Выбираем профессию: как можно стать археологом
Содержание:
- Несколько слов о профессии «археолог»
- Обязанности
- Особенности профессии
- Как стать археологом
- Можно ли стать археологом без образования?
- Какими личностными качествами должен обладать археолог
- Второе заблуждение: «Мы не копаем глубоко — только то, что и без нас сто раз перерыто плугом и бороной»
- Обязанности
- Новости
- Плюсы и минусы
- Специальности
- Чего ждать от первой экспедиции
Несколько слов о профессии «археолог»
Археология – это наука, которую можно назвать ключом от прошлого, открывающего дороги будущего. Это одна из самых захватывающих и интересных профессий в мире. Однако не каждый сможет постичь эту профессию, поскольку кроме манящих тайн и романтики, занятие археологией – это серьёзный научный труд!
Как появилась профессия «Археолог»
Археология относится к историческим дисциплинам, она изучает историческое прошлое человечества по вещественным источникам, к которым относятся орудия производства и созданные материальные блага (предметы искусства и быта, сооружения).
Наука археология зародилась в Древней Греции. Слово «археология» происходит от древнегреческих слов ἀρχαῖος — древний и λόγος — слово, учение.
Археология в России получила широкое распространение в 18-19 веке.
Какими качествами должен обладать археолог?
Человек, желающий стать археологом, должен обладать, прежде всего, терпением и аналитическим складом ума. В тоже время здесь не обойтись и без творческого подхода. Если вы решили стать археологом, то вы должны понимать, что вам придется много времени проводить в командировках, заниматься анализом и систематизацией данных, работать с большим объёмом документов. Ко всему же археолог должен быть коммуникабельным, так как ему придется часто принимать участие в коллективных работах, обмениваться данными. Также плюсом будет неприхотливость в быту, будущему археологу, возможно, придется ночевать в заброшенных и диких местах в палатке. Хорошая память – это тоже верный помощник археолога.
Противопоказание к профессии по состоянию здоровья
Профессия археолог подразумевает определенные нагрузки на организм. Поэтому труд археолога может стать опасным для здоровья и жизни при следующем ряде заболеваний:
- нарушения артериального давления;
- заболевания сердца;
- потери сознания, судороги;
- расстройства речи или слуха;
- сахарный диабет;
- хронические инфекционные заболевания;
- кожные заболевания;
- геморроидальные расстройства;
- употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
- заболевания органов пищеварения и выделения;
- некорректируемое снижение остроты зрения.
Преимущества профессии «археолог»
Основное преимущество – соприкосновение с тайнами древности. Раскопки древних могильников и городов, интересные экспедиции. А может, повезет, и вы сделаете значимое открытие, тогда вас ожидает всемирная известность!
Что нужно для того, чтобы стать археологом?
Чтобы успешно освоить профессию археолога, вам нужны отличные знания по следующим школьным предметам:
- география;
- история;
- физика;
- химия.
Кроме того, понадобятся дополнительные знания в сфере геологии, антропологии, культурологии, истории цивилизаций.
Чтобы убедиться в том, что вы правильно выбрали себе профессию, можно и даже желательно записаться в поисковый отряд (поиск останков павших солдат ВОВ) или исторический клуб. Здесь вы сможете принять участие в раскопках или исторических реконструкциях и понять, хотите ли вы этому занятию посвятить всю жизнь. Вы также можете принять участие в археолого-этнографических студенческих конференциях. Настоящим археологом вы можете себя почувствовать, приняв участие в международных волонтёрских проектах, часто проводимых Русском географическим обществом.
Обязанности
Итак, что делает археолог. Прежде всего, он принимает участие в экспедициях. На первом этапе специалисту нужно конкретизировать область раскопок и получить разрешение для их проведения. Затем он приступает к изучению истории этой зоны, чтобы знать о ней все.
Второй этап – практический. Как работают археологи «в поле»? Они буквально добывают из земли артефакты
Каждая находка максимально осторожно извлекается и укладывается в специальный пакет, коробку или ящик. Ее обязательно нумеруют, описывают и заносят в каталог, после этого отправляют на исследование в лабораторию
Артефакты фотографируют и обрабатывают специальным защитным раствором. Если этого не сделать, есть риск их разрушения из-за воздействия открытого воздуха. В «арсенал» археолога входят не только увесистые лопата, кувалда, кирка, но и мини-инструменты, предназначенные для самой аккуратной работы. К примеру, подточенный 6-дюймовый гвоздь с успехом используется для очищения хрупкой косточки.
Сегодня археологи работают с современными компьютерными технологиями, которые помогают сделать 3D-реконструкцию участка местности по данным древних карт или воссоздать объемную модель какого угодно предмета. Появилось даже целое направление – виртуальная археология. Основывается оно на новейших методах моделирования, трехмерной графики и реконструкции.
Продолжительность исследований бывает разной – от 2-3 часов до 10 лет. Состояние некоторых артефактов может быть неудовлетворительным настолько, что они рассыпаются даже при легком касании. Это существенно осложняет и затягивает работу археолога.
Особенности профессии
Артефакт в археологии (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.
Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.
Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.
Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.
Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.
По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная – поиск под водой;
Экспериментальная – реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).
Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом – при планировании раскопок, фотоаппаратом – для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.
Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.
Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет – это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать
А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.
В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.
Только по призванию
Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек». (Н.В. Полосьмак – доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)
По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого, находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно». (С.В. Белецкий – доктор исторических наук. Основной круг научных интересов – археология Пскова.)
Как стать археологом
Для получения профессии археолога, нужно закончить исторический факультет с этим направлением или же окончить факультет по специальности «Музейное дело и охрана памятников».
Какие навыки нужны
Чтобы стать археологом, пригодятся следующие навыки:
Эрудированность. Археолог должен быть эрудированным в самых разнообразных сферах – начиная с истории и заканчивая физикой.
Умение чертить. Профессия археолога требует составление схем и подробных планов.
Владение фототехникой
Процесс раскопок и находок важно фиксировать.
Навыки скалолазания и владения альпинистским или дайверским оборудованием.
Коммуникабельность. Долгое время необходимо провести с одними и теми же людьми
Нужно уметь договариваться и решать конфликты.
Готовность к монотонной работе. Раскопки могут затягиваться, и для работы лопатой и кисточкой нужно иметь терпение.
Аккуратность
Артефакты требуют бережного отношения.
Внимание к деталям. Археолог должен уметь анализировать и делать выводы из мелочей и порой не самых видных признаков.
Аналитические и дедуктивные способности
Археолог должен уметь соединить знания из разных областей и провести сравнительный анализ.
Какие предметы нужно сдавать на археолога
На археолога нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Иногда понадобятся: черчение, физика, биология или химия.
Сколько учиться после 9 и 11 класса
Если Вы хотите стать археологом после 9 класса, то нужно пойти в колледж по направлению «История», а после поступить в ВУЗ по направлению «Археология».
Если Вы решили пойти учиться после 11 класса, то стоит сразу нацелиться на вуз.
Обучение после 9 класса в колледже составит 3 года и 10 месяцев. После 11 класса – 2 года 10 месяцев.
Обучение в вузе составляет 4 года.
Возможно ли дистанционное обучение
Дистанционное обучение по данной специальности невозможно. Но можно на базе полученного высшего образования пройти дистанционные курсы повышения квалификации
Можно ли стать археологом без образования?
В этой части статьи разберемся, как стать археологом без образования и возможно ли это. Рассмотрим подробнее профессию, оценим достоинства и недостатки, социальную значимость.
Получить диплом археолога можно только после окончания исторического факультета. Отыскать работу по специальности могут люди, у которых есть высшее образование. Лишь после университета можно рассчитывать на карьеру в этой области. Речь идет о руководительских должностях и археологическом надзоре. Поэтому без образования стать профессиональным археологом не получится.
Археолог – человек, изучающий быт и культуру древних цивилизаций по останкам жизнедеятельности, которые сохранились до наших дней. Основная работа сводится к раскопкам, во время которых он ищет источники исследования.
Археология напоминает работу детектива. Это творческая профессия, поскольку предусматривает использование абстрактного мышления и воображения. Только так можно воссоздать картину прошлого.
Археологи работают с частицами большой мозаики, и только собрав ее полностью, удается разгадать загадку. В некоторых случаях на это уходят целые годы. Тем не менее, раскрытие тайны археологических памятников этого стоит.
Преимущества археологии
- Социальная значимость. Археология – важная наука, раскрывающая тайны древних цивилизаций, изучающая культуру разных эпох.
- Нередко во время работы приходится сотрудничать с иными научными отраслями. Благодаря этому упрощается анализ объектов, оптимизируются исследовательские методики.
- Вывод – работа археологов востребована в мире, поскольку многие цивилизации и народы еще не изучены полностью.
- Работа сводится к поиску памятников старины и прочих исторических объектов. В некоторых случаях они работают в музеях, где следят за сохранностью предметов, знакомят посетителей с экспонатами, проводят экскурсии и организовывают интересные выставки.
- Деятельность предусматривает раскопки в разнообразных климатических условиях. По этой причине каждый специалист должен иметь отменную физическую подготовку, завидную выносливость, крепкое здоровье и не страдать от аллергии.
- Археологические экспедиции продолжительные. Следовательно, археологу необходимо быть уравновешенным, спокойным и эмоционально подготовленным.
Видео информация
Мы создали общую картину. Как видите, эта профессия одновременно интересная и сложная. Что касается ответа на вопрос, скажу одно – без образования не стать археологом.
Какими личностными качествами должен обладать археолог
Качества, которыми должен обладать археолог:
готовность к работе в не самых комфортных условиях – зачастую раскопки ведутся вдали от цивилизации, где даже с элементарными удобствами возникают проблемы;
терпение и способность в течение долгого времени выполнять монотонную работу – день многих историков «в полях» состоит из махания лопатой, кисточкой или щеткой;
коммуникабельность, способность хорошо ладить с окружающими – нередко на раскопки уходят месяцы, во время которых приходится общаться с узким кругом людей;
нацеленность на выполнение не только интеллектуальных заданий, но и тяжелых физических упражнений – у многих археологов рабочий день состоит из ношения тяжестей, нахождения в неудобном положении;
увлеченность своим делом, готовность постоянно учиться – если этих качеств нет, то сложности, связанные с направлением, быстро перекроют все его положительные стороны;
умение замечать мелочи, анализировать их, делать выводы из не самых очевидных признаков;
способность сопоставлять массу различных данных, оперировать большими объемами информации, быстро принимать решения;
аккуратность, педантичность – большинство артефактов находится в уязвимом перед человеком положении
Любое неосторожное движение способно уничтожить историческое наследие;
отсутствие фантазии или способность ее сдерживать – археологи работают только с очевидными вещами. Они должны уметь абстрагироваться от теории, делая заключения только по доказанным фактам.
Полевому или подводному археологу необходима хорошая физическая подготовка и выносливость. Представителям профессии нередко приходится работать в неблагоприятных условиях, при критических показателях температуры и влажности, отсутствии элементарных удобств. Врачи выделяют ряд медицинских противопоказаний для соискателей специальности: болезни сердца, перепады АД, судороги, проблемы со слухом или речью, сахарный диабет, нарушение состава крови, дерматиты, хронические инфекции. Необходимо также отсутствие аллергических реакций на различные раздражители – от пыли или укусов насекомых до химических реагентов.
Второе заблуждение: «Мы не копаем глубоко — только то, что и без нас сто раз перерыто плугом и бороной»
Вот вам фотография из той же Соколовой Пустыни
Здесь я показываю глубину культурного слоя, который складывался (внимание!) 1500 лет!
Чтобы разрушить памятник, не нужно копать глубоко. В нашей полосе всегда строили в основном из дерева, процессы гниения и почвообразования сжимают сотни лет в считаные сантиметры.
Исключения (вроде Великого Новгорода) уникальны, и они всегда вызваны редкими сочетаниями условий. (Об этом мы подробно говорили с Андреем Долгих.)
Многие черные копатели наслышаны о том, что существует такие понятия, как «культурный слой» и «контекст». Это важные для археологов штуки, их нельзя разрушать. Проще всего объяснить эти понятия на примере погребений. Когда мы раскапываем курган, по расположению предметов мы можем реконструировать обряд и понять, к какой культуре принадлежал погребенный.
Вот, например, обратите внимание, как в своей диссертации Сергей Каинов скрупулезно фиксирует расположение каждого предмета в гнёздовских погребениях. Потому что анализ этих деталей дает специалисту массу информации
Даже если археолог найдет то же самое погребение с теми же находками, но переворошенным черным копателем, он потеряет 50% информации. И речь идет не об абстрактных «железочках», а об ответах на конкретные вопросы, которые задают все любители истории (в том числе и сами копатели): какой здесь жил народ? Когда и как он освоил эту землю? Как было устроены общество и власть в то время? Как все это менялось?
То же самое касается поселений. Вот на этой схеме видно, как, тщательно фиксируя каждую находку, Михаил Петров может не только восстановить план средневековой новгородской усадьбы, но и строить разумные предположения о том, в какую сторону был направлен выход из избы, которая не сохранилась до нашего времени.
И вот тут мы возвращаемся к заблуждению «мы не копаем глубоко и только там, где культурный слой уже нарушен сельскохозяйственной деятельностью». Я уже упоминал Суздальское ополье. Эту землю перепахивают сотни лет. Но археологам современные технологии позволяют не только находить здесь поселения домонгольского периода, но и понимать, как менялась их география во времени. Вот карта датированных находок, посмотрите внимательно, даже вы увидите жизнь села: вот оно возникло, потом расширилось, а потом «переехало» на другую сторону оврага.
Суздальское ополье — это место, откуда начиналась Владимиро-Суздальская Русь, которая потом стала Московским княжеством и современной Россией. Всех любителей истории волнует вопрос: а откуда конкретно сюда пришли славяне в IX–X веках? С территории современной Украины, из Смоленщины или из района Великого Новгорода? Мы могли бы ответить на этот вопрос, если бы по этим бескрайним, «не интересным археологам» полям десятилетиями не гуляли люди с металлодетекторами, которые собрали все находки — маркеры культуры и этничности. Эти страницы нашей общей истории навсегда вырваны и уничтожены.
Если вам кажется, что это все преувеличение и археологи не так много могли бы узнать благодаря невзрачным находкам, которые буквально валялись под ногами, вот вам еще одна схема. Глядя на нее, Анастасия Федорина рассказывает не просто об устройстве села, а о том, как располагались постройки на конкретной усадьбе. Мы понимаем, где была жилая зона, где стоял забор, где был двор… Представьте, сколько бы мы узнали, если бы имели дело не только с керамикой, но еще и металлическим «потеряшками»?
И вот тут мы приходим к еще одному заблуждению.
Обязанности
Археолог — это учёный, осуществляющий поиски вещественных источников, которые являются результатом человеческой жизнедеятельности, исследует их и реконструирует на их основе историческое прошлое человечества. Основные орудия труда специалиста по археологии — лопатки, ножи, кисточки, щётки. Эта профессия связана с частыми экспедициями и работой «в поле».
Существует несколько видов археологии: подводная, полевая, экспериментальная, виртуальная, данных и др. В обязанности археолога входит:
- поиск вещественных источников;
- описание и классификация предметов, в разное время изготовленных руками человека, определение их возраста и происхождения, степени уникальности;
- работа в археологических экспедициях;
- написание статей и освещение результатов исследований в научно-публицистической литературе, прессе;
- составление отчётов.
Археолог должен обладать глубокими знаниями истории, этнографии (науки о народах, культуре, быте), антропологии (науки о человеке, его происхождении и развитии), топографии (дисциплине, занимающейся составлением карт), геодезии (науки о Земле и земной поверхности). Ему также помогут знания геральдики (науки о гербах), сфрагистики (дисциплины, изучающей печати), нумизматики (дисциплины, изучающей монеты), текстологии (дисциплины, изучающей тексты).Ему необходимы навыки:
- раскапывания артефактов;
- фотографирования;
- рисования;
- черчения;
- реставрации;
- методов сохранения предметов из различных материалов;
- составления карт и схем;
- владения графическими редакторами.
Также археологу нужно владеть туристическими навыками: уметь ставить палатку, обустраивать быт в поле, готовить еду. Для работы в горной местности потребуются навыки скалолазания, под водой — дайвинга.
Таким образом, работа специалиста по археологии объединяет в себе как умственный, так и физический труд.
Новости
Заявка Аркадия Авдохина на российско-австрийский исследовательский проект поддержана РФФИ и FWF
26 марта 2021 года доцент ИКВИА ВШЭ, старший научный сотрудник НУЛ медиевистических исследований ВШЭ А.С. Авдохин получил уведомление, что его заявка на грант для коллективного российско-австрийского исследовательского проекта по паломническим надписям в Византии и Древней Руси одобрена Российским фондом фундаментальных исследований и Австрийским научным фондом (FWF Der Wissensсhaftsfond).
Наукаисследования и аналитикавизантинистикаВизантия и славянеДревняя РусьИнститут классического Востока и античности
31 марта
Мария Денисова о книге Маргарет Этвуд «Пенелопиада» (видео)
25 марта состоялось очередное собрание Книжного клуба ИКВИА. Для чтения и обсуждения была выбрана книга «Пенелопиада» Маргарет Этвуд. О книге рассказала выпускница магистерской программы Института восточных культур и античности РГГУ «Классическая и восточная филология» Мария Денисова.
Свободное общениелекториидискуссииантиковедениекнижный клублитературоведениеИнститут классического Востока и античности
30 марта
Вино и Власть: радиопрограмма с участием Андрея Можайского
Доцент ИКВИА ВШЭ к.и.н. Андрей Можайский дал комментарий на Радио России для программы «Радио Док», посвященный влиянию виноделия на историческое развитие Древней Греции (тема программы: «Вино и Власть»).
ОбществоСМИантиковедениеИнститут классического Востока и античности
21 марта
Археология с мелодией в правой руке: Интервью с Валентиной Мордвинцевой
Доцент Центра античной и восточной археологии ИКВИА Валентина Мордвинцева рассказала студентам направления «Классическая и восточная археология» о своем профессиональном пути и о взглядах на науку. Беседовали студенты 2 курса магистратуры по археологии Владислав Земенков и Елизавета Бойко.
Наукапрофессоравзгляд ученогоархеологияинтервьюИнститут классического Востока и античности
6 марта
Плюсы и минусы
Очевидным плюсом работников в сфере археологии считается возможность часто подолгу путешествовать в кругу своих единомышленников. Помимо этого, львиную долю своего рабочего времени представители этой профессии проводят в природной среде на свежем воздухе — и это тоже можно считать преимуществом специальности.
Никаких других преимуществ данной специальности определить не удалось. Не исключено, что именно такой неубедительный перечень достоинств и стал причиной того, что в наши дни археология как учебное направление стремительно теряет свою популярность у абитуриентов.
В то же время минусов у профессии археолога намного больше. Перечислим самые весомые.
- Со стороны может показаться, что археология представляет собой приключения, походы и знаковые открытия. Однако на практике это тяжелый, изматывающий физически труд и монотонная работа, с которой зачастую не справляются даже самые сильные и выносливые мужчины.
- Низкие зарплаты, а порой и вовсе полное отсутствие заработков. Это объясняется слабым государственным финансированием расходов на проведение любых исследований артефактов.
- Многие месяцы, проводимые в спартанских условиях, приводят к тому, что археологи зачастую вынуждены питаться тем, что предлагает природа и спать на голой земле под открытым небом.
- Далеко не каждые раскопки заканчиваются великими открытиями. Случается, что значимые находки совершает кто-то другой, и в этом случае у специалиста возникает чувство, что часть жизни прожита напрасно.
- Ну и конечно, продолжительные археологические экспедиции препятствуют созданию семьи и построению полноценной личной жизни.
Специальности
Список вузов где учат на Археолога в Санкт-Петербурге:
какие предметы сдавать, стоимость обучения на Археолога, проходные баллы и выбор специальности.
г. Санкт-Петербург, просп. Средний В.О., д. 57/43Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Мировые политические процессы и международное сотрудничество |
Рус Общ Ист |
296 | 140 | 240 000 ₽ |
г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 67, лит. АСанкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Международные отношения |
Рус Общ Ист |
277 | 200 | 160 000 ₽ |
г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Зарубежное регионоведение (общий профиль) |
Рус Ист Иняз |
286 | 190 | 180 000 ₽ |
Азиатские исследования |
Рус Ист Иняз |
Набора не было | Набора не было | |
Европейские исследования |
Рус Ист Иняз |
Набора не было | Набора не было |
г. Пушкин, Петербургское ш., д. 10Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Историческое краеведение |
Рус Общ Ист |
Набора не было | Набора не было |
г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта
Международные отношения |
Рус Общ Ист |
Набора не было | 104 968 ₽ |
197110, г. Санкт-Петербург, Чкаловский пр., д.15, литер АНевский институт языка и культуры
Зарубежное регионоведение |
Иняз Ист Рус |
г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 6Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Зарубежное регионоведение |
Рус Общ Ист |
Набора не было | 146 | 160 000 ₽ |
История |
Рус Общ Ист |
Набора не было | 149 | 160 000 ₽ |
г. Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 22, к. 1Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича
Зарубежное регионоведение |
Рус Общ Ист |
Набора не было | 120 | 180 000 ₽ |
г. Санкт-Петербург, ул., Садовая, д. 21.Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Азиатско-Тихоокеанский регион |
Рус Ист Иняз |
288 | 157 | 198 000 ₽ |
Зарубежная Европа |
Рус Ист Иняз |
288 | 157 | 198 000 ₽ |
Латинская Америка |
Рус Ист Иняз |
288 | 157 | 198 000 ₽ |
Внешняя политика России и зарубежных стран |
Рус Ист Иняз |
286 | 151 | 210 000 ₽ |
г. Санкт-Петербург, Литейный просп., д. 42Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
Международная интеграция и международные организации |
Рус Ист Иняз |
Набора не было | 90 | 130 000 ₽ |
Международные гуманитарные связи |
Рус Ист Иняз |
Набора не было | 90 | 130 000 ₽ |
Чего ждать от первой экспедиции
В первую экспедицию меня взяли по знакомству на три дня. Раскопки велись за городом, так что жить приходилось в походных условиях, к чему я не был готов. В школьные годы я бывал в походах, но провести несколько дней в палатке, без удобств, мыться в речке и есть туристскую еду было непривычно.
Мне показали раскоп и научили перебирать грунт
Переборка — ответственное дело, ведь важно не упустить мелкие детали, например, лезвия или бусины. В той экспедиции исследовали усадьбу то ли дружинника, то ли княжеского представителя средневекового поселения под Городцом
Находку относят к XII–XIII веку. В экспедиции я увидел кости, посуду и оружие тех времён.
В последующие годы на раскопках я часто встречал людей, которые не имели представления об археологическом быте, как и я в первый раз. Девушки иногда приезжали со свежим маникюром и педикюром, который терял вид в первые минуты работы на раскопе. Неопытные участники экспедиции одевались для принятия солнечных ванн и за день обгорали до волдырей.
По приезде домой тяготы экспедиционного быта уже не казались чем-то существенным, особенно в сравнении с романтикой походной жизни. Всего за несколько дней экспедиции я так увлёкся археологией, что поступил на истфак и пять лет участвовал в раскопках.
Палаточный лагерь и тент над полевой кухней
Я в экспедиции в д. Першино, приготовление обеда, 2009 год