Профессия авиадиспетчер

Содержание:

Кто такой пилот?

Пилот – высококвалифицированный специалист, обладающий знаниями и навыками, позволяющими ему управлять различными летательными аппаратами (вертолетом, самолетом, дирижаблем, планером, космическим кораблем и т.д.).

Впервые слово пилот появилось в древнегреческом языке. И это не случайно, так как легенда об Икаре имеет те же корни. Буквально, в переводе слово означает рулевой, от древнегреческого pedon – «перо руля судна». На латыни – pedoto, а позже, уже в «живом» итальянском – piloto.

Как гласит хорошо известная всем легенда, первый опыт покорения высоты человеком закончился печально. Но люди не перестали мечтать о полетах в небе. Именно благодаря этой мечте появились дирижабли, планеры, вертолеты, самолеты, и вершина современного авиастроения – космические корабли.

Вместе с усовершенствованием летательных аппаратов менялись и названия профессии: авиатор, вертолетчик, воздухоплаватель, в зависимости от специфики работы – бомбер, истребитель, испытатель. В современной языке используется два варианта названия данной специальности: в профессиональной лексике — «пилот», в разговорной – летчик.

На сегодняшний день существует три основных направления, в которых требуются пилоты – гражданская и военная авиация, а также авиастроение, где на стадии проверки новых моделей и серийного запуска модели проверку машины в полете осуществляют испытатели. Но это не значит, что военный летчик или испытатель не сможет работать на пассажирских авиалиниях. Зато пилоту гражданской авиации придется учиться, чтобы испытывать новые самолеты или управлять истребителем.

Основные должностные обязанности пилотов зависят не только от вида летательного аппарата, но и от квалификации специалиста: большая часть ответственности и управление воздушным судном возлагается на главного пилота. Второй пилот – «правая рука» командира воздушного судна. В воздухе субординация экипажа соблюдается неукоснительно, даже в гражданской авиации. Хотя, стоит заметить, что без второго пилота самолеты взлетают только в приключенческих фильмах.

Главная обязанность каждого пилота в небе – неукоснительное выполнение инструкций и приказов, которым в равной степени подчиняются пилоты как военной, так и гражданской авиации. Такая строгость в трудовой дисциплине объясняется очень просто – от взвешенных и правильных действий летчика зависят жизни пассажиров как борту, так и на земле.

История профессии

Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ. IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.

Тысячи жизней в руках

Филиал «Аэронавигация Юга» обслуживает огромное воздушное пространство, которое граничит как с Московским и Самарским центрами управления воздушным движением, так и с центрами других стран — Турции, Казахстана, Азербайджана, Украины, Грузии. 

— Как проходит обычный день диспетчера?

В Центре управления воздушным движением расположены пульты: за каждым сидят два диспетчера, которые отвечают за определенный сектор. Сектор – это как бы нарезанное пространство в воздухе, под нашей ответственностью их 17. Это очень много. Основная задача диспетчера — не допустить, чтобы между воздушными судами на одной высоте было расстояние менее 10 километров.

При приёме дежурства диспетчер занимает рабочее место, и после того, как он понял воздушную обстановку, все ограничения, которые действуют в данный момент, узнал всю погоду на своих и запасных аэродромах, он принимает дежурство и докладывает старшему диспетчеру. Пульт для управления воздушным движением в секторе рассчитан на два рабочих места, они равнозначны, но функции у них немного отличаются — один диспетчер ведёт связь со смежными секторами и передаёт информацию о движении воздушных судов, другой в это время контролирует воздушную обстановку и ведёт связь с воздушными судами.

В основном в России авиадиспетчеры работают по графику УДН («утро-день-ночь»): в 8 утра определённая смена принимает дежурство, и в три часа дня ее меняет уже другая смена. На следующий день эта смена заступает в три часа дня и работает до десяти часов вечера. На третий день всё та же смена заступает в десять вечера и работает до утра, потом три дня отдыха.

— Что входит в ваши задачи? Как вы ведете самолеты? 

— Все самолёты ведут радиосвязь на русском или английском языке. На индикаторе воздушной обстановки мы видим позывной воздушного судна, его скорость, высоту, траекторию движения, аэродром назначения и так далее. При пролёте определённой точки самолёт переходит на связь с другим сектором, потом со следующим и так до аэропорта назначения, который может быть рядом, а может быть и через 10-12 часов полёта.

 — Давит ли на вас ответственность?

— Ответственность нужно чувствовать и осознавать постоянно, но давить она не должна. Представьте, на связи у диспетчера, вне зависимости от его класса, минимум 10-20 воздушных судов одновременно. И в каждом от 100 до 300 человек. Бывает, что диспетчер — совсем молодой человек или девушка лет 25, а у него сразу две-три тысячи жизней в руках. Это психологически очень серьезно. Поэтому не все здесь могут работать.

Ошибки в нашей профессии, как и у пилотов, стоят дорого – и о них сразу узнает не только вся страна, но и весь мир. Мы постоянно оттачиваем профессиональное мастерство на тренажёрах, делаем все, чтобы ошибок не случалось, и пассажиры в самолёте о нас даже не подозревают. 

— Насколько в этом помогает оборудование?

— Техника должна помогать, а не оттягивать внимание. Если раньше, например, мы должны были держать в голове позывные всех воздушных судов, то теперь мы видим всю информацию на экране

Система может заранее предупреждать о конфликтных ситуациях, и это большая помощь. У нас большой опыт обеспечения таких серьезных мероприятий, например Олимпиада в Сочи. И этот опыт, я надеюсь, поможет нам достойно обеспечить чемпионат мира по футболу в 2018 году.

Список колледжей

Егорьевский АТК им. В.П. Чкалова – филиал МГТУ ГА
Московская область

Государственный

Егорьевский авиационный технический колледж имени В.П. Чкалова – филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение

2020/2021

Очная Да Да
Заочная Да

Авиационный техникум имени В.А. Казакова
Московская область

Государственный

Авиационный техникум имени В.А. Казакова

Специальности, бюджетные места, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение
Очная Да

Колледж «Царицыно»
Москва

Государственный

Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

Специальности, бюджетные места, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2021/2022

Платное обучение
Очная Да

МГОК
Москва

Государственный

Московский государственный образовательный комплекс

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение

2020/2021

Очная Да Да

ЗКНО
Москва

Государственный

Западный комплекс непрерывного образования

Специальности, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места Платное обучение

2020/2021

Очная Да

ККМТ МГОТУ
Московская область

Государственный

Колледж космического машиностроения и технологий Технологического университета

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение

2020/2021

Очная Да Да

КСТ
Москва

Государственный

Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение

2020/2021

Очная Да Да

Луховицкий авиационный техникум
Московская область

Государственный

Луховицкий авиационный техникум

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение

2020/2021

Очная Да
Очно-заочная Да

Люберецкий техникум
Московская область

Государственный

Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина

Специальности, бюджетные места, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2020/2021

Платное обучение
Очная Да

ГАПОУ МО «МЦК – Техникум имени С.П. Королева»
Московская область

Государственный

Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С.П. Королева

Специальности, бюджетные места, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места

2021/2022

Платное обучение
Очная Да

1→

Авиационный английский для пилотов и диспетчеров УВД

Курсы авиационного английского языка по стандартам ИКАО для пилотов и диспетчеров в Авиационном учебном – это наше неуклонное стремление к обеспечению безопасности полетов за счет подготовки современного поколения пилотов и диспетчеров, безупречно владеющих авиационным английским языком. В основе всех курсов авиационного английского для пилотов лежит развитие необходимых языковых навыков для сдачи теста на уровень ИКАО – понимания на слух, разговорной речи, навыков коммуникации.

Курсы авиационного английского для начинающих и продолжающих в Москве в АУЦ «Комп Лэнг»

проводятся по программам, утвержденным полномочным органом в области ГА (Росавиацией) и разработанным в точном соответствии с требованиями ИКАО к уровню владения английским языком пилотами и диспетчерами УВД (Doc 9835).

Курсы авиационного английского по стандартам ИКАО проводятся по следующим программам:

  • Курс общего и авиационного английского языка для начинающих (с 2 на 3 уровень по Шкале ИКАО) продолжительностью 120 акад. Часов (1 уровень).
  • Курс общего и авиационного английского языка для продолжающих (с 3 на 4 уровень по Шкале ИКАО) продолжительностью 216 акад. часов.
  • Экспресс-курс интенсивной подготовки к тестированию на уровень ИКАО TELLCAP, продолжительностью от 1 до 5 дней.
  • Поддержание Рабочего уровня владения общим и авиационным английским языком – 120 акад часов.

Профессия диспетчера авиалиний

Название и описание специальности авиадиспетчера прямо говорит о его предназначении. В обязанности диспетчера аэропорта входит контроль за безопасностью движения воздушного транспорта и координация его передвижения.

Именно он отслеживает возможные погодные или технические изменения и уведомляет об этом экипажи, оказывает консультативную помощь пилотам.

Человек, работающий по профессии авиадиспетчера практически не имеет права на ошибку, в его руках находятся человеческие жизни.

Логично, что на должность не назначают людей лишь по желанию. Это вакантное и в какой-то мере престижное место работы. Так что специальности авиадиспетчера нужно учиться и сдавать экзамены.

Особенности профессии

Функциональные обязанности диспетчера по центровке самолета:

  • организация и координация работы наземных служб аэропорта  по загрузке воздушных судов перед вылетом в соответствии с инструктивными документами, а именно «Руководством по центровке и загрузке гражданских самолетов»;
  • осуществление предварительной и окончательной, а также всех видов центровки самолета в соответствии с суточным планом вылетов и предварительной информацией о рейсе с помощью терминального оборудования, современных средств оргтехники, связи и других средств информации;
  • предварительный сбор и подготовка информации о составе и весовых характеристиках воздушного судна, их максимально допустимой взлетной массе, величине планируемых грузовых отправок;
  • обеспечение максимальной загрузки самолета при соблюдении установленных центровок;
  • составление центровочного графика (рис. А, Б, В, Г) и своевременное предоставление информации о загрузке и центровке воздушного судна;
  • контроль за реализацией рекомендаций об ограничениях по массе и очередности размещения грузов;
  • в случае необходимости принятие мер по устранению сбойной ситуации;
  • выполнение мероприятий по переходу к сезонным видам эксплуатации воздушного судна (в зимний период — контроль за оледенением воздушного судна).

Описание и характеристика профессии

В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:

  • пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
  • пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.

В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.

Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.

В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.

Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная».

Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.

Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.

Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.

Таких берут в авиадиспетчеры: как стать «режиссером» воздушного движения

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– Как проходит отбор в авиадиспетчеры? Какими качествами должен обладать хороший кандидат?

Андрей Булин: Кандидату в диспетчеры нужно пройти медкомиссию и профессиональный отбор. Врачи проверяют будущего сотрудника на наличие каких-либо хронических заболеваний, а специалисты отрасли, в свою очередь, должны определить, может ли человек работать диспетчером в принципе. Как в музыке: если у человека нет врожденного слуха, ему будет очень сложно состояться в этой области. Так же и у диспетчеров, которые обязательно должны обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, быстрота принятия решений, хорошая память и умение работать в команде. Эти качества могут выявить профессиональные тесты.

Владислав Преображенский: Помимо внимательности и хорошей реакции, диспетчеру необходимо обладать отличным пространственным мышлением, чтобы человек мог представить себе воздушное судно в трех плоскостях, учитывая изменения его высоты, скорости и курса полета, а также положение авиалайнера по отношению к другим самолетам. Кроме того, при трудоустройстве необходимо иметь успешно сданный экзамен по английскому языку для авиадиспетчеров по шкале ICAO – результат должен быть не ниже четвертого уровня.

– Достаточно ли диплома о высшем образовании, чтобы человек сел за диспетчерский пульт? Или организация проводит дополнительное обучение прежде, чем сотрудник приступит непосредственно к работе?

Андрей Булин: Процедура приема на работу в нашей сфере, в принципе, достаточно стандартная. Тем не менее, прохождение предварительной стажировки является обязательным условием для молодого специалиста. В первую очередь, диспетчер должен освоить оборудование, на котором ему предстоит работать, ознакомиться с зоной своей ответственности, изучить специфику сектора или района. Все действия контролируются диспетчером-инструктором. По окончании стажировки, примерно через полгода, специалиста еще раз проверяют и принимают решение, готов ли он приступить к своим обязанностям или нет. Если необходимо, стажировку могут продлить.

– Как проверяют специалистов по окончании стажировки?

Андрей Булин: Сотрудник должен пройти испытания на специальном тренажере и сдать зачеты. Но это не физика и математика, которые мы сдавали, например, в училище, а специальные дисциплины, связанные с безопасностью полетов, летно-техническими характеристиками самолетов, фразеологией радиообмена, знанием нормативных документов и так далее.

– Существуют профессиональные сферы, в которых наличие профильного образования не играет решающей роли при трудоустройстве. Насколько специализация и наличие вузовской подготовки важны для авиадиспетчеров? Можно ли освоить вашу область самостоятельно?

Андрей Булин: «Самоучек» в нашей сфере нет, поскольку в данном случае цена профессиональной ошибки может оказаться слишком высокой. Диспетчеров готовят в авиационных вузах. Таких, как МАИ. Однако бывают случаи, когда работодатель принимает сотрудников с различным высшим инженерно-техническим образованием и отправляет их на годичные курсы, подготавливающие специалистов непосредственно по профессии диспетчера. После курсов человек проходит стажировку, и только потом его могут взять на работу.

– Где готовят авиадиспетчеров?

Владислав Преображенский: В России не так много мест, где обучают конкретно по этой специальности. Как правило, высшее образование авиадиспетчера получают в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске. Среднее – в Красноярске. Без диплома о высшем образовании на работу не примут, потому и «самоучек» в нашей профессии нет.

Что делает авиадиспетчер? | Описание работы

24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 полных дней в году, конечно, авиадиспетчеры стараются изо всех сил, чтобы обеспечить безопасность. Кроме того, они предотвращают задержки в расписании полетов для транспортных средств в небе.

Итак, авиадиспетчеры обычно делают следующее:

Контролировать и направлять движение самолетов на земле и в воздухе
Контроль всего наземного движения на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках
Выдача инструкций по посадке и взлету пилотам
Передать контроль вылетающих рейсов в другие центры управления движением и принять контроль над прибывающими рейсами
Информировать пилотов о погоде, закрытии взлетно-посадочной полосы и другой важной информации
Оповещение сотрудников аэропорта об ответных действиях в случае аварии самолета.

Типы контроллеров

В зависимости от должностной инструкции, в основном существуют авиадиспетчеры 3:

  • Башенные контроллеры – Эти профессионалы направляют движение транспортных средств вдоль взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек. Чаще всего работают с контрольных вышек, наблюдая за движением, которым они управляют. Кроме того, диспетчеры вышек управляют движением из аэропорта в радиусе от 3 до миль 30.
  • Контроллеры подхода и вылета – Они обеспечивают, чтобы воздушные суда, путешествующие в воздушном пространстве аэропорта, сохраняли минимальное расстояние для безопасности. Таким образом, они дают разрешение на вход в контролируемое воздушное пространство и передают управление воздушным судном диспетчерам на маршруте.
  • Контроллеры на маршруте – Эти люди управляют воздушными судами, когда покидают воздушное пространство аэропорта. У них есть контрольные центры, расположенные по всей стране. Таким образом, в их обязанности входит избегать столкновений самолетов и управлять самолетом практически на протяжении всего полета.

Кроме того, есть другие диспетчеры воздушного движения, которые работают в командном центре систем управления, где они контролируют движение в пределах всего национального воздушного пространства. Когда они обнаруживают узкое место, они раздают инструкции другим контролерам, помогая предотвратить пробки. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить управление уровнями трафика для аэропортов и диспетчеров на маршруте.

Что нужно, чтобы стать авиадиспетчером в России?

Как уже стало понятно, для работы по профессии надо иметь соответствующее образование.

Прямой путь в профессию – это обучение на авиадиспетчера по профилю подготовки «Специалист по аэронавигации».

Но учеба – не единственное, что нужно, чтобы стать авиадиспетчером.

Кандидатов на должность проверяют физически и психологически, их дикция должна быть четкой. При этом, английский язык они должны знать не хуже, чем русский – то есть в совершенстве.

Стандартные требования, чтобы стать диспетчером в аэропорту такие:

  • высшее профильное образование;
  • знание авиационного английского языка;
  • высокая скорость реакции и умение оценивать ситуацию и принимать правильное решение;
  • речь четкая, дикция без дефектов;
  • учат авиадиспетчеров только при условии их отличного здоровья и заключения от комиссии о профессиональной пригодности;
  • стать авиадиспетчером в аэропорту может лишь человек, обладающий психоэмоциональной устойчивостью;
  • математический склад ума, умение быстро и хорошо считать, держать в памяти много разной информации;
  • кроме этого, нужно любить небо, и быть готовым многие часы сидеть за пультом монитора.

В каком-то смысле работу авиадиспетчера можно сравнить с игрой в шахматы в нестандартных условиях, поэтому требуется серьезная подготовка.

Плюсы и минусы профессии

Несомненно, во всем мире профессия авиадиспетчера считается одной из самых уважаемых и престижных.

Для авиадиспетчеров приготовлено много бонусов, таких как:

  • бесплатное посещение тренажерных залов и бассейнов;
  • единовременная материальная помощь молодым специалистом, а по прошествии пяти лет работы бесплатный перелет в любую страну мира один раз в год.
  • Кроме этого, приятным бонусом будет 50% помощь в оплате арендного жилья, либо в некоторых компаниях даже компенсация первоначального взноса для покупки квартиры.
  • Стоит упомянуть о ежегодном оплачиваемом трудовом отпуске в количестве 67 дней, ежегодное бесплатное посещение санаториев и перелет супруге и детям с 50% скидкой. И даже это еще не все плюсы профессии.

Но, как и любая профессия, специальность авиадиспетчера имеет и другую сторону медали. Даже в такой, престижной профессии есть свои минусы.

Одним из первых минусов профессии — громадная ответственность перед пассажирами и членами экипажа, а поэтому и отсутствие права на ошибку. Диспетчерская служба работает круглосуточно и без выходных, поэтому нужно быть готовым работать в разные смены (день, ночь, дождь, праздники итд), зато рабочая неделя длится не более 36 часов, это примерно каждая смена через трое суток. И обязательный перерыв на 20 минут каждые 2 часа. Кроме перечисленного, диспетчер обладет стрессоустойчивостью и умением быстро реагировать и нестандартно мыслить в экстренных ситуациях. Поэтому дважды в год авиадиспетчеры проходят обязательный медицинский осмотр как физического, так и психического здоровья. Проводятся тесты физических и психологических нагрузок.

Основные требования к кандидатам

Базовым требованием для трудоустройства в Домодедово является наличие высшего образования. Исключением являются вакансии по обслуживанию и техническому обеспечению авиагавани и смежных предприятий. Руководство и кадровые менеджеры воздушного узла, всегда рады новым специалистам, которые владеют иностранными языками.

Домодедово является главным международным аэропортом страны, поэтому всем, кто связан с обслуживанием пассажиров, необходимо знать хотя бы английский язык или немецкий язык. К каждой вакансии имеются свои уникальные требования, ознакомиться с которыми можно на сайте компании либо связавшись с менеджером. Универсальными условиями являются:

  • Психологическое тестирование;
  • Собеседование;
  • Медицинская комиссия;
  • Коммуникабельность и работоспособность.

Личные качества сотрудников

Работа в огромном и популярном аэропорту имеет свою специфику. Поэтому прежде чем отправлять резюме в кадровый отдел Домодедово, следует адекватно оценить свои возможности в плане образования, здоровья, пунктуальности и коммуникабельности. Так как персоналу аэропорта довольно часто приходиться работать в стрессовых ситуациях. Необходимо уметь быстро и трезво оценивать ситуацию, принимать правильные решения и обладать «непоколебимой» психикой.

Крайне важна и физическая выносливость. Большинство служб аэропорта работают посменно «сутки трое», выполняя очень сложные обязанности. Поэтому предпочтение отдается молодым, выносливым и образованным людям.

Обучение на аэронавигационного специалиста

Высшее образование для работы в этой сфере необходимо, поэтому студенты, мечтающие стать аэронавигационными специалистами, выбирают такие направления подготовки:

  • «Аэронавигационное обеспечение полетов»;
  • «Аэронавигация».

Специальность техническая, поэтому абитуриент должен иметь хорошие знания в сфере математики, физики, русского языка, ведь по этим предметам придется сдавать ЕГЭ. В некоторых случаях в списке экзаменов может фигурировать химия, информатика или иностранный язык, поэтому обязательно уточняйте информацию перед поступлением.

Курсы аэронавигационного специалиста

«Авиационная школа Аэрофлота»

На курсах при школе выпускник профильного вуза может получить свидетельство, дающее ему право работать полетным диспетчером, специалистом по наземному обслуживанию или авиационной безопасности. Программ подготовки очень много, цена зависит от выбранного направления, длительности курса, его формата. Это учебное заведение получило отличную репутацию, его выпускников без проблем принимают на работу компании из разных регионов РФ.

Специальности

  • Специальности СПО

    Авиационные приборы и комплексы

    12.02.01

  • Специальности СПО

    Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами

    25.02.02

  • Специальности СПО

    Производство авиационных двигателей

    24.02.02

  • Специальности СПО

    Производство и обслуживание авиационной техники

    25.02.06

  • Специальности СПО

    Производство летательных аппаратов

    24.02.01

  • Специальности СПО

    Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов

    11.02.04

  • Профессии СПО

    Слесарь-сборщик авиационной техники

    24.01.01

  • Специальности СПО

    Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей

    25.02.01

  • Специальности СПО

    Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов

    25.02.03

  • Специальности СПО

    Техническое обслуживание авиационных двигателей

    25.02.07

  • Специальности СПО

    Эксплуатация беспилотных авиационных систем

    25.02.08

Каталог специальностей

Профессиональные обязанности

Для того чтобы летчики безопасно взлетели и посадили самолет в точке прилета диспетчер авиации обязан действовать четко и правильно. А для этого он должен хорошо знать:

  • воздушную навигацию;
  • как влияют явления в атмосфере Земли на авиацию, т.е. авиационную метеорологию;
  • инструкции и правила о распределении воздушных судов относительно друг друга, во избежание их столкновения.

Диспетчер воздушного транспортного сообщения способен управлять всеми этапами движения самолета: взлетом, посадкой, рулением, движением самолета на разных высотах.

Контроль и руководство за воздушным транспортом осуществляется методом слеживания за обстановкой в воздушном пространстве при помощи специального монитора, точнее четырех мониторов и обзорного окна, для наблюдения реальной ситуации в воздухе и на аэродроме.

От внимания и скорости реакции на ситуации авиадиспетчера зависят человеческие жизни, поэтому права на ошибку у людей этой профессии просто нет. Вся их деятельность направлена на то, чтобы таких ошибок в управлении полетами не возникало.

Профессия Авиадиспетчер — Учёба.ру

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Особенности профессии

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер  руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а  вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.

Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.

Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора,  учитывая метеоусловия,  график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы  диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.

Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

Работа диспетчера организована так, чтобы  максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений  – всё это означает повышенное нервное напряжение.

Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector