Система образования в россии

Каким должно быть российское образование в свете главной тенденции его развития?

Такое образование должно, с одной стороны, полноценно ввести человека в современный мир, а для этого дать каждому человеку фундаментальное академическое образование, с другой – готовить его к решению постоянно возникающих новых задач, а это значит, что необходимо образование, формирующее творческую личность.

Отсюда требование организации двух систем образования: с одной стороны, общего –ориентированного на то, чтобы дать человеку современную картину мира, ввести в пространство фундаментальных деятельностей, базового социального опыта, с другой – образования, развивающего творческое начало в человеке. При этом эти системы могут сосуществовать и отдельно и вместе.

Владимир Михайлович Меньшиков

Высокая скорость обучения

Всего какие-то 20—30 лет назад, получив профессию, можно было планировать свою карьеру и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сегодня такая ситуация практически невозможна: уходят в прошлое не только целые специальности — структура самих профессий меняется с огромной скоростью. И мир продолжит ускоряться. Времени на неспешное развитие не остается. Единственный выход – переобучение в максимально короткие сроки. Востребованным станет формат интенсивного точечного обучения с использованием цифровизации – например, чат-ботов и искусственного интеллекта. Они способны проводить в том числе и образовательные марафоны в сжатые сроки, отслеживать качество усвоения новых знаний, формировать отчет по итогам обучения.

Управление образовательной системой в РФ

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • систематичности и целостности;
  • правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

  • центрального;
  • вневедомственного;
  • республиканского;
  • автономно-областного;
  • автономно-окружного.

Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.

Образование и его учебно-методическое обеспечение

Информационная база является основным инструментом организации образовательного процесса. Она отражает не только способы выстраивания учебного процесса, но дает полное представление об объеме содержания обучения, которое подлежит усвоению.

Основная преследуемая цель – это реализация требований государственных образовательных стандартов по предоставлению всем учащимся полного комплекта учебных и методических материалов для всех форм образования.

Вопросы учебно-методического обеспечения процесса образования курирует Минобрнауки РФ. Оно же утверждает федеральный перечень учебников, их содержание. Согласно приказу ведомства, все школьные учебники должны также иметь и электронную версию с содержанием мультимедийных и интерактивных элементов.

Хорошо налаженное учебно-методическое обеспечение позволяет систематизировать методические, нормативные материалы; проанализировать и повысить эффективность и качество учебных занятий; выстроить объективную систему оценок знаний обучающихся и выпускников.

Вариант №2

Образование, которое человек получает в школе является основным. Образование является отражением времени, в котором живет общество. Образование необходимо постоянно реформировать и это не легко. Главное то, что сложно проводить реформы в системе образования, которая не обеспечена должными ресурсами для этого, это касается как инфраструктуры, так и преподавателей.

Если сравнивать систему образования СССР и нынешней России, то естественно при союзе образование было жестким, благодаря строго выполняемым учебным планам, которые были для всех школ одинаковые. Главным было, дать детям знания исключительно в определенных предметах и не более. В основном это были инженерные науки. Гуманитарным предметам уделялось немного времени. Учебный курс как правило был везде одинаковый и строго утверждался правительством.  Учебники и другая литература были также одинаковые, бесплатные.

СССР уже не существует, а современная Россия перестраивается под новый лад жизни, соответственно происходят изменения и в системе образования. Образование стало более гуманным, индивидуальным, открытым для новых решений. Появилось множество разнообразных учебных заведений, начиная от специализированных школ и училищ и заканчивая институтами и университетами. Стали развиваться и негосударственные учреждения. Сегодня человек может проявить себя во всех известных сферах, благодаря разнообразию учебных заведений. Но, частные учебные заведения не мешают в общем системе образования быть федеральной и централизованной. Если сравнивать структуру российского образования, то ее можно сравнить с немецкой, только весьма в упрощенной форме.

Первые знания человек получает благодаря дошкольной системе образования. Знания даются детям в детских садиках. Дети начинают ходить в сад с 1-2 лет и до 6-ти. За это время воспитатели дают детям элементарные знания, необходимые для дальнейшего обучения в начальной школе. В школу ребенок поступает с полных 6-ти лет. Начальной школой читается первые 4 года учебы. Сегодня родители могут отдавать своих детей не только в обычные школы, но и гимназии, лицеи. В таких заведениях также, как и в школах дети учатся 11 лет.  

После окончания начальной школы, ученик переходит в 5-й класс. Теперь необходимо проучиться 5 лет до 9-го класса. Это называется средняя школа. Когда ученик заканчивает 9-ть классов, то ему вручается аттестат, который говорит о том, что человек получил общее среднее образование. После окончания 9-ти классов, человек имеет право продолжить учебу в школе, либо поступить в техникум или колледж.

Для получения полного среднего образования, необходимо закончить 11-ть классов школы. С данным аттестатом у человека появляется возможность поступать в ВУЗ. В высшее учебное заведение можно поступить также после училища, колледжа или техникума.

В ВУЗе человек по его окончанию получает степень бакалавра, специалиста или магистра. Диплом является подтверждением того, что человек имеет высшее образование. Человек может так же остаться в ВУЗе и продолжить заниматься научной деятельностью. Это дает возможность в дальнейшем получить степень кандидат наук, а потом и доктор наук.

Образование является очень важной структурой, на ряду с медициной и другими отраслями. Систему образования необходимо постоянно реформировать и подстраивать под современный лад жизни

 Необходимо обеспечить людей должными условиями для получения знаний. Нужно сделать многое в системе образования России, для того чтоб «умы» не покидали родную страну в поисках лучших мест.

Современные предпосылки развития управления системой образования

В настоящее время в РФ идет становление новой системы образования – совокупности образовательных программ и стандартов, сети образовательных организаций и органов управления, а также комплекса принципов, определяющих функционирование системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. 1). Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. 2). Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 3). Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. 4). Особая роль отводится духовному-нравственному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. 5). Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. 6).  Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. 7). В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных организаций выбирать и конструировать процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важен своего рода диалог различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими, национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.  В настоящее время в основу модернизации системы образования РФ положены такие принципы:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики и, следовательно, характер образования и специфику образовательных организаций в стране.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Классификация образовательных функций

Функции образования в обществе бывают либо явными, либо латентными. Первые выделяют как обязательно необходимые, вторые – это непреднамеренный результат деятельности участников образовательного процесса.

Явные функции показывают цели образовательных институтов, а латентные демонстрируют результат. Одними из распространенных явных функций являются:

  • приобретение знаний и навыков
  • подготовка к получению знаний
  • непосредственно обучение
  • усвоение ценностей общества

Из скрытых, основными будут три функции общего образования:

  • формирование социального статуса в обществе
  • нахождение прочных связей
  • поддержка выпускников в поиске работы

Научная литература предоставляет различные экземпляры теорий функций и их систематизации. К примеру, Л. М. Коган выделял ряд функций образования:

  • трансляционную
  • ценностно-ориентировочную
  • гуманистическую
  • адаптационную

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Известной и востребованной до сих пор является теория П. О. Кенкманна. Он подчеркивает возможность реализации социальных программ через образовательный процесс. Функции общего образования с примерами, выделенные им:

  • социальная, которая базируется на социальной структуре общества
  • профессиональная, благодаря которой членов общества подготавливают к выполнению обязанностей
  • гуманистическая, заключающаяся в передаче знаний младшим поколениям
  • идеологическая, сформированная вокруг обособления четкой жизненной позиции человека

Теорию подкрепляет и дополняет В. Т. Лисовский, добавляя в перечень моральную и политическую функции.

Общая характеристика делит основные функции образования на социально-культурные и социально-экономические. Первый пункт включает в себя гуманистические и социальные аспекты, культурные явления. Второй более зациклен на формировании профессиональной среды. В настоящем профессионале своего дела наиболее ценится гармоничное сочетание всех вышеназванных аспектов.

Особенности системы образования

В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:

  • Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
  • Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
  • Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
  • Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.

На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.

Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:

  • Образовательные организации.
  • Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
  • Органы управления.

На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:

Система Особенности
централизированная Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах.
децентрализированная Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения.
смешанная Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти.

Возможно ли настоящее развитие российского образования?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, что нет простой связи между развитием общества и его отдельными социальными сферами. Общество может отставать в своем развитии в одних сферах, но быть впереди в других.

Одним из высших достижений СССР было его образование! Секрет успеха нашего образования был в том, что в СССР удалось построить подлинно классическую систему образования для всех.

И значит, наша задача, поняв, что нам досталась по концепции лучшая система образования в мире (на Западе она существует только в виде элитарных школ), – сохранять и развивать эту систему. А это можно сделать, только органично развивая эту систему, для чего вспомнить, что много раз президент России указывал на необходимость развития образования на основе традиционных ценностей нашей страны. Увы, его прямые указания не выполнены. Возникает вопрос: «А что ты предлагаешь?» Прежде всего кардинально изменить идеологию развития российского образования. Это должна быть не либеральная, а консервативно-патриотическая идеология, предполагающая развитие страны и ее образования на своих собственных устоях. При этом речь вовсе не идет ни об изоляции, ни тем более об отставании в развитии. Просто развивать что-то можно только внутренне развивая саму систему, совершенствуя ее в логике внутреннего развития, взаимодействуя при этом со всем миром.

Соответственно, и успешное развитие нашего образования возможно как органичное развитие классических начал. Это и есть образование, наиболее успешно развивающее всесторонне развитую творческую личность, и есть ответ на вызовы времени, на непредсказуемые природные и социальные вызовы. А это требует сверхнапряженного ежедневного труда по развитию нашего образования всеми его субъектами – от государства до родителей.

А далее необходим подбор кадров. Мало принять решение о полете в космос и выделить средства на постройку ракеты, надо найти Королева, способного сконструировать и построить ракету. Подчеркну: речь идет не о чистке кадров, а о подборе кадров, способных решить колоссальную по трудности проблему органичного развития российского образования, стоящего перед глобальными вызовами.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания. 

Три уровня образования, характеристика

Современное высшее образование в РФ подразделяется на:

  • бакалавриат;
  • специалитет / магистратуру;
  • подготовку кадров высшей специализации.

Бакалавр

Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:

  • одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
  • выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам. 

Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:

  • специалиста;
  • магистра. 

Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.

Магистр

Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.

Специалист

Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной  специализации. 

Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:

  • 5 лет для очной формы обучения;
  • 6 лет для заочной. 

По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector