразитов есть теперь своя собственная научная дисциплина, показывает, насколько они распространены в природе.

Микропаразиты обычно изменяют поведение носителя в соответствии с нуждами своей репродуктивной стратегии. Часто в процессе участвует и третья сторона. Например, Euhaplorchis californiensis заставляет рыб выпрыгивать из воды, чтобы болотные птицы могли поймать их и съесть. Волосяные черви живут внутри кузнечиков, и когда настаёт время покинуть своих носителей, они выпускают в кровь насекомых целый коктейль из химических веществ, вынуждающий кузнечиков покончить жизнь самоубийством, прыгнув в воду. А волосяные черви спокойно уплывают от мёртвых «хозяев».

Выдающиеся биологи

Выдающиеся биологи: М. А. Максимович, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, И. П. Павлов, С. Г. Навашин, В. И. Вернадский, Д. К. Заболотный

Развитию биологии посвятили свою жизнь замечательные ученые.

М. А. Максимович (1804-1873) — основоположник ботаники.

И. М. Сеченов (1829-1905) — основатель физиологической школы, обосновавший рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, создатель объективной психологии поведения, сравнительной и эволюционной физиологии.

К. А. Тимирязев (1843-1920) — выдающийся естествоиспытатель, раскрывший закономерности фотосинтеза как процесса использования света для образования органических веществ в растении.

И. И. Мечников (1845-1916) — один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, создатель научной школы, разработавший фагоцитарную теорию иммунитета.

И. П. Павлов (1849-1936) — выдающийся физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, автор классических трудов по теории пищеварения и кровообращения.

С. Г. Навашин (1857-1930) — автор классических исследований в области эмбриологии и цитологии и многие другие.

В. И. Вернадский (1863-1945) — основоположник биогеохимии, учения о живом веществе, биосфере, ноосфере.

Д. К. Заболотный (1866-1929) — выдающийся микробиолог, исследователь особо опасных инфекций и другие.

Методы изучения

Определение

Методы биологии — это приемы, к которым прибегают ученые с целью приобретения новых знаний о живых организмах.

Методология позволяет сформировать систему точных научных знаний.

Основными способами исследований являются:

  1. Наблюдение в виде первого столкновения исследователей с неизученными ранее объектами.
  2. Описание процессов и явлений, новых организмов и их особенностей.
  3. Систематизация новых знаний путем их соотнесения с имеющимися системами, то есть определение места открытого организма на древе эволюции, характеристика его химического строения, процессов размножения и других свойств с уже имеющимися систематическими знаниями.
  4. Сравнение заключается в поиске схожих явлений, изучении уже встречавшихся подобных свидетельств и описаний, которые представлены другими исследователями, завершение незаконченных ранее трудов.
  5. Эксперимент подтверждает или опровергает новую теорию.
  6. Аналитический способ исследований включает сбор и сравнение информационных данных, касающихся какого-либо вопроса.
  7. Исторический метод изысканий подразумевает изучение закономерных исторических процессов развития организмов на основе имеющихся знаний.
  8. Моделирование выполняется путем расчета и построения возможных вариантов строения организма, характера работы его органов, механизмов взаимодействия объекта с другими живыми организмами. В качестве инструментов используют компьютерные модели, трехмерные модели строения, математические модели.

Примечание

Важным правилом, которое распространяется не только на области биологии, но и другие науки, является принцип «ничего не принимать на веру». В этом смысле каждое явление требует внимательного изучения и подкрепления фактами, благодаря которым формируются достоверные знания.

В биологии также применяются общепринятые методики исследований:

  1. Наблюдение за явлениями, свойствами живых организмов, их особенностей.
  2. Представление гипотез, объясняющих существование наблюдаемого феномена на основании ранее известных знаний.
  3. С помощью эксперимента на практике подтверждается постоянность или случайность явления, выявляются условия, оказывающие на него влияние.
  4. Экспериментальное подтверждение трансформирует гипотезу в теорию.
  5. Проверка теоретических знаний и поиск точных ответов на поставленные вопросы осуществляются путем дополнительных экспериментов.

Ученые-биологи прибегают к специальным методам исследований:

  1. Генеалогический метод заключается в поиске предков, сравнение характеристик нового организма с аналогичными параметрами его возможных родственников на древе эволюции.
  2. Культура тканей изучает физиологические особенности организма, влияние на него разнообразных факторов путем исследования образцов тканей.
  3. Эмбриологический метод позволяет изучить процессы развития живого организма до момента его появления на свет.
  4. Цитогенетический способ исследований выявляет особенности генома и строения клеток.
  5. Биохимические способы исследований направлены на химический анализ содержимого клеток, тканей, внутренней среды и выделений организма.

Биологические методы представлены в широком ассортименте. Каждый способ научных изысканий направлен на решение определенных задач и применим для конкретных исследований. Кроме перечисленных методик в биологии активно используют гибридизацию, палеонтологию, центрифугирование и другие способы изучения живых организмов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector